Техногенная версия гибели группы Дятлова - стр. 682 - Авторские исследования - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Техногенная версия гибели группы Дятлова  (Прочитано 1549117 раз)

YangierBola, ANT74 и 1 Гость просматривают эту тему.

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Может оттого, что в соплах не происходят реакции ядерного деления/синтеза/распада?
Именно радиационное излучение делает графит суперматериалом???? Ни  разу не слышал... А что ж в Чернобыле графит не выдержал - неуж не той системы был?
« Последнее редактирование: 13.05.25 16:34 »

Евгений К.


  • Сообщений: 617
  • Благодарностей: 220

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был сегодня в 21:10

Засекречены были только некоторые листы дела в которых была радиологическася экспертиза и письмо Бизяеву об этом сам Иванов написал в деле,до этого была авария на маяке и Кривонищенко был ликвидатором этой аварии и все что было связано с радиацией секретили.
И авария на "Маяке", и технологические выбросы с "Маяка" (как аварийные, так и плановые), и выпадения после ядерных испытаний. То есть выяснилось, что народ отравлен радиацией. Отсюда и секретность.
"Кто не верил в дурные пророчества…"(c)

За активное участие в жизни форума 

Starhunter


  • Сообщений: 10 959
  • Благодарностей: 4 388

  • Расположение: Куда судьба забросит

  • Был сегодня в 20:04

ANT74
Цитирование
А что ж в Чернобыле графит не выдержал - неуж не той системы был?
Потому что графитовые стержни опустились позже чем надо.
Нет лучше охоты, чем охота на человека, кто познал охоту на вооружённых людей, и полюбил её, больше не захочет познать ни чего другого

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

ANT74Потому что графитовые стержни опустились позже чем надо.
Это понятно... Вот только сомневаюсь я, однако, что коль на приведённом ранее рисунке ядерного реактивного двигателя графит находится не в виде стержней (и опускаться ему некуда) - то на этом рисунке изображён двигатель той ракеты что дятловцев убила...

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

Вот только сомневаюсь я
Если сомневаетесь, то могу рекомендовать вам заглянуть в некогда секретный доклад ЦРУ от 5 декабря 1962 г. о направлениях развития советской космической программы. Вы английские тексты читаете? Вот фрагмент из доклада:

New Upper Stages.
The development of improved upper stages is also indispensable to successful accomplishment of a manned lunar landing. There is no evidence that the Soviets have undertaken the development of upper stages which utilize high-energy propellants. However, they almost certainly are investigating the advantages of higher specific impulse fuels for use in future propulsion systems. The specific impulse generated by the oxygen-amine fuels now in use could be increased by about one-third with oxygen-hydrogen or fluorine-hydrogen. We believe that the Soviets could begin test launches of an oxygen-hydrogen system at any time, and of a fluorine-hydrogen system in the 1963-1965 period.


Как вы можете видеть, американская разведка практически уверена, что CCCР тестирует новые виды ракетного топлива, такие как пары кислород водород и фтор-водород. И тут сразу вспоминается письмо Кузьминова в газету об испытаниях "нового топлива водорода".
« Последнее редактирование: 20.05.25 12:12 »

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Как вы можете видеть, американская разведка практически уверена, что CCCР тестирует новые виды ракетного топлива, такие как пары кислород водород и фтор-водород. И тут сразу вспоминается письмо Кузьминова в газету об испытаниях "нового топлива водорода".
То есть, "испытание нового топлива водорода" проводилось в ... секретном бункере под горою Отортен??? Вы в курсе что для испытания нового вида топлива ракета нафиг не нужна? Вот на такой, примерно, штуке эти испытания проходят :


Не имеют испытания ничего общего с "а давайти вместо керосину в енту хреновину водороду набулькаем, и поглядим чо будит"))))))
кто-нибудь когда-нибудь  видел нечто подобное в районе Отортена?))))
Беда с вами, с гуманитариями, да...
« Последнее редактирование: 20.05.25 19:28 »


Поблагодарили за сообщение: Вита | фугас

YangierBola


  • Сообщений: 1 775
  • Благодарностей: 424

  • Расположение: Узбекистан

  • На форуме

в районе Отортена?
Это испытания двигателя и скорей всего построено позже, с учётом всех нюансов. Силовая установка и улететь может, если плохо будет закреплена и на Ортотен прилететь

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Силовая установка и улететь может, если плохо будет закреплена и на Ортотен прилететь
???Отвязался и убёг как пёсель Бобик?? От Самары до Отортена, да... Вот только один вопрос : а нахера, собсна, новый вид топлива испытывать, зачем вообще нужно это глупое топливо, ежели движок и безо всякого там топлива тысячу километров пролететь способен?))))))))))
« Последнее редактирование: 20.05.25 20:03 »


Поблагодарили за сообщение: фугас

YangierBola


  • Сообщений: 1 775
  • Благодарностей: 424

  • Расположение: Узбекистан

  • На форуме

От Самары до Отортена
А почему именно с Самары? Да и вообще это современная конструкция, которая претерпела множество изменений со временем и с учётом предыдущих недостатков. Конечно далеко улететь - топлива не хватить. До оно и вообще перестанет поступать, как с места сорвётся. Упадёт где-нибудь рядом. Только дело в том, что не обязательно был такой стенд или на подобии

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

Вы в курсе что для испытания нового вида топлива ракета нафиг не нужна? Вот на такой, примерно, штуке эти испытания проходят. ... Беда с вами, с гуманитариями
Да вы очень сильны в вопросах испытания ракетного топлива! Снимаю шляпу.  *HELLO*
Если я, бедный гуманитарий, вас правильно понял, испытания ракетных топлив всегда проводятся на земле, в сооружениях типа крематория, фото которого вы привели.
И только когда сделана реальная ракета под это топливо, вот тут его заливают, и она сразу летит куда надо.
Это так (да/нет)?

