Попробуем дать объяснение некоторым известным фактам. Как было сказано в статье
Невероятное, но… очевидное,
жителям поселка Вижай запретили пить воду из реки Лозьва, берущей начало в горах. Для объяснения причины запрета процитируем статью
Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П.В.Рамзаева:
Ленинградский научно-исследовательский институт радиационной гигиены (ЛенНИИРГ) был образован 30 декабря 1956 года в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации на базе Ленинградского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института. ЛенНИИРГ состоял, в основном, из сотрудников института-предшественника, которые передали традиции, культуру научной работы, гигиеническое мировоззрение новому институту. Это было время активного развития ядерной энергетики, испытаний ядерного оружия в атмосфере, быстрого наращивания ядерного потенциала в мире и угрозы ядерного нападения. Создание нового института диктовалось необходимостью развития научной базы для обеспечения радиационной безопасности населения России в различных отраслях народного хозяйства, здравоохранении и в сфере гражданской обороны.
Функции гражданской обороны в то время выполняла Местная противовоздушная оборона в составе МВД, о чём ниже.
Одновременно с институтом создавалась специализированная разветвленная сеть государственного санитарного надзора за радиационной безопасностью населения, проживающего в условиях естественного или техногенно измененного радиационного фона, и персонала, работающего с источниками ионизирующего излучения. Вновь созданный институт должен был помочь в выполнении поставленных задач. Таким образом, в процессе организации в институте сформировались два основных аспекта деятельности: научные исследования в области радиационной гигиены и практическая, методическая помощь органам Госсанэпиднадзора в сфере контроля радиационной обстановки. По этим двум направлениям теории и практики Институт работает более полвека.
Уже в первые годы существования Института для экспресс-анализа радиоактивности внешней среды были разработаны необходимые радиометрические и радиохимические методы, созданы радиометрические и дозиметрические приборы, в том числе передвижная радиометрическая лаборатория. Институт быстро завоевал авторитет среди профессионалов.
Сотрудники института принимали участие в расследовании радиационных инцидентов и аварий, начиная с аварии на Южном Урале в 1957 г. Экспедиции института, организованные с целью оценки радиационного фактора и отбору проб окружающей среды, работали во всех уголках Российской Федерации.
Но такая работа требовала обеспечения режима секретности. Из статьи
День спецчастей ВВ МВД России:
…День образования воинских частей по охране мест проведения специальных работ, важных государственных объектов и сопровождения специальных грузов; День спецчастей приурочен к созданию в составе Управления МВД по охране важных предприятий промышленности специального отделения приказом МВД СССР от 27.04.1946.
…
В конце лета 1946 года спецчасти начали охранять места, где велись спецработы. С риском для собственной жизни военные четко отрабатывали задачи, которые на них возлагались. Уже спустя год число комендатур выросло в три раза. К концу того же года на их основе были сформированы отдельные батальоны и полки. В целях конспирации многим из военнослужащих приходилось сторожить объекты в гражданской одежде.
Помимо лабораторий, НИИ и заводов, они охраняли несколько закрытых городов, защищали граждан во время различных катастроф. Спецвойска ликвидировали последствия одной из крупнейших аварий, произошедшей в сентябре 1957 года на химкомбинате «Маяк».
Обратимся к статье
Вижайцы о времени и о себе. Беседа с Владимиром Андросовым и другими вижайцами. Часть вторая:
В тех краях, в основном, были воинские части, как сейчас говорят — войска МВД. В то время у них были погоны красного цвета, на погонах эмблемка — перекрещенные два штыка. В детстве мы ездили за брусникой в район Бурмантово. И помню, как отцу один мужик рассказывал, какого страху они натерпелись, когда заблудились в районе речки Тошемка. Тогда их солдаты задержали и привели в штаб, после целого дня выяснений личности их отпустили, предупредив, чтоб внимательнее ходили по тайге. Но они не видели никаких знаков предупреждающих.
