Итак, вышеупомянутые «дозиметристы без опознавательных знаков, прилетевшие на военном вертолёте», на самом деле были проходившими переподготовку общественными инструкторами ПВО, прилетевшими на вертолёте ДОСААФ. Дело в том, что вертолёты ДОСААФ также имеют на борту красную звезду с белой окантовкой, см. фото слева из статьи
Многоцелевой вертолет Ми-4. А судя по фото справа из этой же статьи, Ми-4 может совершить посадку и на гребне горного отрога.
Теперь поговорим о вертолётах гражданских. Из книги
Под крылом самолёта. Часть 2:
1957 год. В аэропорт «Ивдель» поступают вертолёты Ми-1 и Ми-4. Это – новинка авиации. Почти одновременно с этим пополняется парк автомашин. Приходит бензовоз. Появляется, хотя и примитивный, склад горюче-смазочных материалов. Для самолётов и вертолётов организуется автоматическая заправка. Прибывают сотрудники авиаметеостанции (АМСГ).
…
После поступления новых бортов Ми-1 и Ми-4 у аэропорта появляются новые заказчики. Появились также новые маршруты. Наиболее востребованными из них были полёты в горы. Ушёл в предание «Свор». К 1958 году аэропорт «Ивдель» окреп, из взлётной площадки, из аэродрома, он превратился в один из крупнейших аэропортов северного направления. Заказчиков, а значит и работы, было столько, что экипажи летали в две смены.
…
Всё было бы замечательно, если бы не одно но... 1958 год. Аэропорт «Ивдель» внезапно теряет основные северные маршруты. Закрывается Няксимвольская экспедиция. Почти сразу же, следом ликвидируются Усть-Маньинская и Тольинская экспедиции... Однако, вертолёты занимались обслуживанием сезонных экспедиций. В основном востребованы горные районы, таёжные дебри. Огромные запросы на Ми-2 и Ми-4. В таких условиях существовал аэропорт «Ивдель», завершая свою «первую пятилетку».
Итак, ивдельские вертолёты были востребованы для полётов в горные районы. Но пользовались вертолётами не только геологи. Из воспоминаний лётчика Карпушина, статья
Высота 1079:
Тем временем в Ивдель прилетели еще 3 экипажа из 123-го отряда и 3 экипажа эскадрильи ПВО из Арамиля. Кроме того, в расположении поисковиков оказались несколько вертолетов, которые и раньше базировались в аэропорту. «Сейчас я прихожу к выводу, что эти машины предназначались для поиска беглых зеков из лагерей Вижая и Бурмантово», - говорит летчик.
Такой вывод Карпушин мог сделать лишь в том случае, если неоднократно видел рядом с вертолётами
военнослужащих МВД. При этом геологов рядом с вертолётами он почему-то не замечал.
Версия о нападении зеков тоже не выдерживает, по мнению Георгия Карпушина, проверки на прочность. «Когда мы только начали поиски, - утверждает летчик, - руководством штаба поисков сразу же были сделаны запросы в ближайшие лагеря, их там два было – Вижай и Бурмантово, не было ли побегов заключенных. Ответ был отрицательный. Да даже если предположить, что кто-то сбежал, как бы такие заключенные, в одних телогрейках, преодолели такое громадное расстояние до места, где обнаружили палатку?» По мнению летчика, появление подобных предположений связано с тем, что поиски, по крайней мере та их часть, которая была связана с участием военных и авиации, велись в обстановке строжайшей секретности.
На самом деле для «строжайшей секретности» была другая причина. Из статьи
Использование авиации в органах внутренних дел:
Министерство внутренних дел СССР арендовало самолеты и вертолеты у Министерства гражданской авиации СССР, и вместе с техникой МГА предоставляло для нужд МВД летный состав, а также выполняло сложные работы по обслуживанию воздушной техники.
В структурах МВД СССР появлялись подразделения авиационного патрулирования; в экипаж, состоящий, как правило, из пилотов Аэрофлота, выделялся сотрудник милиции, а также наземный патрульный экипаж. Вертолеты применялись для патрулирования городов, дорог союзного значения, перевозки руководящего состава МВД, поиска сбежавших заключенных, ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, перевозки пострадавших и т.д.
Таким постоянно действующим «чрезвычайным обстоятельством» было радиоактивное загрязнение района истоков Лозьвы — одного из источников водоснабжения Ивдельского округа. То есть данному району требовался постоянный дозиметрический контроль. Согласно статье
Противохимическая и противорадиационная зашита населения: исторические аспекты становления и развития:
Совет Министров СССР 31.10.1949 г. утвердил новое Положение о местной ПВО СССР, в котором противохимическая защита была отнесена к основным мероприятиям МПВО. В городах-пунктах МПВО и городах с районным делением были созданы противохимические службы.