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

А почему именно с Самары? Да и вообще это современная конструкция, которая претерпела множество изменений со временем и с учётом предыдущих недостатков. Конечно далеко улететь - топлива не хватить. До оно и вообще перестанет поступать, как с места сорвётся. Упадёт где-нибудь рядом. Только дело в том, что не обязательно был такой стенд или на подобии
Ну а какой был стенд? К кедру бечёвкой привязывали что-ли? Кстати да, под фото что я разместил - такой вот текст (2021 год)
Цитирование
В Самаре отметили 60-летие со дня первого испытания ракетных двигателей на собственной площадке ОДК-Кузнецов. До 1961 года ракетные двигатели, производимые в Куйбышеве, отправлялись на испытания в город Химки

Добавлено позже:
испытания ракетных топлив всегда проводятся на земле, в сооружениях типа крематория, фото которого вы привели
Именно так : испытывается исключительно двигатель, переделанный под новый вид топлива, и испытывается он именно на таком вот стенде. Потому как основной параметр двигателя - создаваемая им тяга, а замерить этот параметр можно лишь на стенде, а методы сорта "полетит\не полетит" - это век примерно 18й, но никак не двадцатый... У меня такое впечатление - что вы - отмороженный либерал-прозападник, Советское ракетостроение представляющий себе как "вечнопьяные конструкторы в грязнючих тюремных робах посреди ГУЛага в землянке лепят из запчастей от ленд-лизовского разбитого Студебеккера и трофейного немецкого королевского тигра ракетный двигатель"... Это так?

Добавлено позже:
И только когда сделана реальная ракета под это топливо, вот тут его заливают, и она сразу летит куда надо.
Это так (да/нет)?
Да, это так.  Почему ракета должна лететь куда не надо, ежели всё просчитано и испытано?
« Последнее редактирование: 20.05.25 21:14 »


Поблагодарили за сообщение: Вита | фугас

YangierBola


  • Сообщений: 1 775
  • Благодарностей: 424

  • Расположение: Узбекистан

  • На форуме

Ну а какой был стенд?
Засекреченный, в зависимости от потребностей разработчика. Нужно ещё не забывать, что СССР был первопроходцем в космической отрасли и многое похожее переняли другие. По сути отрасль с 0 была создана

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

вы - отмороженный либерал-прозападник
Если вы намерены продолжать общение в таком тоне, я вынужден буду его прекратить. Это непродуктивный диалог, и я не буду терять на вас время.
Но если вы готовы говорить конструктивно, уточняю у вас ещё раз: все испытания новых видов ракетных топлив, включая водород, проводились исключительно на земле, правильно?
« Последнее редактирование: 20.05.25 21:48 »

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Засекреченный, в зависимости от потребностей разработчика.
В Химках дело было... Сейчас-то это уже не секрет. А с Химок до Отортена - ещё дальше чем от Самары. И какой бы ни был там стенд...
Если вы намерены продолжать общение в таком тоне, я вынужден буду его прекратить. Это непродуктивный диалог, и я не буду терять на вас время.
Но если вы готовы говорить конструктивно, уточняю у вас ещё раз: все испытания новых видов ракетных топлив, включая водород, проводились исключительно на земле, правильно?
Правильно. Ещё раз : новое топливо - это новый двигатель, и испытывается именно он.
« Последнее редактирование: 20.05.25 22:13 »


Поблагодарили за сообщение: фугас

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

Вы в курсе что для испытания нового вида топлива ракета нафиг не нужна? Вот на такой, примерно, штуке эти испытания проходят
Спрашиваю в третий раз.  :)
Все испытания новых видов ракетных топлив, включая водород, проводились исключительно на земле в таких "штуках". В воздухе никаких испытаний не проводилось. Правильно?
Ответ может быть: 1) да, только на земле; 2) я так считаю, но точно не знаю.
Другие варианты ответа не проходят. Вы же не пишете, не подумав?
« Последнее редактирование: 20.05.25 22:27 »

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Спрашиваю в третий раз.
Третий раз говорю - да - дальше что? .. странно - то вы время сэкономить хотите - то на какой-то неуклюжий троллинг его тратите без меры... Вам таки есть что сказать по существу вопроса? Или - как с графитом?
« Последнее редактирование: 20.05.25 22:41 »


Поблагодарили за сообщение: фугас

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

Третий раз говорю - да - дальше что? .. странно - то вы время сэкономить хотите - то на какой-то неуклюжий троллинг его тратите без меры... Вам таки есть что сказать по существу вопроса?
А дальше всё просто. Вы выставили ложное утверждение. Новые виды топлив испытывали как на земле на стендах, так и в воздухе на летательных аппаратах. По советской программе у меня информации на данный момент нет, а вот по аналогичной американской есть. Причём речь там идёт именно об испытании водородного топлива в воздухе в рамках проекта "Пчела" ("Bee"):

"The component and engine testing of hydrogen in the laboratory, essential as they were, did not answer an important question: Was it practical to use liquid hydrogen in an aircraft? Silverstein had been interested in finding this out from the beginning and his big opportunity came from a parallel interest by the Air Force. In the fall of 1955, the power plant laboratory of Wright Field. headed by Col. Norman C. Appold, planned an experiment to determine the feasibility of flying an airplane fueled with liquid hydrogen. The project was classified secret and known as Project Bee.
The airplane selected for the project was the B-57B twin-engine bomber powered by Curtiss Wright 5-65 turbojet engines. The basic plan was to equip the airplane with a hydrogen fuel system, independent of its regular fuel system, and modify one engine to operate on hydrogen as well as its regular fuel, which was JP-4 (kerosene). The airplane was to take off and climb on its regular fuel. After reaching level flight at about 16400 meters, the fuel on one engine was to be switched from JP-4 to hydrogen. When the hydrogen experiment was complete, the fuel flow would be switched back to JP-4 and the airplane would return to base under its normal operating conditions."


