На поисках... НО есть сильные "подозрения" что числа 4-5го февраля ( сигнальная ракета видимая с Чистопа) они ( первая группа уже была там). А "портал" да, сильно "упрощает "ситуацию - потому я его и "оставляю" на потом))). Тут и без " портала " масса вопросов.
Мужик из другого мира
«Это случилось в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Я работала тогда заведующей медицинским пунктом в одном из поселков лесников».
Несмотря на столь эпическое начало, в книге мансийской писательницы Ольги Кошмановой «Взгляд в спину» о гибели дятловской группы не упоминается даже вскользь. По странному совпадению, в ту самую ночь, хотя и довольно далеко - в 300 километрах от Отортена, - автор пережила столкновение, которое подвигло ее на поиск длиной почти в полвека, целью которого было проникнуть сквозь завесу умолчаний, суеверий и недоговорок, окутывающих фигуру «лесного духа».
Десятки очевидцев, опрошенных Кошмановой, впрочем, неизменно описывают «духа» как существо из плоти и крови, хотя и обладающее необыкновенными способностями.
По общему мнению очевидцев, близкое присутствие «вотчинника» всегда сопровождается сложной комбинацией тактильных, визуальных и психических ощущений, для описания которых существует особое слово – «маячить» (близко к ощущению «взгляда в спину»). Места, где вероятность встречи с комполеном высока, называют «заверованными», на их границах часто ставятся мансийские жертвенники; примечательно частое совпадение «заверованных» урочищ с районами электромагнитных аномалий.
Непрошеных гостей «хозяин» может напугать свистом, топотом, криком — подчас столь пронзительным, что у человека начинается рвота; до определенной степени ему подвластны природные силы – туман и ветер. Упрямцы, не внимающие этим знакам, рискуют остаться без снаряжения или провианта, а то и собак. Известен случай, когда комполен расколол незадачливым рыбакам лодку. Вслед за этим, а иногда и безо всяких прелюдий, комполен является во плоти.
Храбр человек или труслив, есть при нем оружие и собаки или нет - в таких встречах психологический перевес всегда оказывается на стороне «хозяина». Он может индуцировать дикий ужас, ввести в оцепенение, обратить в панику, либо, напротив, внушить спокойствие и доверие. Свирепейшие охотничьи лайки в его присутствии скулят и стараются спрятаться. Общим местом являются описания телепатических явлений; один из очевидцев употребил термин «мозговое радио». Исчезает комполен столь же внезапно, как и появляется, зачастую не оставляя никаких следов на почве или снегу. В отличие от описаний йети и бигфутов, «хозяина» никогда не характеризуют как животное, наружность и поведение его — безусловно человеческие, несмотря на подчас исполинский рост, заостренный кверху череп (Мансийские деревянные идолы, изображающие мифических лесных великанов менквов, также имеют заостренные головы.) и густой волосяной покров на теле и лице.
Случаи, когда комполен калечил и убивал людей, чрезвычайно редки, хотя еще Н.М. Карамзин передает легенду о лесном великане, «который хватал рукою и давил вдруг человек по десяти и более, что они не могли взять его живого и застрелили» («Здесь баснословие изобрело еще гигантов между карлами вогульскими (ибо жители сей печальной земли не бывают ни в два аршина ростом): пишут, что россияне близ города Табаринского с изумлением увидали великана в две сажени вышиною, который хватал рукою и давил вдруг человек по десяти и более, что они не могли взять его живого и застрелили»).
В 1946 году в деревне Шамья по реке Тап некий лесной человек убил ребенка, разорвал его на части и насадил голову на кол. Убийцу удалось изловить и отправить в районный отдел милиции на пароходе «Храбрый» по реке Конде; дальнейшая судьба пойманного существа неизвестна. Кошманова приводит сообщение о женщине, которой «лешак» вырвал нижнюю челюсть, вслед за чем несчастная скончалась. В общем же, если верить собеседникам автора, после встречи с комполеном за человеком, подобно проклятию, тянется некий темный шлейф: на смену ощущению крайней подавленности приходят тяжелые соматические и нервные расстройства, иногда – онкологические заболевания. В таежных краях занедуживших от лесной чертовщины обычно лечили молитвами бабки-знахарки.
Все эти особенности ставили «шайтана» в особое положение между миром духов и миром людей, что отразилось в его мансийском названии: «хумполэн» - «мужик-дух», «мужик из другого мира».
В 1959 году ближайшим (около 40 км по прямой) населенным пунктом от Холат-Сяхля был поселок Суеват-Пауль, где проживал, в частности, шаман Степан Куриков. Один из последних островков традиционной культуры свердловских манси, в конце 60-х Суеват-Пауль опустел – виной тому якобы стала повышенная радиоактивность (сам по себе факт, достойный пристального внимания). В 2002-м семья манси Чернобровкиных предприняла попытку вернуться в заброшенную деревню, но в первую же ночь из лесу пришел некто и принялся стучать в закрытую дверь.
«Поскольку гостей не ожидалось (да и не живет никто в радиусе пятидесяти километров), постояльцы решили не открывать. Стук повторился несколько раз. Было слышно: на крыльце проснулись собаки, но не залаяли, как обычно, а заскулили. На следующее утро, выйдя во двор, Чернобровкины увидели странно-страшное. “Кольчужная” половица у входа в избу была разрублена (или раздавлена) пополам, а в нескольких шагах от дома лежали мертвые лайки. “С тех пор, – сказал Дядя Рома («Дядя Рома» – Роман Анямов, сын Николая Анямова, обнаружившего палатку дятловцев, живущий ныне в Ушме, - один из тех детей, что некогда ходили на Чистопку с шаманами высматривать «кульнаера».), – манси туда ни ногой”».