А затем было издано Постановление Совета Министров СССР от 14.04.1956 г. «Положение о МПВО Союза ССР», в соответствии с которым
Вместо отдела противохимической защиты было организовано управление противоатомной, противобактериологической, противохимической и маскировочной защиты.
Отметим, что вертолёты
Ми-1 и
Ми-4 были оснащены оборудованием
для полётов днём и ночью, в сложных метеорологических условиях. Из статьи
Особенности вертолетовождения при воздушной радиационной разведке:
Воздушная радиационная разведка местности может выполняться днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях.
…
Маршрут полета может указываться в задании или экипаж выбирает его самостоятельно по наикратчайшему расстоянию. В районе разведки намечается исходный ориентир начала разведки. При выборе маршрута необходимо учитывать рельеф местности и метеорологическую обстановку, особенно направление и скорость ветра. При радиационной разведке дорог маршрут полета должен проходить вдоль них с наветренной стороны. В начале и конце маршрута радиационной разведки намечают характерные ориентиры. Для взятия проб земли или высадки специальных дозоров предусматриваются посадочные площадки вдоль маршрута разведки.
…
Для измерения уровня радиации ночью намечают световые ориентиры или места, хорошо просматриваемые с воздуха. При отсутствии световых ориентиров точки измерения радиации намечаются через 1—2 мин полета.
На фото из статьи
Большая карьера маленького вертолета — Ми-1 во время выполнения учебной дозиметрической разведки.
Как же развивались события? С января 1959 года проходила переподготовка общественных инструкторов ПВО ДОСААФ по нормам «Готов к ПВО» 1 ступени, которые должны были обучать население, не состоящее в формированиях МПВО. В связи с чем Областным штабом МПВО на 2 февраля 1959 года (это понедельник — первый рабочий день месяца) в горах Ивдельского городского округа было намечено провести практические занятия по дозиметрии. Но накануне, 1 февраля, в горах прошёл радиоактивный снегопад, и для того, чтобы установить, насколько повысившийся уровень радиации безопасен для проведения занятий, в ночь с 1 на 2 февраля была проведена экстренная радиационная разведка местности. Высадившись из вертолёта на гребне отрога Холатчахля и сделав замеры радиации, дозиметристы заметили палатку ниже по склону. Уровень радиации оказался опасным. Чтобы разбудить туристов, палатку сначала повалили, оборвав оттяжки с северной стороны и перепилив северную стойку, а затем выдрали два лоскута и разрезали. Туристам приказали немедленно покинуть заражённую территорию — спуститься к лесу и ждать у костра другого вертолёта, который должен был забрать их утром. Но главное — туристам запретили брать верхнюю одежду и обувь — вещи, попавшие под радиоактивный снегопад. При этом за личные вещи и снаряжение ребятам пообещали компенсацию. Ребята ушли, будучи уверенными, что их не обманут. Но из-за пурги присланный вертолёт прилетел слишком поздно. Первые двое погибли от переохлаждения, задержавшись у палатки из-за конфликта с военными и спустившись к лесу позже остальных, четверо погибли в овраге вследствие несчастного случая, а оставшиеся трое погибли, пытаясь вернуться к палатке и понимая, что вертолёта им уже не дождаться. Оставшийся в овраге настил на самом деле был заготовкой для сигнального костра, при этом берёза и обрывки одежды были положены сверху для быстрого розжига при появлении вертолёта, а пихты при горении давали бы густой чёрный дым.
Сделаем важное уточнение. Ранее утверждалось, что бамбуковая лыжная палка-стойка под северным коньком была перепилена пилкой на обухе штык-ножа от АКМа, опытные образцы которого находились на испытаниях в элитных частях МО и МВД. На самом деле, принимая во внимание, что проводившие радиационную разведку инженерно-противохимические части МПВО МВД привлекались также для обезвреживания невзорвавшихся авиабомб, снарядов и мин (
Портал МЧС России), следует полагать, что для перепиливания палки использовался другой инструмент, см. статью
История и характеристики ножа сапера, его разновидности и применение:
История саперного ножа
Известно, что «финку» производили на заводе «Труд» в поселке Вача. Изначально нож был предназначен для инженерных управлений Красной армии и Военно-морского флота, начиная с 1939 и заканчивая 1945 годом.
…
Нож взрывника
Был сделан из стали. Сегодня его до сих пор используют на шахтах, а также при работе со всевозможными взрывными устройствами. Изделие часто используется как пила, может прорезать деревянную или металлическую поверхность. Кроме того, «финку» используют для зачистки проводов.
И в заключение отметим, что проведение ФТЭ было необходимо Иванову для проверки обоснованности действий в отношении туристов со стороны военнослужащих инженерно-противохимических частей МПВО. То есть последних можно было бы привлечь к ответственности в случае отсутствия у туристов радиоактивного заражения.