Я Николаев Иван Иннокентьевич с 1955 года работал на заводе №938, в дальнейшем, переименованном в ОКБ им. Камова в качестве испытателя самолетных двигателей. В конце 1958-го года мне предложили испытать снегоход "Север - 2", в так называемых полевых условиях на Северном Урале.
В частности проверить на морозоустойчивость систему подачи топлива, обогрев кабины, на парусность в условиях сильных ветров, выявление мелких недоделок в конструкции, которая на тот момент была очень сырой. По сути это был кузов автомобиля "Победа" установленный на лыжи с приделанным к нему самолетным двигателем АИ - 14РС. В экипаж назначили меня, и водителя профессионала Святненко Генадия, (отчество не помню), кажется, Георгиевич, еще была группа техников для cсборки разукомплектованного "Севера". Выехали в январе где - то числа 23, 24 - го. Отправили нас по спец протоколу в город Ивдель вместе со снегоходом. Встречали нас военные, внутренних войск, целым конвоем. Снегоход, официально, предназначался как почтовый для районов крайнего севера, а не официально, по заказу МВД еще и как автозак для тех же районов. Узнав, что мы должны выйти по Лозьве на реку Северная Сосьва, военные предложили нам, стартовать не с Ивделя, а из поселка поселения Вижай, откуда мы и стартовали 1 февраля в 16 00 по указанной военными дороге, но что-то пошло не так, направление строго север дорога не держала и мы стали уходить на запад в сторону Уральских гор. Быстро стемнело, мы решили с Генкой идти круглосуточно, двигатель решили не глушить, а то замерзнем, стояночная печка жрала топливо не меньше чем сам двигатель. Часам к 10 вечера поняли, что совсем заблудились. Отправив Генку спать, я попробовал разобраться. По видимому выходило, что мы перемахнули Уральский хребет и находились, либо у горы Хозья-Талахчаль, либо возле горы Холатчахль, альтиметр застыл на 850 м, не думал, что он понадобиться, так просто дырку закрыл существующую на приборной доске. Решил пока держаться этой высоты и искать ближайший перевал. Через пол часа стал объезжать гору в восточном направлении начался буран лобовой ветер был настолько сильным, что пришлось двигаться на полном реверсе и под небольшим траверсом, попытался привязаться к местности удачной привязкой посчитал высоту 880 м,. Не доехав немного вскочил в яму задней правой лыжей, удар был достаточно сильным, но мягким. Мне показалось я услышал, какой то шум или даже крик, в следующий момент был сильный хлопок, так хлопает парусина на сильном ветру, машину кинуло в бок. Пока я выравнивал, проснулся Гена. - Чего там случилось? - Вроде в яму провалились, . Я грешным делом подумал, не вскочили ли мы в берлогу. Генка успокоил, - чего медведю на такой высоте делать? Вскоре вышли к скальным останцам высоты 880, потом начали спускаться по Ауспии. Меня сменил Гена. Ночью мороз очень усилился, стекла обледенели, металлические части снегохода стали покрываться инеем, притом, что отработанное тепло двигателя забирали полностью на отопление, тепла явно нехватало. Выйдя утром осмотрел машину, под правой задней лыжей между самой лыжей и прибитой к ней фторопластовой пластиной нашёл кусок смёрзшейся ткани, зеленого цвета. Далее шли в долине реки Обь, рядом с зимниками. Заправились в Берёзино какой-то дрянью,карбюратор и фильтр очистки топлива приходилось прочищать чуть ли не каждые 4 часа, но ничего. Дошли до Салехарда, где нас встретили солдаты внутренних войск. Под их конвоем направились в Лабытнанги, там разобрали сани и грузовиком довезли до поселка Харп, где загрузили в поезд. Где-то через месяц, я узнал о пропавших туристах а, еще позже узнав место гибели и сверив с картой, ужаснулся, думаю, мы вполне могли их зацепить. Этот случай, по сей день мучит меня, хотя прошло уже много лет.
03.02 1990 подпись