Что касается эмблемы, то речь идёт, скорее всего, о перекрещенных винтовках с примкнутыми штыками — см.
Форма и знаки различия ВВ МВД СССР:
Но дело в том, что 15 сентября 1957 г. был издан Приказ Министра внутренних дел «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды сержантами, солдатами, курсантами, воспитанниками и младшим начальствующим и рядовым составом войск и учреждений внутренних дел СССР» (см.
Форма одежды служащих МВД - 1957 г.), согласно которому эмблема стрелковых частей имела уже совершенно другой вид:
Таким образом, можно сделать вывод, что радиологические исследования проводились в бассейне Лозьвы уже в 1957 году или даже ранее!
Несколько слов о распространении радиации. Из статьи
Центральной аэрологической обсерватории 70 лет:
К 1947 г. относится создание и начало использования автоматических аэростатов. В 1948 г. с летной площадки ЦАО впервые удалось поднять автоматический стратостат с грузом 125 кг до высоты, примерно, 22 км и обеспечить затем его нормальную посадку. В дальнейшем подобные научно-исследовательские полеты на аэростатах и субстратостатах стали для ЦАО регулярными. Полеты автоматических стратостатов позволили получить уникальные данные о радиационных и оптических характеристиках атмосферы и ее составе.
Издали при ясной погоде такие аппараты выглядели как яркие белые шары, судя по фото свободных аэростатов 1939 года с сайта
Энциклопедия Долгопрудного:
Из книги
Ядерные испытания в Арктике. Том II. Арктический ядерный полигон:
Результаты высотного зондирования свидетельствовали о том, что радиоактивными продуктами была загрязнена практически вся арктическая стратосфера. В течение зимы 1961-1962 гг. наблюдалось постепенное снижение высоты слоя максимальной концентрации РВ с 27-29 км в декабре 1961 г. до 23-25 км в феврале 1962 г. и даже до 20 км - к концу первой половины 1962 г.
Как видно по рис. 2.5. из этой же книги (внизу слева),
направление движения радиоактивных облаков атмосферных ядерных взрывов, осуществлявшихся на Новоземельском полигоне в период с 1955 по 1962 гг. — главным образом южное (за исключением ряда испытаний 1962 года и одного испытания 1957 года). А доказательством того, что весь Урал накрывало радиоактивными выпадениями, может служить статья
Оценка уровней радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха в ретроспективе ведения наблюдений на территории Челябинской области:
На рис. 2 представлены данные по годовой плотности выпадений β-излучающих элементов в п.Аргаяш, расположенном на расстоянии около 30 км от промышленной площадки ПО «Маяк». Наибольшая плотность радиоактивных выпадений фиксировалась в период с 1961 по 1964 годы. Сумма выпавшей за этот период радиоактивности по зоне наблюдения вокруг ПО «Маяк» почти в 2 раза превышает сумму радиоактивных выпадений за последующие 40 лет. Максимальная плотность β-активных выпадений постами Росгидромета зафиксирована в 1962 году. Такие высокие плотности радиоактивных выпадений были обусловлены в первую очередь испытаниями ядерного оружия в атмосфере. Начиная с 1965 года по 1972 год, наблюдалось значительное снижение плотности радиоактивных выпадений (в 10 раз) в сравнении с периодом ядерных испытаний в атмосфере. Начиная с 1972 года по 1989 год плотности выпадений варьировали в пределах от близких к фоновым до в 3-4 раза превышающих фоновые уровни.
Заметим, что Аргаяш находится существенно в стороне от направления ВУРСа.
По результатам многолетних наблюдений можно сделать следующие выводы: …Существует четкая пространственная динамика распределения концентраций радиоактивных изотопов в зависимости от расположения населенного пункта относительно основного загрязнителя — ФГУП «ПО «Маяк»: максимальное влияние ПО «Маяк» оказывает на территории, расположенные в радиусе 20 км от промышленной площадки, на расстоянии более 30 км влияние предприятия через загрязнение воздушного пространства снижается на порядок величины.
