Отрывок из статьи в журнале Вокруг света... за 1960 год:
Добавлено позже:Когда-то, очень давно, как говорили старики, сокровищница находилась действительно у Вятки и Перми, где-то в верховьях реки Камы, — в земле, которая тогда звалась Биармией. Но от Новгорода и от Москвы сюда шли русские поселенцы. Тогда хранители перенесли Золотую бабу за Урал, спрятали ее в пещере, что в истоках реки Соеьвы у горы Денежкин камень. Потом через болота Конзы и Юконды ее вынесли на Обь. Этнограф Хр. Лопарев записал воспоминания о том. что баба стояла у Белых гор, где Обь сливается с Иртышом.
Добавлено позже:Украшением многих наших музеев являются золотые и серебряные кувшины, блюда, тарелки, нередко с изображениями реальных и диковинных зверей, доставленные с древних капищ хантов и манси. Все эти вещи изготовлены не в Западной Сибири, а в Средней Азии, Иране, на Кавказе и имеют солидный возраст — от нескольких сот до полутора-двух тысяч лет.
Судя по археологическим находкам, дорогие вещи из серебра и золота в качестве жертвоприношений накапливались подле особо чтимых божеств, сделанных из дерева или сшитых из шкур и тканей в виде кукол. Со временем драгоценные сосуды сами становились предметом почитания как атрибуты богов.
Вот именно этот-то, говоря словами Кунгурской летописи, «приклад» и породил, видимо, легенду о Золотой бабе. - Это за 1964 год статья... тема постоянно муссируется...
Добавлено позже:На карте среди тайги и болот старик показал нам неприметный поселок Юильск, окрестности которого местные народности, ханты и манси, считают святым местом. В 1961 году в одном из амбаров, стоящих на сваях из просмоленной древесины, охотники нашли святыню — Казымскую богиню.
— Дядька мой в то время работал в местном колхозе оленеводом, — говорил, поглаживая бороду, старик. — Про находку он вспоминал с суеверным страхом, только в сильном подпитии. Статуя та была двух метров роста, вся почерневшая от времени. Местные жители в тот лабаз ходить боялись. Согласно преданию хантов, манси и лесных ненцев, всякий, кто потревожит покой богини, именуемой Золотой женщиной или Золотой бабой, поплатится за это здоровьем или даже жизнью. Из Ханты-Мансийска приехала специальная комиссия, только в амбаре вместо золотого идола они обнаружили древнюю деревянную скульптуру, отделанную серебром.
По словам охотника, местные шаманы успели унести и спрятать Золотую бабу. Ученым горожанам досталась лишь ее деревянная копия. Только тот, кто к тому идолу прикоснулся, был проклят. - В лабазе на сваях хранилась... тоже самое что и на фото ребят...
Добавлено позже:По воспоминаниям очевидцев, из города прибыла бригада из семи человек. Колхозники по тропам провели их в лабаз. Каково же было удивление проводников, когда они обнаружили на просмоленном полу вместо недавно стоящего золотого идола деревянную скульптуру, отделанную серебром. Вместе с первоначально найденной реликвией исчез из Юильска и старый шаман со своими помощниками.
— Когда деревянную богиню принесли в село, мы увидели, что она огромного роста, вся сплетена из толстых ветвей, — рассказывает Татьяна. — Ее едва смогли поднять шестеро мужчин. На святыне было надето много шелковых платков, накидок из дорогой парчовой ткани с блестками, ее шею и пояс окутывали меха. Вместе с богиней в лабазе были найдены серебряные портсигары, 96 золотых монет. При описи найденных реликвий присутствовали местные активисты, одной из которых была моя мама Надежда Карповна. Моя бабушка по отцу была очень религиозной. Узнав, что мама посмела прямо смотреть на Казымскую богиню и, более того, трогала ее сакральные вещи, пришла в ужас... Наши предки верили, что святыня обладает мощной энергетикой, и видеть ее без ущерба для здоровья могут только жрецы.
Добавлено позже:поскольку шаманы были главными выразителями традиционной культуры, то для них вплоть до первых лет советской власти продолжала сохраняться традиция воздушного погребения. Поэтому, обнаружив сегодня в тайге древний арангас, можно почти со стопроцентной уверенностью предположить, что он принадлежит ойууну или удаганке. Однако шаманские могилы требуют к себе почтения независимо от того, какой тип захоронения применен.
