Helga,
Галя, если у вас есть ответы на вопрос: как всё это было организовано в 1959 в Ивделе, коль скоро есть ветеран который знает эту кухню я попрошу вас привести его нам эту часть его воспоминаний.
У меня нет ответов на эти вопросы. Более того, явно говорится в интервью, что он был участником наземной партии и сам не летал, а во вторых - он пришел в экспедицию во второй половине 1959 года.
И пожалуйста, не надо втягивать меня в обсуждение истории 123 а\отряда, хотя она наверняка замечательная. Потому что попытка "найти часы" была сделана по принципу там где их потеряли, а не под фонарем - где светлее. Была попытка разобраться именно вот с этими вопросами
Вероятность того, что делалась профессиональная АФС очень маленькая, но все таки такая вероятность есть.
И поэтому чтобы разобраться в этом вопросе, нужно разобраться кто мог быть Заказчиком и кто Исполнителем.
Исполнителем могли быть подразделения как ГА, так и МО. Чтобы разобраться нужен точный перечень самолетов, участвоваших в поисковых работах и сведения были ли на каком либо из них АФС оборудование.
Кто мог быть Заказчиком? В УД данных нет, может быть какие то сведения сохранились в служебной переписке Прокуратуры, не включенной в УД.
В архивах Госгеонадзора может сохраниться информация о регистрации таких работ, если кто то запрашивал разрешение на такие работы и делал такие работ
автор предполагает одну схему - кто-то
специально для поисков заказал эту фотосъемку Был предположен другой вариант - кто-то по каким-то причинам УЖЕ вел там фотосъёмку и к ним просто обратились за помощью. И Именно по этой схеме начался поиск.
И ответы на вопросы, совершенно справедливо поднятые в 2010 году профессионалом" были получены.
АФС авиаотряды ГА могли выполнять АФС работы для любого ведомства
в данном случае это была Главгеология СССР, Новосибирское территориальное управление, Новосибирский геофизический трест.
Исполнителем могли быть подразделения как ГА, так и МО
исполнителем был 6 авиотряд воздушной съемки Новосибирского управления ГА.
Чтобы разобраться нужен точный перечень самолетов
ну, нумерного перечня самолетов нет, есть данные сколько самолетов летали в какой период времени и с каких аэропортов базирования. Это были самолеты ЛИ-2, из Ивделя они НЕ летали.
Есть общее количество часов налетов и та сумма, которая была оплачена по договору.
Наиболее вероятно, что Ортюков использовал в донесении неправильную терминологию. И поэтому наиболее вероятно, что он имел в виду то, что на каком то самолете наблюдатель делал фотосъемку "с руки" обычным фотоаппаратом. Вероятность того, что делалась профессиональная АФС очень маленькая, но все таки такая вероятность есть.
Это была профессиональная с.емка.
"Самолетовождение осуществлялось визуально по топокартам масштаба 1:100 000 с одновременным фотографированием ориентиров на линии полета через каждые 10-20 км, Секущие маршруты выполнены при сплошном фотографировании линии полета...
Для фотосъемки использовались фотокамеры АФаТЭ 70,55" Для целей топографии в те времена использовался АФА-ТЭ с форматом кадра 18х18 см и фокусными расстояниями 70, 100, 140, 200 и 350 мм.
Если вы внимательно слушаете интервью, то там есть информация о катастрофе одного из самолетов этого авиаотряда. С помощью гугла легко находятся подробности этой катастрофы и ты прекрасно видишь, что помимо членов экипажа на борту находятся магнитолог и фотограф.
Посему еще раз. Если документально подтверждается, что
- была организация, которая вела планомерные работы, включающие в себя и профессиональную аэрофотосъемку района перевала
- есть исполнитель, который четко указан
я буду считать, что 90% это именно те, кто и был бы привлечен к поискам.
Естественно, есть 10% вероятности другого варианта развития событий. Но дятловедов как бы дофига, никто не мешает попробовать выяснить эти варианты.
Добавлено позже:Да, мне очень важно поставить определённые точки на И в этой истории.
Как прекрасно показала Ольга - вопросы начали задаваться ещё 7 лет назад. И у меня подозрения, что все эти 7 лет и шла постепенная работа с использованием доступных ресурсов. Так что я тут практически вообще не при чем. За работой стоят совершенно другие замечательные люди. Но я горжусь тем, что мне предложили поучаствовать в помощи поиска свидетелей, то что я умею делать.
Когда ситуация дошла до точки ощущения "горячо" , то было принято решение попробовать рассказать и заинтересовать комсомольскую правду, потому что в отличии от нас, у них есть Возможность делания запросов и работы с архивами. И вот тут я выскажу, надеюсь, коллективное мнение - огромное спасибо Наталье и Николаю Варсеговым, которые совершенно адекватно отнеслись к информации, действительно заинтересовались хотя это вне рамок версий, а просто технический вопрос, и проделали огромную работу!!! Если вы отследите за их публикациями, то тоже поймёте, что только они работали в архивах несколько лет. Так что это очень длинная история.
Как резюме.
- невозможно что-то делать в одиночку. Только коллективно. И кп с большим энтузиазмом становится членами таких коллективов и делают реальную работу. Можно тратить время на разборки и обвинения, а можно что-то пытаться делать. От себя - мы теряем время. Даже эта тема показала, как быстро уходят люди и как быстро исчезают архивные документы. Иногда ты опаздываешь на месяц в череде 57 лет. Вот это очень обидно. К сожалению есть ощущение, что в этой истории точку поставить не удастся и все останется на уровне предположения. Ну, может кого какая идея осенит если только))
Добавлено позже:серая часть документооборота еще может уничтожаться, но белая красивая часть должна оставаться.
в советское время все сдавалась в архив.
шарашкины конторы в 90-е не берем .
1) есть уровни подчинения. Например в данной ситуации - главгеология СССР, территориальное управление - трест - конкретный заказчик исполнитель.
То же самое по отряду - уровень СССР, территориальное управление, отряд, места базирования.
Архивы разных уровней содержат совершенно разную информацию по степени "серости". Самые информативные архивы - нижнего уровня, но они и самые труднонаходимые и широко уничтожаемые. Совершенно "белые" красивые части не дают конкретики. Например в данной ситуации - есть общее количество часов налёта за 2 года, общий километраж, общая сумма, общее количество самолётов. Но нет данных о том, кто когда реально пролетал над такой-то точкой и сколько раз. Поэтому и разговор идёт о том, что "да, теоретически они там летали", а вот летали ли они 6 февраля - хрен знает.
Действительно ещё обязаны сохраняться документы, которые отражают конкретный стаж конкретного человека. Но вот эти данные попадают под закон о защите персональной информации и доступа к ним нет, даже если случится чудо и ты точно поймёшь вообще о каком конкретном человеке идёт речь, восстановишь все его данные, место жительства и тд. Но никого из 6 авиаотряда нет в живых. Наверно это можно говорить со 100% точностью. А 75 лет не прошло. А когда пройдёт - документы будут уничтожены. Тупик.