Цитата:
Иван Емельянович (Спицын, пилот самолета) устал, попросил подменить его. А я ведь по образованию не только штурман, но и пилот, поэтому никакой трудности для меня это не составило. Он задремал, а я взял штурвал.Как такое возможно?
и если возможно, то на каком самолёте: только на Ан-2 или на Як-12 тоже как-то можно это исполнить?
Мог ли командир авиаотряда летать сегодня на Як-12, а завтра -сесть за штурвал Ан-2?
Уважаемая
Helga!
На Ваш вопрос (как такое возможно?) отвечу так, чтобы представление было и о формальной стороне и о практической.
Любой лётчик, как правило, имеет допуска
к нескольким типам самолётов. Все они заносятся в его пилотское свидетельство.
Ввод на новый самолёт требует определённого количества часов обучения и налёта (что отражается в пилотской книжке вместе с проверками), и по документам всё так и происходит.
На практике, однако, освоение новой техники опытным пилотом выглядит довольно просто:
для близких типов воздушных судов (скажем, для т.н. "однодвигательных сухопутных самолётов", к которым относится и Ан-2 и Як-12 и все прочие мухобойки) классному лётчику, по сути, надо только хорошо освоиться с арматурой кабины, чётко знать все скоростные режимы (скорости подъёма передней опоры, набора, захода, снижения, глиссады, сваливания, предельные ограничения, режимы работы двигателя и т.д. и т.п.) и отлетать несколько "коробочек" и зон, чтобы прочувствовать норов самолёта, а также слетать с проверяющими.
Вы не поверите (а Мишаня не даст соврать), но после высшего пилотажа и спортивно-пилотажных Яков я ввёлся на "утюжок" Cessna-172 ровно за 20 минут (отлетал 4 круга с вводящим инструктором, за время которых "открыжил" все названные выше пункты) и дальше тарахтел на ней и ей подобных по родному краю, буквально засыпая от скуки (там минимум работы и напруги в кабине).
Оказавшись (по службе и дружбе) в классе боевого тренажёра Миг-31 (на нём вводятся, отрабатывают боевые задачи, а также повышают квалификацию военные лётчики нашего ИАПа), я впервые сел в кабину истребителя и совершенно спокойно успел не только отгонять полётные круги (взлёт, набор, построение разворотов, заход, посадка) но и покрутить борт на пилотаж. Комполка никак не мог поверить, что я никогда ранее не специализировался на этом типе ВС.
Обобщая всю эту лирику,
выделим главное:
- лётчики в своём большинстве имеют допуска на несколько типов воздушных судов;
- более чем вероятно, что пилот Ан-2 имел допуск и к Як-12 (в те времена, да и гораздо позднее, этот самолёт оставался летающей партой для всех молодых лётчиков);
- ввод на новый тип ВС для опытного пилота не является долгим и трудным делом (больше времени уходит не на освоение, а на соблюдение всех формальных требований по налёту необходимого минимума и проверкам).
Теперь
ещё один момент (неформальный, но практически имеющий место), который может быть Вам полезен для полного понимания вопроса:
Для того, чтобы лишь поддерживать самолёт в горизонте и даже выполнять простейшие виражи, наборы и снижения совсем не обязательно быть лётчиком.
На безопасной высоте мы часто отдаём пассажирам ручку "порулить", что они делают с превеликим удовольствием и восторгом.
Мишаня, к примеру, не имеет пилотского свидетельства, но на эшелоне я спокойно доверяю ему управление, когда хочу повозиться с фотоаппаратом или слегка покемарить (если станет надо, то и он и взлетит и посадит, т.к. налетал со мной уже достаточно для таких несложных действий).
Вот такие пироги...