Некоторые арангасы сохранились до наших дней еще и потому, что существовал достаточно строгий ритуал перезахоронения шаманов, особенно великих. Останки каждого из них лежали в арангасе, пока он не разрушался естественным образом. Однако сибирская лиственница необычайно прочна, она способна удерживать арангас и больше века. В таких случаях, потомки совершали обряд перезахоронения ровно через 100 лет. Из уст в уста передавали следующему поколению необходимую информацию, чтоб не пропустить важную дату. Второй раз перезахоронение шамана проводили опять через 100 лет, или раньше, если арангас разрушался. В третий раз останки предавали земле. Потомки шамана внимательно мониторили состояние воздушного захоронения, каждый раз принося подарки. В то же время старались не беспокоить его без лишней надобности. Каждый раз шаманом совершался древний ритуал. Арангас сооружали девять юношей, еще не познавших женщину. В жертву приносили жеребца черной масти с белой мордой.
Добавлено позже: В одном центральном улусе Якутии на несколько сел окрест лишь один мужчина проговорился ученым, да и то, будучи нетрезвым. По его наводке ученые нашли богатый арангас женщины, одни массивные золотые перстни чего стоили! Но радость была недолгой. Один из участников экспедиции сошел с ума, а другой оглох. Неприятности разного рода прокатились и по жителям окрестных сел
Добавлено позже: Гробы шаманов... Идолы... Молельные места... Всё как у ребят...
Добавлено позже:Добавлено позже:Добавлено позже: «Уральский следопыт» за 1986 год с публикацией Ольги Тапит и читаю: «Манси Роман Яковлевич Чеканов помнит рассказ отца. "Было это примерно в 1939 году, мы тогда на Ингатье жили. Едет отец на маленькой лодке-долбленке и вдруг слышит крик, гортанный, сильный. Никто так из известных ему зверей — а отец охотник, вырос в тайге — не ревет и не кричит. Потом видит: из березняка в пойме речки вышел громаднй мужик и пошел по берегу. Отец на лодке едет, мужик по берегу идет… Так и прошел с ним метров двадцать. И вторая встреча была у Семена Чеканова с комполеном в 1952 году. Об этом знала вся деревня, и сейчас ее подробно помнит манси Г. А. Тайлаков. Чтобы сократить путь, местные жители кое-где на речке Тап пользовались перетасками: перетащат лодку с мыса на мыс и срежут пять, а то и все десять километров. На одном из перетасков встретился Семену Яковлевичу комполен. На этот раз он решил поиграть с человеком или поймать его. Семен, как увидел, под сваленное дерево залез, ствол дерева на толстых сучьях держался. Комполен с одной стороны хотел вытащить Семена — тот быстро уполз на другую сторону. Дерево большое, сучковатое, но комполен не обходил, а легко перепрыгивал и все время пытался поймать человека. Так продолжалось несколько минут. Потом комполен ушел".
…Лет восемьдесят назад, рассказывают старики, возле деревни Кельсино охотники наткнулись на огромного мужика; много раз стреляли, смогли убить. Захоронили на том же месте. И такие сказки про него ходят — будто лоб у него золотой… Охотников, возможно, ошеломил не рост, а обличье существа. Да и с какой стати им стрелять в человека? Вот я и думаю: не рыжим ли волосом было покрыто существо? (Говорим же мы: золотая коса, золотая пшеница. — А.З.)… Местные жители уверяют, что в тех местах собаки всегда ведут себя неспокойно, даже трусливо. А собаки — не комнатные болонки, охотники по крупному зверю, им ли бояться, скажем, медведя? Может, в том бору продолжают жить и ходить другие, подобные убитому, существа?... »
Послесловие к интересной статье Ольги Тапит написал старший научный сотрудник института эволюционной морфологии и экологии животных АН СССР, член Ученого совета Государственного Дарвинского музея Сергей Клумов. Выписку из его рецензии я здесь вынужден привести, поскольку она нечаянно задевает и мое исследование о Яге: «Вопрос о существовании на обширных областях северного полушария нашей планеты полумифического существа, которое в разных районах Земли называют по-разному— «снежный человек», «йети», «дикий человек», «алмас», «мулена», «биг-фут», «сасквач», «тунгу», «комполен» и т. д. — стал особенно активно обсуждаться с начала пятидесятых годов. Высказывания о нем сводились в общем к двум противоположным мнениям. Скептики считали, что все полученные данные представляют перепев древних легенд, передаваемых из поколения в поколение; что всеми этими сказками должны заниматься не ученые биологи, а фольклористы; что «снежный человек» — такой же вымышленный образ, как Баба-Яга, леший…
Добавлено позже: Это мой давний знакомый... Бер...