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Как вы можете прочитать, самолёт поднимался на высоту около 16км на обычных двигателях, затем их выключал и включал двигатель на водороде. И было это осенью 1955 года. Так что мешало более продвинутому в ракетной технике СССР в 1959 году поднять некий экспериментальный аппарат на высоту двумя ступенями ракеты на обычном топливе, а на аппарате включить водородный двигатель?

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

А дальше всё просто. Вы выставили ложное утверждение.
То есть, вы не отличаете ракетный двигатель от самолётного... Же-есть... И опять - американцы, почему не наш Ту-155 ?
Возражение ваше - вообще ни о чём : прежде чем ставить двигатель пусть и на летающую лабораторию - он всесторонне испытывается на земле.
 Во вторых - "мешало" то что это испытание было абсолютно бессмысленным - ракетный двигатель в отличие от авиационного окислитель не из атмосферы берёт, а "на своём горбу тащит". Ему пофиг какая высота - он на безвоздушное пространство изначально рассчитан. Потому как не содержится в атмосфере столько кислорода чтоб обеспечить приемлемый  баланс "тяга\вес".
« Последнее редактирование: 20.05.25 23:14 »


Поблагодарили за сообщение: фугас

U12


  • Сообщений: 497
  • Благодарностей: 274

  • Расположение: Россия

  • Был вчера в 22:02

Силовая установка и улететь может, если плохо будет закреплена и на Ортотен прилететь
--------------------------------------------------
а что если закрепить хорошо?

подслушано в испытательной.

- Где стенд, спрашиваю!?
- Улетел.
-Как улетел?
- На моторе. Газку чуть больше дали, он и ушел в небо.
- Вобля... Опять на перевал рванул


Поблагодарили за сообщение: ANT74

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

это испытание было абсолютно бессмысленным
Вы можете считать как хотите, но решения по советской ракетной программе принимали не вы. Другие люди решали что имеет смысл, а что нет. То, что СССР к концу 1962 года был полностью готов к выпуску серийного ракетного водородного двигателя, говорит о том, что была проделана огромная конструкторская и испытательская работа в этом направлении. А то, что вы советские технические возможности того времени ставите ниже американских, это на вашей совести.  *YES*

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Вы можете считать как хотите, но решения по советской ракетной программе принимали не вы. Другие люди решали что имеет смысл, а что нет.
Вся Советская ракетная программа тех лет давным-давно рассекречена. И что, и где? А нету, да и быть не может.И я вполне доходчиво объяснил - почему. Но нет, продолжаете сову на глобус натягивать - утверждаете что такие испытания были на том лишь основании что меня никто не спрашивал -очень смешно... Меня о многом никто не спрашивал - меня, в частности, не спрашивали о том можно ли при сборке ракетного двигателя винты не закручивать а кувалдой забивать - возьмётесь утверждать что и такие испытания были? ))) Ведь тоже отличный вариант : из-за таких де испытаний двигатель третьей ступени рассыпался во время первых же секунд работы - и поэтому ракета улетела не туда и туристов убила.
 Ну а про принижение технических возможностей - чистый троллинг : ежели к примеру американцы создали Форд Нуклеон под так и не появившийся сверхкомпактный атомный реактор - а в СССР такие работы не проводились - это не значит что СССР отставал. То же и с  ЛЛ которая Канберра... Вот если б американцам удалось, и все бомберы б у них на водороде выше, дальше, и быстрее  летать стали - тогда да, отставание налицо. А тупиковый путь - зачем его повторять то?

Добавлено позже:
а что если закрепить хорошо?


Так вот почему на вершине Отортена  леса нет... Понятное дело - когда такой вот пятнадцатиэтажный домик прилетит - от леса ничего не останется)))))))
« Последнее редактирование: вчера в 14:15 »


Поблагодарили за сообщение: фугас | U12

фугас

  • Под наблюдением

  • Сообщений: 9 548
  • Благодарностей: 8 275

  • Заходил на днях

До 1961 года ракетные двигатели, производимые в Куйбышеве, отправлялись на испытания в город Химки
Тама есть (и было с незапамятных времен) глушковское НПО "Энергомаш". А еще КБ "Факел". Стендов для гонок (т.е. огневых испытаний) ракетных двигателей там достаточно. И в советское время по ночам систематически (в соответствии с программами испытаний двигателей) грохотало на всю округу. Но ни разу ни двигатели, ни стенды (или какие-либо газгольдеры - привет Халине!) никуда не летали - всё оставалось на своих местах.

Добавлено позже:
СССР к концу 1962 года был полностью готов к выпуску серийного ракетного водородного двигателя
- вранье. Наглое и бездоказательное.

Добавлено позже:
«Водородный клуб»

Недавние события вокруг продажи Индии российских ракетных технологий позволили высветить положение дел с применением водородного топлива в отечественных ракетных и космических системах. Так почему сейчас единственным нашим носителем, в составе которого используется ступень с кислородно-водородными двигателями, является тяжелая ракета "Энергия"?

Вспомним, как недавно описывали преимущества универсальной ракетной транспортной космической системы (УРТКС) "Энергия" — "Буран" и журналисты, и официальные представители отечественной космонавтики. Подчеркивалось: при создании комплекса применены самые передовые научно-технические решения, соответствующие мировому уровню. Называлось использование в качестве маршевых высокоэффективных кислородно-водородных жидкостно-ракетных двигателей (ЖРД).