Вклад ядерных испытаний в плотность β-активных выпадений за 1958 год можно оценить как разность между плотностями выпадений за 1958 и 1960 года (так как, судя по диаграмме, влияние ядерных испытаний продолжалось и в 1959 году) — это составит ~11000 Бк/м
2. Принимая годовое количество осадков равным 450 мм, или 450 л/м
2, получим среднегодовую β-активность осадков
24,4 Бк/л, что превышает нормативы 1957 года для продуктов деления неизвестного нуклидного состава — 19 Бк/л (см. таблицу
Допустимые в разные годы концентрации в воде и воздухе наиболее биологически значимых нуклидов). Для Северного Урала, где годовое количество осадков вдвое выше, чем в Зауралье (см. карту из Электронного учебника
География Свердловской области), ядерные испытания дадут ~22000 Бк/м
2 (или
0,6 Ки/км2), а среднесуточное значение плотности выпадений составит
~60 Бк/м2. Но плотность выпадений зависит от наличия и интенсивности осадков, то есть её суточные значения могут быть нулевыми, а могут и превосходить
экстремально высокий уровень радиоактивного загрязнения 110 Бк/м2 (из этой же статьи).
Далее, согласно схеме из книги
Радиоактивные загрязнения внешней среды накопление суммы β-активных продуктов, выпавших в окрестностях Ленинграда, на февраль 1959 года составило
0,62 Ки/км2, а за 1958 год —
0,38 Ки/км2, что позволяет оценить величину плотности β-активных выпадений в горах Северного Урала на февраль 1959 года как
~1 Ки/км2. Но эта величина может быть значительно выше — см. сайт
Планконспект:
На высотах более 100 м на прямых скатах мощность дозы излучения будет примерно в 2 раза больше, чем на обратных. Еще более значительная неравномерность загрязнения участков внутри зоны наблюдается в горной местности. …На вершинах и наветренных склонах холмов мощность дозы излучения резко уменьшается, в то время как в низинах, на опушках лесов и в густых кустарниках происходит накопление радиоактивной пыли, что значительно увеличивает интенсивность излучения.
То есть район Перевала был закрыт для посещения туристами, поскольку представлял такую же опасность, как и
Восточно-Уральский радиоактивный след:
В 1958 году территории с плотностью загрязнения стронцием-90 свыше 2 Ки/км2 общей площадью порядка 1000 км2 были выведены из хозяйственного оборота. Населенные пункты с этой территории были эвакуированы.
К слову, на примере ВУРСа легко объясняется феномен «чистой беты». Загрязнение цезием-137 с плотностью 0,5 Ки/км
2 и выше не выходит за пределы Челябинской области, в то время как загрязнение стронцием-90 с плотностью 0,5 Ки/км
2 и выше простирается далеко на северо-восток в Свердловскую область.
То есть между распространением цезия-137 и стронция-90 нет жёсткой зависимости. И связано это с тем, что нуклиды базируются на разных типах микрочастиц.
И, наконец, отметим, что по состоянию на 01.07.1963 г. средняя доза внешнего облучения населения Свердловской области (0,20 сЗв) оказалась заметно выше, чем регионов, непосредственно прилегающих к полигону — Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО (0,10 и 0,13 сЗв соответственно), а также соседних Ханты-Мансийского АО, Пермской области и Республики Коми (0,17 сЗв), см. вышеупомянутую книгу
Ядерные испытания в Арктике. Том II. Арктический ядерный полигон.
