Я вообще глубокий материалист, но стараюсь делиться информацией, ценной для носителей тех версий, в которые я не верю. Вот отрывок из старой книги (Н.Л. Гондатти «Следы язычества у инородцев северо-западной Сибири». Москва: Типография Е.Г. Потапова. 1888. стр. 35):
«… мне рассказывал один из мансов, что он перед поездкой в дальний лес видел сон, предупреждающей его о грозящей ему со стороны мэнква опасности; он на это не обратил никакого внимания, поехал, достиг места только к ночи, развел огонь и пошел на реку за водой; тут его точно ледяной струей окатили, руки отказались почему-то сразу служить; он испугался, вернулся назад к огню; вдруг слышит по лесу раздаются тяжелые шаги, деревья трещат, сучья ломаются, ветер начал свистать. Оробел манс, а тут еще увидал, что прямо на него идет мэнкв в своем обыкновенном виде, только настолько высокого роста, что головой был выше всех деревьев; поглядел он на инородца, страшно захохотал и повернул назад; не помнит дальше рассказчик, что с ним было, очнулся только к утру, и то не надолго, заболел и пролежал в горячке более двадцати дней; хорошо еще, что мимо проходили товарищи и захватили его с собой, а то пришлось бы с голоду умереть.»
Честно говоря, даже глубокому материалисту очень заманчиво поверить в мэнква: встреча с ним туристов все бы объяснила – и уход из Палатки без вещей («руки отказались служить»), и травмы – сломать что угодно человеку такой великан может одним щелбаном. Тем более что имеется рассказ непосредственного свидетеля.
Ссылку на книжку повесил в разделе о манси.