Однако люди, интересующиеся состоянием мирового ракетостроения и космонавтики, не могли при этом не спросить: "Как случилось, что кислородно-водородные ЖРД, широко применяющиеся за рубежом уже почти три десятилетия, в Союзе были впервые установлены на ракете, совершавшей первый старт 15 мая 1987 г.?" Вопрос остался без ответа.

Попробуем докопаться до истины. Прежде об истории применения жидкого водорода в качестве горючего для ЖРД, о преимуществах и недостатках, присущих этому компоненту.

Как горючее в паре с жидким кислородом (ЖК) жидкий водород (ЖВ) был предложен в 1903 г. К. Э. Циолковским. Он писал, что топливная пара ЖК+ЖВ энергетически самая выгодная. Позволяет при равной стартовой массе ракеты выводить в космос гораздо большую массу полезного груза (ПГ) по сравнению с другими видами топлива, не содержащими в качестве компонентов ЖВ. Однако на пути применения водородного топлива стояли объективные трудности. Первая — большая сложность его сжижения (получение 1 кг ЖВ обходится в 20-100 раз дороже 1 кг керосина). Вторая — неудовлетворительные физические параметры — чрезвычайно низкая температура кипения (-243°С) и очень малая плотность (ЖВ в 14 раз легче воды), что отрицательно сказывается на возможности хранения этого компонента.

Один из основоположников практического отечественного ракетного двигателестроения В. П. Глушко еще на заре своей деятельности в этой области достаточно скептически относился к возможности использования ЖВ в качестве горючего для ЖРД даже в далеком будущем. Он ссылался при этом прежде всего на его малую плотность (топливная пара ЖК+ЖВ в 3,5 раза легче топлива ЖК+керосин), требующую больших и тяжелых баков для размещения горючего на ракете. Трудно иметь дело с водородным топливом из-за его низкой температуры хранения и большой взрывоопасности. Зато долгохранимые компоненты (углеводороды, амины, синтетическое горючее и т. п.), не требуют при эксплуатации специальных мер по защите от выкипания. Глушко видел перспективы применения в ракетно-космической технике топлив, имеющих гораздо более низкие по сравнению с водородом энергетические, но более высокие эксплуатационные характеристики — большую плотность и высокую температуру кипения. В расчете на такие топлива он и пытался развивать основные направления в разработке ЖРД в СССР. Зачастую вступал в разногласие с другими ведущими специалистами отечественного ракетостроения, в том числе их С. П. Королевым. Тот признавал трудности в создании кислородно-водородных ракет, но видел их большие преимущества в будущем.

Скепсис Глушко разделяли и другие ведущие советские специалисты. Их нежелание начать широкие исследования и отсутствие хорошо оснащенной опытной базы привело к тому, что высоко-энергетическое криогенное горючее долгое время оставалось в тени у отечественных двигателистов.

Что за рубежом? Из-за различия в подходах к разработке ЖРД специалисты до начала 1950-х годов не смогли определиться, какие же основные требования следует предъявлять к ракетному топливу? Потому с середины 1940-х исследования различных ракетных топлив (главным образом в США) велись широко. Ни одной из рассматриваемых топливных пар не отдавалось предпочтение. Предполагалось, что в будущем большинство из них сможет найти свою область применения.

Одним из топлив стало кислородно-водородное. Эксперименты с ним велись в США со второй половины 1940-х годов. Первый опытный ЖРД испытан в 1949-м. Примерно до середины 1950-х исследования не выходили из рамок НИОКР. Затем для повышения удельного импульса ЖРД (основной энергетический показатель перспективных, в том числе и космических, систем) работы набрали темп. Интерес к ЖВ стал очевидным не только в ракетостроении, но и в авиации, атомной промышленности.

В 1958-м под эгидой управления перспективных исследований АРПА министерства обороны США были предложены первые достаточно реальные проекты ракет с водородными двигателями. В октябре того же года начались разработки, а в июле 1959-го состоялись первые наземные испытания стендового образца кислородно-водородного ЖРД. Он и стал прототипом двигателей перспективных ракетно-космических систем.

Примерно тогда же руководство по всем направлениям ракетостроения и космонавтики было сосредоточено в Национальном управлении по аэронавтике и космическим исследованиям (НАСА). Правительственную поддержку получили исследования водородных двигателей.

В 1959 г. НАСА выдало фирме Конвэр крупный заказ на проектирование кислородно-водородного блока "Центавр". Он мог в будущем использоваться в качестве верхних ступеней таких РН, как "Атлас", "Титан" и вновь разрабатываемой тяжелой ракеты "Сатурн". ЖРД для блока "Центавр" создавала фирма Пратт энд Уитни.

В ноябре 1963-го стартовала РН "Атлас-Центавр", первая в мире действующая ракета с кислородно-водородной верхней ступенью. Потом различные модификации ступени "Центавра" задействовались во многих космических программах США, использовались более 60 раз. Они показали высокие характеристики ракеты и ЖРД, их большую надежность.

Параллельно с началом летных испытаний РН "Атлас-Центавр" в период подготовки и осуществления национальной программы высадки человека на Луну "Аполлон" фирма Рокетдайн создала гораздо более мощный кислородно-водородный двигатель. С февраля 1966-го он применялся на верхних ступенях РН семейства "Сатурн".

Летным испытаниям и эксплуатации предшествовал огромный объем наземных стендовых испытаний одиночных ЖРД и двигателей в составе ступеней РН "Сатурн". Когда в 1985 г. закончилась программа "Сатурн-Аполлон", носители этого семейства применения не получили.

