Уважаемые коллеги,
Известно, что не случайно две горы (ХЧ и Отортен) получили мрачные названия.
В связи с этим вопросы.
1. Известны какие либо подробности о гибели 9 манси на ХЧ, кроме той, что их было 9 ? Особенно интересно знать какое было время года. Даже если это была зима, едва ли они погибли от замерзания (якобы как ГД), имея в виду их национальную одежду.
2. Эта легенда была известна ГД, как- то они её обсуждали ?
3. Желание доказать ничтожность легенды могло быть одной из причин выхода на склон ХЧ с ночёвкой ?
Во-первых, перевод названия Отортен совсем не мрачный и совсем не "Не ходи туда":
"51. Воот-Тааратанэ-Сяхл
На картах: г. Отортен, г. Отыртен (Свердловская область: общегеографический региональный атлас., М. 2000, стр. 9а
ГОра с зубчатым гребнем на восточном склоне Северного Урала на хребте Ээнтап-Нёёр (хр. Поясовый Камень) в нескольких километрах между вершинами Лунт-Хусап-Сяхл и Моттюв-Сяхл.
Происхождение названия горы связано с природно-климатическими условиями района. Воот-Тааратанэ-Сяхл "(Высокая) гора, пускающая ветер (ветры)". Воот - ветер, ветры; тааратанэ - таартанэ - пускающий, выпускающий, испускающий".
Т. Д. Слинкина: Мансийские оронимы Урала. Ханты-Мансийск, ОАО ИД "Новости Югры", 2011г.
(полная ссылка на книгу здесь:
http://taina.li/forum/index.php?topic=387.0)
Оттуда же:
"158. Хоолат-Сяхл
На картах: г. Холатчахль (Свердловская область: общегеографический региональный атлас., М. 2000, стр. 4).
Гора с многочисленными останцами на водораздельном хребте на юго-юго-восток от горы Лунт-Хусап-Сяхл между верховьями рек Луусум-Яя и Аавыспия-Яя (р. Ауспия).
Название печально известной горы Хоолат-Сяхл ("Гора мертвецов") произошло от хоолат - мертвецы.
Терминами хоола (прим.: Когда в доме или в роду кто-либо умер, на время всего траура термин хоола и его производные являются табу, употребляются иносказательные варианты: савын патум ут "впавший в страдание некто", ловумтам ут "обмытый некто". В общении людей употребляется иногда грубая нетактичная форма в отношении недругов, мучителей, убийц, преступников сорумн патум ут - покойник, успоший, букв. "в смерть впавший некто". Кроме того, хоола считается самым тяжким оскорблением во время ссоры, буйного скандала, даже хуже, чем нецензурное слово.) (ед. ч.), хоолат (мн. ч.) манси называют заплесневелых, замшелых - покрытых уже мхом, мумифицированных, высохших, окаменевших мертвецов или скелеты, обнаруженные по проществии длительного периода: месяцы, годы, десятилетия, века и т.д.
На массиве есть отрог Хоолат-Сяхл-Нёл или просто Хоолат-Нёл "Отрог горы мертвецов". На левом берегу Авыспи-Яя (р. Ауспия) есть гора с названием Хоолат-Нёл-Патта-Сяхл "(Высокая) гора у конца отрога Хоолат-Нёл". Патта - тупик; конец.
С южной стороны горы Хоолат-Сяхл расположена седловина Хоолат-Сяхл-Муунинг-Сори "Седловина со скальными останцами при горе Хоолат-Сяхл". Мунинг - со скалами-останцами; с камнями (глыбами)-останцами. В списке Б. Мункачи седловина значится как Монинг-Сори: 6. Moning-Sori' (Moning hegyszoros; a hol Кузьма Монинъ renei legelnek) (Muncacsi, Bernat. Vogul nepköltesi gyüjtemeny / Bernat Munkasci. - Budapest, 1896. - K. IV., стр. 438). Перевод: 6. Монинг-Сори (Горный перевал с камнями-останцами; где Кузьма Монин пасёт (перегоняет) оленей).
Манси не бывают на горе Хоолат-Сяхл. Тому причин немало. По степени реального научного интереса к аномальным явлениям первое место исследователи отдают, бесспорно, Подкаменной Тунгуске (по России). Второе место они отводят горе Хоолат-Сяхл (горе Мертвецов) (Д. Писаренко, ист.: Писаренко, Д. Аномальщина. Загадочные места России : непознанное / Д. Писаренко // Аргументы и факты. - 2003. - № 5 ; 2006. - № 46-49, № 51, 52; 2007. - № 5, 7, 8, 10.)...
Предания о Хоолат-Сяхл восходят к временам Всемирного потопа Ялпынг сякв. Всемирный потоп лозьвинские манси трактуют несколько иначе: Тоорум соосхатам йис букв. "Эпоха, когда пролилось (перевернулось) небо", очевидно, когда изменилось орбитальное положение Земли. Информант Пеликов Николай Тимофеевич (Хулюм-Суунт-Паавыл - п. Хулимсунт) от своего деда Пеликова Николая Николаевича, прожившего почти сто лет, слышал предание, что на горе во время бедствия оставалось сухое место наподобие гроба (как примитивная гробница или склеп), где и обнаружили мертвецов по прошествии неопределённого исторического периода. Более близкие по периоду предания повествуют, что позже на вершине горы погибло девять манси-оленеводов. Суть повествования не в сроке давности событий, а в зловещей цифре "девять", которая прочно связана с оронимом Хоолат-Сяхл. Эти древние предания подтвердили и манси Пакины: Виктор Николаевич (Пуума-Паавыл - д. Пома) и Алексей Ильич (Талти-Яя-Паавыл - д. Тальтия, Ивдельского р-на)".
Знали об этом дятловцев, думаю, что нет.