Теперь о той роли, которая в Атомном проекте отводилась МВД. Как гласит
Постановление СМ СССР № 2533-1053 от 29 сентября 1953 г. «Об обеспечении готовности Вооруженных Сил к действиям в условиях применения атомного оружия и защите населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия»:
Для подготовки химической службы к выполнению возлагаемых на неё задач и обеспечения специалистами службы МПВО обязать Министерство обороны СССР… предоставлять на курсах переподготовки при Военной академии химической защиты им.К.Е.Ворошилова для офицеров Министерства внутренних дел СССР 10 мест в каждом наборе начиная с 1954 г., а также выделять Министерству внутренних дел СССР из каждого выпуска Военной академии химической защиты им.К.Е.Ворошилова, начиная с 1954 г., по 10 офицеров, подготовленных по вопросам противоатомной защиты;… обеспечивать ежегодно, начиная с 1954 г., переподготовку 40 офицеров-химиков службы МПВО в Высшей офицерской школе химических войск Советской Армии.
И
там же:
Для обеспечения Советской Армии, Военно-Морских Сил и службы местной противовоздушной охраны дозиметрической аппаратурой обязать… Министерство внутренних дел СССР… в двухмесячный срок сообщить Министерству электростанций и электропромышленности СССР номенклатуру и количество дозиметрических приборов, необходимых для службы МПВО…
Добавим, что в 1959 году были изданы
Временные методические указания по организации дозиметрического контроля в формированиях и учреждениях медицинской службы МПВО Утв. 23/VI-1958 г. Сущность одной из сторон деятельности МПВО описана на сайте
Промышленный портал:
В результате выпадения радиоактивной пыли из облака после атомного взрыва или применения боевых радиоактивных веществ могут быть заражены воздух, территория города, здания и сооружения, транспорт, различные предметы и т. п. Люди могут получить поражения при вдыхании зараженного воздуха или при попадании радиоактивных веществ на одежду и обувь, а также при употреблении в пищу зараженных продуктов питания и воды. Опасность поражения радиоактивными веществами возрастает в связи с тем, что эти вещества не имеют никаких внешних признаков (цвета, запаха и т. п.) и могут быть обнаружены только специальными приборами — индикаторами (определителями) радиоактивности, рентгенометрами и другими. Эти приборы имеются только в специальных командах и других формированиях МПВО.
С помощью указанных приборов разведка МПВО устанавливает степень радиоактивного заражения местности, зданий и т. п., определяет и обозначает предупредительными знаками границы зараженного района. На таких предупредительных знаках обычно указан уровень (мощность) радиации.
В пределах зараженного района местность, здания и сооружения, транспорт, мебель, различные предметы, одежда и т. п. должны быть обезврежены в самый кратчайший срок. Все мероприятия, направленные на удаление радиоактивных веществ с зараженных территорий, зданий и предметов с целью их обезвреживания получили название дезактивации.
После окончания работ по дезактивации все население, принимавшее участие в этих работах, проходит дозиметрический контроль (с помощью которого устанавливают, есть ли заражение, и степень зараженности) и при необходимости направляется на полную санитарную обработку.
Из статьи
История развития гражданской обороны Свердловской области:
В 1949 — 1951 гг. во исполнение распоряжения Главного управления МПВО НКВД СССР практически во всех городах, райцентрах, на крупных предприятиях были созданы штабы МПВО, возглавляемые штатными работниками, 87% из них — фронтовики, боевой опыт которых сыграл положительную роль в повышении эффективности системы защиты населения, объектов и территорий области. В систему вошло проведение поэтапных и комплексных тренировок, специальных учений, сборов личного состава невоенизированных формирований по основам боевой и специальной подготовки, соревнований расчетов и команд по нормативам МПВО. На этапе функционирования МПВО проблема защиты населения и территорий от воздушных ударов противника превратилась из локальной задачи в общегосударственное, общенародное дело.
Как говорится в статье
Местная противовоздушная оборона в послевоенный период 1945 — 1961 гг. — одной из задач, возложенных на Штаб МПВО страны Постановлением Совета Министров СССР № 1207-686сс от 29 июня 1955 г. «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия», была
организация по согласованию с Генеральным штабом учений МПВО с привлечением объектовых и городских формирований МПВО, войск МВД и воинских частей Советской Армии. И другой важный источник — рассказ Владимира Крылова на
Радио Свобода:
Еще более значительно появление на месте трагедии дозиметристов, прилетевших на военном вертолете.