С 1972 г. в рамках программы разработки многоразовой транспортной системы фирма Рокетдайн, опираясь на опыт отработки двигателей для носителей семейства "Сатурн", приступила к созданию мощного многоразового кислородно-водородного ЖРД эффективной замкнутой схемы с очень высокими параметрами. С апреля 1981-го он используется в качестве маршевого для орбитального самолета системы "Спейс Шаттл". До 1987 г. был самым мощным и экономичным кислородно-водородным ЖРД в мире.

Правда, еще в первой половине 1960-х годов фирмы Аэроджет и Пратт энд Уитни предлагали проекты более мощных и эффективных водородных двигателей. Но они не были реализованы главным образом из-за свертывания программы разработок в рамках проекта "Сатурн-Аполлон".

Кроме двигателя для системы "Спейс Шаттл", фирма Рокетдайн с конца 1970-х проводит разработку и стендовые испытания перспективного космического водородного ЖРД с очень высокими значениями удельного импульса. Применение планируется в будущих межорбитальных буксирах для перевода ПГ с низкой околоземной на геостационарную орбиту и сообщения аппаратам скорости большей, чем вторая космическая.

Вслед за американским НАСА в составе своих РН кислородно-водородные верхние ступени использовало Европейское космическое агентство (ЕСА). В декабре 1979-го начались летные испытания европейской РН "Ариан" с криогенной третьей ступенью. Двигатель для нее разрабатывался французской фирмой СЕП и западногерманской МВБ. Этот небольшой достаточно простой по конструкции ЖРД открытой схемы имеет средние показатели удельного импульса. С некоторыми усовершенствованиями он до сих пор применяется на третьих ступенях РН семейства "Ариан". В рамках программы создания новой тяжелой РН "Ариан-5" Франция и ФРГ разрабатывают мощный кислородно-водородный двигатель. По характеристикам и схеме он близок к ЖРД фирмы Рокетдайн, стоявшему на верхних ступенях РН семейства "Сатурн".

Следующей по счету страной, вступившей в своеобразный "водородный клуб", стала... нет, не наша страна, а Китайская Народная Республика. Она осуществила запуск РН "Чан Чжен-3" с кислородно-водородной третьей ступенью в январе 1984 г. Появление китайской ракеты с высокоэнергетической ступенью не было неожиданностью. О работах объявлялось заранее вполне официально. Правда, по мнению зарубежных экспертов, научно-технический уровень Китая не позволял самостоятельно создать действующий кислородно-водородный ЖРД. Но факт остается фактом — к началу 1992 г. с помощью РН "Чан Чжен-3", эксплуатирующейся с низким темпом запусков, на геостационарную орбиту выведено около десятка спутников. В иностранной печати есть сообщения о том, что работы по криогенным ЖРД начались в Китае в середине 1970-х при скрытном содействии Франции и ФРГ. Они передали КНР технологию разработки своих экспериментальных двигателей 1970-х годов.

В августе 1986-го Япония стала четвертой "водородной" страной. РН "Эйч-1", строившаяся в Японии по лицензии США, имела только одну ступень собственного производства — вторую. Именно на ней и был установлен кислородно-водородный двигатель. Его характеристики приближаются к ЖРД третьей ступени РН "Ариан" и блока "Центавр", но несколько превосходят китайский двигатель третьей ступени РН "Чан Чжен-3".

Параллельно со второй ступенью РН "Эйч-1" Национального управления по исследованиям космоса НАСДА для выведения прикладных спутников на геостационарную орбиту в Японии долгое время разрабатывалась криогенная верхняя ступень для твердотопливной РН/Мю3С-Кай-2" Токийского университета ИСАС для запуска научно-исследовательских аппаратов. Кроме того, ряд частных фирм во второй половине 1980-х годов предлагал небольшую криогенную ступень с очень несложным ЖРД для замены твердотопливной третьей ступени РН "Эйч-1". Цель: примерно на 70-80% увеличить массу спутника, выводимого на геостационарную орбиту.

Сейчас все эти работы прекращены. Япония создает собственную мощную трехступенчатую РН "Эйч-2". На второй ее ступени будет установлен мощный кислородно-водородный ЖРД, по тяге и удельному импульсу занимающий промежуточное положение между двигателем Европы для РН "Ариан-5" и маршевым ЖРД фирмы Рокетдайн для системы "Спейс Шаттл". На третью ступень РН "Эйч-2" устанавливается усовершенствованный вариант ЖРД, созданного для второй ступени РН "Эйч-1". Оба двигателя проходят стендовую отработку. Эксплуатация новой ракеты начнется в середине 1990-х годов.

В СССР НИОКР по водородному топливу велись все это время, не приводя, однако, к появлению действующей ракетной ступени. Основным доводом отечественных противников применения водорода было то, что выигрыш в массе ПР за счет большого удельного импульса ЖРД сводился фактически на нет огромными габаритами и массой водородного бака.

Однако этот довод справедлив лишь для сравнительно небольших ракет. При увеличении размерности преимущества "неводородных" постепенно стираются. С увеличением габаритов и масс системы выигрыш от применения ЖВ становится очевидным. Это в полной мере проявляется в ракетах сверхтяжелой размерности.

Кроме того, существует определенная область энергетики космических полетов. В ней отказ от применения криогенного топлива можно объяснить только отсутствием опыта эксплуатации кислородно-водородных ЖРД или другими, не вполне ясными причинами. Это полеты на геостационарную орбиту и к дальним планетам Солнечной системы.

