Олег_ВП, у травм туристов есть специфика: двухфазный перелом Дубининой - так, будо по груди проехали колесом, а у Слободина - кровоизлияния с боков - так, будто сдавили голову с двух сторон. И Золотарёв с Дубининой, и Слободин, скорее всего, были в лежачем положении, а действующая сила была чем-то ограничена по глубине хода. Например, если бы это был домкрат, то, сломав рёбра, перестали накачивать, а если - масса, то было с боков от тел какое-то препятствие, которое её остановило. Препятствием мог быть окружающий снег и неровности поверхности.
На ветке по теме есть видео, где понято что первым делом зверь валит жертву на землю. Потом активно передвигается и топчет копытами грудь.
Вес крупного животного до 500 кг. Копыто хоть и мягкое, но пробивает кузов машины навылет. В состоянии агрессии особо не боится.
30 января, появилось несколько видео, на которых агрессивный лось пытается протаранить автомобили на трассе в районе Сеймчана. По словам очевидцев, сначала животное вышло на дорогу и устроило пробку на проезжей части. После, когда водители попросили незваного гостя вернуться обратно в лес, лось оскорбился и принялся таранить проезжающие автомобили. Убрать агрессора с дороги пытались при помощи звуковых сигналов, однако, такие меры привели к обратному эффекту. Не отреагировал зверь и на выстрелы.
https://magadanmedia.ru/news/665603
Если даже небольшой лось может сражаться со стаей здоровенных волков, по какой причине он будет жалеть группу людей?
В ютубе есть ролик, где видно насколько смелым бывает даже небольшой лось нападающий на группу людей.
Инстинкт боя лось изменить не может. Валит с ног, топчет задними копытами грудь и наносит удар передним копытом в голову.
Примерно так.
Но ход боя на мой взгляд был не массовом, а последовательным.
Как я понимаю, расклад событий в день трагедии мог быть примерно таким: --->
В день трагедии они спокойно вышли на маршрут из верховьев Ауспии (там где лабаз) .
Поднялись на перевал, пройдя всего 1,5 км до точки МП ( место обнаружения палатки Слобцовым). Из-за обледенения на перегибе перевала сняли лыжи, чтобы можно было пешком спуститься вниз, в подветренную зону густого леса, в обычной зимней обуви.
После того, как они прошли ещё 1,5 км и спустились в район кедра, сделали привал, попили чай с бутерами и провели совет.
Разделение обязанностей.
а) Работа по установке лагеря - 5 человек.
б) Работа по разведке возможности дальнейшего пути по Лозьве - 4 человека.( не факт что дорога по руслу Лозьвы была возможна )
Одна часть группы ( более здоровая ) хорошо оделась и ушла на разведку маршрута , а вторая часть группы занималась установкой платки/лагеря и подготовкой к ночлегу.
Разведчики прошли 5-10 минут и Дубинина отлучилась в удобный распадок ( по нужде), свернув от мужчин с тропы на 50 метров.
Она первой случайно (у настила) наткнулась на лежку лосихи ( та могла быть с теленком). После того как была атакована, закричала. Из трех разведчиков сначала прибежали двое. Обутые в удобную обувь Золотарёв и Тибо.
Кинулись спасать девушку. Легли рядом в агонии. 350-500 кг агрессии , - это не шутки. Лось в бою весьма проворное животное. И численность нападающих для него не имеет значения, если они ниже ростом. Последним подбежал Слободин. Был в валенках. Быстро бежать не получилось. Издалека увидел, что происходит, но решил вмешаться. Получил в голову копытом, однако как-то смог убежать. Его травма - трещина в черепе. Симптомы - мутное зрение и потеря ориентации.
Костер у кедра был сигнальный. Развели его около 18:00, когда поняли что нужно как-то привлечь потерявшегося Слободина. В моей практике сигнальные костры жгли не для огня, а для белого дыма, который поднимается очень высоко и потому хорошо издалека виден потерявшемуся.
Слободин долго блудил в лесу и вышел на верхнюю часть склона лишь около 20:00 вечера. Перед самым началом пурги ( обычно перед бурей недолгое затишье) его и заметили/услышали Дятлов с Зиной ( судя по таблеткам Дятлов был болен и мог находится в палатке ) . Выбежали в носках, чтобы быстро помочь. Добежать успели, а на обратном пути, вниз по направлению к кедру, всех накрыла пурга.
В 10-15 метрах от палатки ещё можно было спастись, но они было намного дальше.
Район трагедии неплохо отвечает условиям образования катабатического ветра. От штиля до ада 10-15 минут. Если человек попался в пути, то обречен, ибо мало что успеет. В пургу ничего не видно, поэтому гибнут даже в 50 метрах от жилья ( знаю случай, когда мужик замерз 10 метрах от жилья).
Катабатический ветер (от греч. κατάβασις, катабасис — спуск, снижение), также падающий — плотный и холодный воздушный поток, направленный вниз по склонам земной поверхности (с горных перевалов), а также нисходящие струи холодного воздуха в кучево-дождевых облаках.
Не все ветры, дующие вниз по склону, являются катабатическими. Например, такие ветры, как фён, шинук или бергвинд, являются ветрами дождевых теней, где при подъёме с наветренной стороны горного хребта воздух теряет влагу и спускается с подветренной стороны сухим и тёплым. Катабатический же ветер приносит к подножию гор похолодание, которое не компенсируется адиабатическим нагреванием при опускании воздушных масс. Катабатические ветры могут достигать ураганных скоростей — в сухих долинах Мак-Мёрдо они разгоняются до 320 км/ч.
Падающие ветры известны во многих горных странах и побережьях. В Норвегии такой ветер называется эльвегуст, в Рио-де-Жанейро — терре-альтос, в Японии — ороси, на юге Калифорнии — ветер Санта-Ана. Наиболее чётко выраженными являются бора, ледниковый ветер, стоковый ветер, мистраль и другие.
Формирование
Образование катабатических ветров объясняется охлаждением воздуха на горных плато, вершинах, ледниках или даже холмах. Поскольку плотность воздуха увеличивается с понижением его температуры, сила тяжести увлекает его вниз по склону. Спускаясь, ветер адиабатически нагревается, причём конечная температура зависит от региона истока и высоты спуска. Например, ветер Санта-Ана к моменту достижения морского побережья может стать горячим, а в Антарктиде стоковый ветер всегда очень холодный.
Наиболее часто катабатические ветры дуют с покрытых льдом возвышенностей Антарктики и Гренландии. В Гренландии такие ветры называются питарак (pitaraq); они дуют особенно сильно, когда рядом с берегом образуется область низкого давления. На архипелаге Огненная Земля в Южной Америке, а также на Аляске для судов в гаванях особенно опасен шквальный ветер, называемый «вилливо» (англ. williwaw). Он возникает на снежных и ледяных полях прибрежных гор и налетает на побережье со скоростью 200—300 км/ч.
СХЕМА
Реальные уклоны гор по линии "перевал - хребет с левого борта Лозьвы".