"Прилетали люди, на которых были приборы для дозиметрической разведки. Без опознавательных знаков, но с дозиметрическими приборами".
Военным, не скрывавшим от посторонних свою деятельность, незачем было бы скрывать свои звания и род войск. То есть на самом деле это были гражданские лица из невоенизированных формирований МПВО, принимавшие участие в учениях по радиационной разведке местности, подвергшейся радиоактивному заражению. О цели таких учений — из книги
Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны:
…в составе МСС МПВО создаются новые формирования, предназначенные для розыска и выноса пораженных из очага ядерного поражения (сортировочные, радиологические группы и др.).
Но радиологические группы могли иметь и другие функции, см. учебник
Радиационная гигиена:
Важным этапом в истории развития радиационной гигиены явилось создание в составе министерств здравоохранения СССР и союзных республик отделов радиационной безопасности и радиологических групп на базе республиканских, областных и городских центров санэпиднадзора, первые из которых были организованы в 1958 г.
Далее, процитируем
Положение о Санитарно-противоэпидемической службе СССР. Приложение к приказу министра здравоохранения СССР № 98 от 1 февраля 1951 г.:
На объектах Военного министерства СССР, Военно-Морского министерства СССР, Министерства внутренних дел СССР и Министерства государственной безопасности СССР санитарный надзор осуществляется санитарными службами этих министерств, если иной порядок не предусмотрен специальными постановлениями и распоряжениями Правительства СССР.
То есть на своих объектах МВД осуществляло санитарный надзор самостоятельно. С сайта
МСЧ МВД России по Орловской области:
В послевоенные годы, вплоть до 1960-х годов, функции по санитарному надзору в Министерстве внутренних дел обеспечивали врачи-эпидемиологи лечебно-профилактических учреждений МВД союзных республик, автономных республик, краев, областей РСФСР, а также промышленно-санитарные врачи исправительно-трудовых учреждений. Руководство их деятельностью осуществлял санитарно-эпидемиологический отдел медицинской службы МВД (МООП) СССР.
А для осуществления радиологического контроля источников водоснабжения санитарные врачи Ивдельлага должны были обращаться к МСС МПВО, поскольку в системе МВД только это подразделение имело соответствующие приборы.
Остановимся на приборе, которым измерял радиацию Кикоин. Как говорил Штейн в своём
интервью «Комсомольской правде»:
А в последний момент в эту группу ввели Вадима Ткачева, который был моим заместителем по спецвопросам, и основной его деятельностью было общение с органами госбезопасности…
Согласно вышеупомянутой
статье, ещё одной из задач, возложенных на Штаб МПВО страны Постановлением СМ СССР от 29 июня 1955 г. «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны…», было
направление и координация научно-исследовательских работ по вопросам МПВО в научно-исследовательских организациях министерств и ведомств и их контроль. И снова процитирем
Постановление СМ СССР № 2533-1053 от 29 сентября 1953 г. «Об обеспечении готовности Вооруженных Сил к действиям в условиях применения атомного оружия и защите населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия»:
Министерство электростанций и электропромышленности СССР (т. Первухина) в трехмесячный срок по получении заданий от Министерства обороны и Министерства внутренних дел СССР рассмотреть их и внести в Совет Министров СССР предложения по расширению научно-исследовательских организаций и по созданию необходимы производственных мощностей (реконструкции существующих и созданию новых предприятий) для обеспечения новых разработок, изготовления и испытания образцов дозиметрических приборов и развертывания серийного производства этих приборов в размерах, обеспечивающих потребности Министерства обороны и Министерства внутренних дел СССР.