Отсутствие в СССР реального прогресса в таких отраслях, как криогенная техника, материаловедение и некоторые другие, неуверенность бюджетных монополистов в необходимости создания кислородно-водородных ступеней поначалу приводили к отставанию. Разработка отечественных водородных ЖРД получила существенное ускорение лишь после успеха американской ракеты "Атлас-Центавр". В этот момент сотрудники ОКБ-1, руководимого С.П. Королевым, серьезно взялись за проектирование высокоэнергетической третьей ступени для уже летавшего тогда носителя, получившего потом наименование "Союз".

Применив на этой ступени водород вместо штатного керосина, можно было увеличить массу ПР выводимую на низкую околоземную орбиту, более чем на 35-40%. Кроме того, такая ракета могла использоваться для запуска аппаратов на высокоэллиптические и геостационарные орбиты и к планетам. Выигрыш в массе ПР стал бы еще более значителен, нужда в четвертой ступени, которая обычно служила для этих целей в РН "Союз", отпадала.

ЖРД для кислородно-водородной ступени начал разрабатываться в двигательном отделе того же ОКБ-1. Инициатором работ был Мельников. Под его руководством несколько раньше проектировались кислородно-керосиновые двигатели для третьей ступени РН "Восток" и высокоэкономичный ЖРД замкнутой схемы для четвертой ступени РН "Союз" и другие двигатели.

В качестве одной из возможных нагрузок для будущей РН рассматривалась небольшая орбитальная станция. Она создавалась с широким использованием элементов и систем закладывавшегося тогда же корабля "Союз". Но высокоэнергетическая ступень для него не была доведена до стадии летного использования. Сделали лишь наземный стенд для проверки принципов создания кислородно-водородных ЖРД и ступеней, тренировки наземного персонала в обращении с водородным топливом.

В первой половине 1960-х годов в СССР началось развертывание широкомасштабной программы высадки человека на Луну Н1-Л3. В ОКБ-1 разрабатывался трехступенчатый тяжелый носитель с высокоэффективными кислородно-керосиновыми ЖРД на всех ступенях. Главный конструктор новой ракеты Н-1 С.П.Королев с самого начала предусматривал постепенную замену керосина на водород в последующих модификациях РН. Однако широко работы по водородному топливу применительно к Н-1 смогли развернуться значительно позже.

Уже после смерти С.П. Королева для новой, значительно более совершенной программы экспедиции на Луну создавался единый кислородно-водородный блок. Он должен был заменить сразу два кислородно-керосиновых блока стандартного корабля Л-3 для высадки на Луну. Работы по новому блоку были доведены до стадии выпуска проектной документации на летное изделие. Ступень разрабатывалась в ОКБ-1 в отделе, ведущем работы по Н-1, а двигатели для нее в начале 1970-х годов создали в ОКБ А.М. Исаева.

Первый советский кислородно-водородный ЖРД, построенный по совершенной замкнутой схеме, получился очень экономичным и надежным. Он превосходил по своим характеристикам двигатель аналогичного класса тяги, созданный фирмой Пратт-Уитни для ступени "Центавр". Работы в ОКБ Исаева дошли до стадии наземных испытаний ЖРД.

20 лет этот двигатель многократно испытывался на стенде при различных режимах работы, подтверждая свои высокие характеристики.

Далее в рамках программы модернизации Н-1 предполагалось заменить кислородно-керосиновую третью ступень этой ракеты на кислородно-водородную, увеличив таким образом массу РП примерно на 20-30%. В качестве нагрузки для этой ракеты фигурировала тяжелая пилотируемая модульная станция МОК — многоцелевой орбитальный комплекс. Криогенные ЖРД для новой ступени разрабатывались в авиадвигателестроительном ОКБ А.П. Люльки. Двигатель в целом был создан, но к моменту принудительного закрытия программы ракеты Н-1 полный объем наземной отработки успели пройти только отдельные его агрегаты. Параллельно с подготовкой к стендовым испытаниям этого ЖРД в ОКБ А.П. Люльки разрабатывался его модифицированный вариант с раздвижным соплом.

Начинали заниматься водородом и в ОКБ Н.Д. Кузнецова, отвечавшем за создание керосиновых ЖРД для всех ступеней Н-1, незаслуженно преданных потом забвению. Предполагалось со временем установить такой кислородно-водородный ЖРД на второй ступени Н-1. В будущем керосиновой должна была остаться только первая ступень этой сверхтяжелой ракеты — остальным и разгонным блокам следовало работать на водородном топливе. Эти мероприятия резко увеличивали и массу ПР, и возможности РН.

Поняв, что без водорода в космонавтике все-таки не обойтись, начал заниматься им и его ярый противник — Глушко. Для того чтобы избавиться от одного из самых очевидных недостатков водородного топлива — малой плотности, — он предлагал заменить кислород в топливной паре на другие, более плотные окислители, в частности фтор. Таким образом одновременно с увеличением плотности топлива в два раза улучшались и его энергетические показатели.

Проектируемый в ОКБ Глушко фторо-водородный двигатель предполагалось установить на одной из модификаций РН "Протон". Однако из-за многих (в том числе и экологических) причин работы не вышли из стадии НИОКР.

В середине 1970-х годов, после закрытия лунной программы, на смену ракете Н-1 пришел проект УРТКС, названный впоследствии "Энергия" — "Буран". Вставший во главе разработчиков системы, Глушко понимал, что, не имея опыта летной эксплуатации, ЖРД целиком на криогенных компонентах многоразовый с необходимыми параметрами создать в требуемые сроки не удастся. Однако в предлагаемой концепции УРТКС нужды в нем не было.

Разработку маршевого двигателя, по характеристикам близкого к ЖРД системы "Спейс Шаттл", поручили воронежскому КБ "Химавтоматика", ранее известному как ОКБ С.А. Косберга. Его там и построили. Он прошел наземную отработку, испытан в двух полетах УРТКС.

Для одного из ранних вариантов УРТКС Глушко предполагал разработать высокоэнергетическую верхнюю ступень с двигателями сравнительно небольшой тяги, но высокого удельного импульса. Однако из-за того что работы были сосредоточены главным образом на создании двухступенчатой системы типа "Энергия", разработка подобного двигателя была остановлена. Сейчас в качестве высокоэнергетической верхней ступени для УРТКС "Энергия" предполагается использовать криогенный разгонный блок с двигателями — вариантом ЖРД разработки ОКБ А.М. Исаева.

В рамках программы повышения энергетических возможностей РН "Протон" КБ "Салют" создает криогенную верхнюю ступень, позволяющую примерно вдвое увеличить массу ПР, выводимого на геостационарную орбиту. В качестве двигателя для этой ступени возможно будет использован все тот же "исаевский" ЖРД. Летные испытания нового варианта РН "Протон" с водородной четвертой ступенью при соответствующих ассигнованиях могут начаться уже в середине 1990-х годов.

Афанасьев И.
Крылья Родины, 1992, №№ 11, 12.
« Последнее редактирование: вчера в 08:20 »


Поблагодарили за сообщение: ANT74

PRO_hogiy


  • Сообщений: 566
  • Благодарностей: 800

  • Был сегодня в 21:51

в советское время по ночам систематически (в соответствии с программами испытаний двигателей) грохотало на всю округу. Но ни разу ни двигатели, ни стенды (или какие-либо газгольдеры - привет Халине!) никуда не летали - всё оставалось на своих местах.
Мало того, что полностью подтвержу, так и добавлю собственные личные воспоминания конца 50-х и начала 60-х, что это было слышно даже в Москве, в районе м. Сокол.
Сам слышал и соседи (да и родители тоже) говорили, что это именно испытания двигателей в Химках.
Позже, уже в МАИях это было подтверждено вполне определенно, хотя я не фак. 2 (это двигательный, где, кстати немного работал и М. Задорнов).


Поблагодарили за сообщение: ANT74

фугас

  • Под наблюдением

  • Сообщений: 9 548
  • Благодарностей: 8 275

  • Заходил на днях

Оффтоп (текст не по теме)
это именно испытания двигателей в Химках.
Просто я раньше в то время в Химках жил. В Старых. А в МАИ, кстати, повезло судьбой - с Михал Николаичем познакомились. Он инженерствовал на 2-м факе, а я студентствовал на 6-м.


Поблагодарили за сообщение: ANT74

PRO_hogiy


  • Сообщений: 566
  • Благодарностей: 800

  • Был сегодня в 21:51

Оффтоп (текст не по теме)
Цитата: PRO_hogiy - сегодня в 13:01
это именно испытания двигателей в Химках.
Просто я раньше в то время в Химках жил. В Старых. А в МАИ, кстати, повезло судьбой - с Михал Николаичем познакомились. Он инженерствовал на 2-м факе, а я студентствовал на 6-м.
Иинтересное  кино... Это ж когда было? Мы, так еще в конце 60-х и позже даже на "МАИевских веснах" перекидывались... 2 фак: ("А где же 1й факультет, ему в ракете места нет...") на 1-й (мой родной - "Двигатель тот же примус, только обхвата в три...")...
И на 6-м я работал с 78(по возвращении из армии)...
Вот так все и выясняется, откуда ноги растут *ROFL*


Поблагодарили за сообщение: фугас

За активное участие в жизни форума 

sapfir

  • Автор темы

  • Сообщений: 5 754
  • Благодарностей: 3 265

  • Заходил на днях

Бартоломей на Конференции 17 мая заявил о ракете Р-12 (сославшись на публикацию в газете "Аргументы недели").

Ракета Р-12. Разработка начата в 1951 г. Испытания проходили на Капустин Яр по декабрь 1958 года.
Принят на вооружение 4 марта 1959.
Технические характеристики.
Дальность стрельбы: 2000–2280 км.
Точность стрельбы: 1,1–2,4 км.
Вес: стартовый вес — 41,7–42,2 т, вес пустой ракеты — 3,15 т.
Двигатель: четырёхкамерный РД-214.
Головная часть: моноблочная, термоядерная, мощностью 1 Мт (лёгкий боевой блок) или 2,3 Мт (тяжёлый боевой блок).
Боевое применение.
Назначение: поражение площадных целей (площадью около 100 км).
Роль в истории: ракета Р-12 сыграла главную роль в Карибском кризисе 1962 года, когда мир был наиболее близок к ядерной войне.

Использование в качестве ракеты-носителя: на базе Р-12 созданы двуступенчатые лёгкие космические носители серии «Космос», в которых Р-12 являлась первой ступенью.
https://yastatic.net/naydex/yandex-search/eyaRI6472/19680fBz99Tu/1k7PXg_QF7GR4aBQR4Ja0BwkS7GfbmNcbmL1axGqhXaz3VWGy91eLNQZYq4rU23FixRi3WWmb7sljWCRhoSWe-aNLY0pIuQCViKiMjUjeiWIJYrlj15jnF8TR9hw

Р-12 - советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности (БРСД) наземного базирования.
Головной разработчик — ОКБ-586 под руководством М. К. Янгеля, ведущий конструктор — В. В. Грачев. Принята на вооружение в 1959 году.
Ракетный комплекс с БРСД Р-12 был первым комплексом стратегического назначения, использующим хранимые компоненты топлива и полностью автономную систему управления.

В 1960 г. Р-12 встала на боевое дежурство в четырёх полках, дислоцированных в Белоруссии и Латвии.
Одной из дивизий, вооружённых Р-12, была 24-я гвардейская ракетная дивизия, созданная на базе первой бригады особого назначения РВГК.
В 1961 г. было проведено учение «Роза», включавшее пуски ракет Р-12 с боевыми штатными термоядерными боеголовками со стартовых позиций в районе  Салехард (Северный Урал) по Новоземельскому полигону.

Работы по проекту использования Р-12 в качестве космической ракеты-носителя для запуска малых ИСЗ военного назначения, начались в 1957 году ещё до выхода её на лётные испытания. К осени 1961 года эти работы вышли на стадию натурных испытаний. В результате были созданы двухступенчатые лёгкие космические носители серии «Космос» с индексами 63С1 и 11К63, в которых Р-12 являлась первой ступенью. Запускались эти носители из переделанных шахт ракет Р-12У (на полигонах «Капустин Яр» и «Плесецк»).

Читайте тут: https://ru.ruwiki.ru/wiki/%D0%A0-12

В октябре 1961 — ноябре 1962 года была проведена серия операций с Р-12 (К-1 — К-5) с высотными ядерными взрывами.
В октябре 1961 года выполнены пуски ракет в ближний космос с целью исследования влияния ядерных взрывов зарядом с энерговыделением 1,2 кт на ракетную технику (операции К-1 и К-2). В результате операции К-1 в СССР был осуществлен первый космический ядерный взрыв. Взрыв производился в момент достижения ракетой расчётной высоты на нисходящем участке траектории над практически необжитыми полупустынными районами Казахстана.
02.09.1959. Маяк-14 Испытание ракеты пуском из шахты. Самый первый пуск Р-12 из шахты, безуспешно.
« Последнее редактирование: сегодня в 10:07 »

totato


  • Сообщений: 3 558
  • Благодарностей: 1 311

  • Заходил на днях

- вранье. Наглое и бездоказательное.
продолжаете сову на глобус натягивать ... -очень смешно ... - чистый троллинг
фугас, ANT74,
Всё, моё терпенье лопнуло!  ]:-> Сейчас выскажу о вас всё, что думаю. Поскольку выражения в ваш адрес будут исключительно оскорбительными и нецензурными, убираю их под спойлер. @=

Разворачиваемый текст
Расслабьтесь!  *JOKINGLY* Буду я силы тратить на лузеров, неспособных хотя бы две фразы своих версий связать. Узнаёте себя?

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Влас


  • Сообщений: 1 828
  • Благодарностей: 673

  • Расположение: Samara

  • Был сегодня в 21:53

Ну а про принижение технических возможностей - чистый троллинг : ежели к примеру американцы создали Форд Нуклеон под так и не появившийся сверхкомпактный атомный реактор - а в СССР такие работы не проводились - это не значит что СССР отставал.
Конечно отставал.  Дело не в реакторе (в данном случае), а  в школах, в опыте, в возможностях. А компактные реакторы они все-таки создали (не для космических целей... пока... а для авианосцев и для подлодок)

А тупиковый путь - зачем его повторять то?
Так думали ( и думают) папуасы, они выращивают бананы и ловят рыбу.  Правильно делают и не повторяют ошибки соседей северных областей.
Полет Гагарина, выход в открытый космос Леонова, пилотируемый полет и высадку на Луне американцами, всяческие пилотируемые станции - тупиковая ветвь космических устремлений человечества.
Это было ясно с самого начала,  с первых книжек Циолковского.  Человеку не  нужен никакой космос, он для этого не приспособлен... а пустая трат денег дураками, плясать на головах своих соотечественников (и на чужих) - это  в природе человека-животного-недоразвитого-верующего.  Ну что тут поделать... ничего с этим сделать невозможно. Природа разберется с этим человеком... рано или поздно... обязательно. Но есть время (немного совсем) чтобы исправится этому человечеству, найти свой путь и на Земле, и во Вселенной.   Типа - хау.))) :)

фугас

  • Под наблюдением

  • Сообщений: 9 548
  • Благодарностей: 8 275

  • Заходил на днях

Бартоломей на Конференции 17 мая заявил о ракете Р-12
Многажды заявлялось об Р-12. И столько же раз говорилось в ответ - невиноватая она.

Добавлено позже:
Оффтоп (текст не по теме)
под спойлер.
Вижу, вам хотелось громко  @= , а получилось как всегда -  :ck:    *ROFL*
« Последнее редактирование: сегодня в 12:25 »


Поблагодарили за сообщение: ANT74

ANT74


  • Сообщений: 5 078
  • Благодарностей: 4 300

  • На форуме

Конечно отставал.
Так думали ( и думают) папуасы, они выращивают бананы и ловят рыбу.
Ой, не надо этих вот агиток... Не построить космическую ракету из банановых листьев, как их ни высушивай. И из дубовых клёпок сопло ракетного двигателя сделать не получится, даже если дуб морёный применить. Всё дело в материалах, всё дело в технологиях, имеющих основой новые материалы. Появились новые материалы - и стало реальностью то что ещё вчера фантастикой считалось. Ну и технологии получения - тод немаловажный фактор. Помню, читал - российские министры слегка обиделись на то что на каком то там обеде им пришлось довольствоваться обычными серебряными ложками, тогда как Николаю и его супруге подали драгоценные - алюминиевые...

Добавлено позже:
В октябре 1961 — ноябре 1962
Вот не вовремя дятловцы погибли, да... На пару бы лет позже  - тут и Р-12 появилась, и Ми-6, и всё такое прочее...

Добавлено позже:
фугас, ANT74,
Всё, моё терпенье лопнуло! 
 Разворачиваемый текст
Да уж, "оргумэнт" просто "убойный"))))) Дальше что - считалочки-обзывалочки сочинять станете?)))))
Срамота-а...
« Последнее редактирование: сегодня в 14:01 »


Поблагодарили за сообщение: фугас