То есть Вадим Ткачёв должен был доложить в МВД об итогах проверки работы прибора в полевых условиях с целью его внедрения в производство. Согласно книге
Страницы жизни. Свет в конце тоннеля, вероятно, этим прибором был
64-канальный сцинтилляционный гамма-спектрометр или его прототип. Одновременно с созданием этого гамма-спектрометра велась работа по определению западных границ ВУРСа. Отметим, что границы ВУРСа (в том числе и границы зоны отселения) определялись по содержанию стронция-90 (см.
Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС) и
Атлас ВУРСа). А поскольку его дочерний иттрий-90, помимо бета-излучения, испускает также
слабое гамма-излучение с энергией 1,21 МэВ (сайт
StudFiles) — то для обнаружения стронция-90 данный прибор был, надо полагать, достаточно эффективен.
Наконец, на Штаб МПВО страны Постановлением СМ СССР от 29 июня 1955 г. «О мероприятиях по повышению готовности МПВО страны…» (см.
статью) была возложена такая задача, как
контроль за содержанием печатных материалов. Это значит, что деятельность МПВО была засекречена. Чем и можно объяснить слова Владимира Аскинадзи:
Подписку не давал, но в парткоме института перед выходом на поиски меня предупредили (а я уже должен был предупредить остальных), чтобы поменьше трепались о деталях. Безусловно, партком УПИ был в курсе деятельности МПВО. Как гласит
Историческая справка. Местная противовоздушная оборона (1915—1960 гг.):
14 апреля 1956 г. утверждается новое «Положение о МПВО Союза ССР», в котором было определено, что всеобщее обязательное обучение населения мерам защиты от средств массового уничтожения является одной из главных задач МПВО.
…
Большое внимание уделялось подготовке учащейся молодежи. Организация обучения студентов и учащихся по вопросам МПВО возлагалась на Министерство высшего образования СССР, Министерство культуры СССР, министерства просвещения союзных республик, Главное управление трудовых ресурсов и другие ведомства. Они разрабатывали программы и методические указания, которые согласовывались со Штабом МПВО СССР. Таким образом, обучение по МПВО приобретало плановый, организованный характер, а преподавание вопросов МПВО стало одной из учебных дисциплин.
И есть ещё одно обстоятельство, связанное с секретностью. Ранее я уже писал о незаконных допросах, проводимых в ходе доследственных проверок вплоть до 1960 года.
https://taina.li/forum/index.php?topic=6770.msg699764#msg699764(На статью о доследственной проверке есть
другая ссылка.) Но как получилось, что из материалов такой проверки в УД был передан только один-единственный документ? Обратимся к диссертации
Организационно-правовые основы деятельности местной противовоздушной обороны НКВД - МВД СССР (1932-1960 гг. ): историко-правовой аспект:
Нормативно-правовое регулирование деятельности службы охраны порядка и безопасности МПВО в условиях нарастания атомной угрозы
…
«Положение о местной ПВО Союза ССР» 1949 г. практически не изменило перечень задач милиции в мероприятиях МПВО: охрана порядка, безопасности, государственного и личного имущества при нападении с воздуха; наблюдение за выполнением населением установленных правил поведения в условиях «Угрожаемого положения»; содействие командам МПВО в ликвидации последствий нападения с воздуха; оказание помощи пострадавшим»
Для выполнения этих задач в городских управлениях милиции городов-пунктов МПВО сохранялись службы охраны порядка и безопасности (СОПБ) МПВО. На конец войны в перечень городов-пунктов МПВО входило 170 городов страны.
В своей практической работе служба ОПБ МПВО города (района) на тот момент руководствовалась «Положением о работе органов милиции по обеспечению задач МПВО», объявленном приказом МВД СССР № 00732-1949 г.
Рабочим аппаратом начальников служб ОПБ МПВО являлись штабы службы ОПБ МПВО, которые организовывались из числа работников городских управлений (отделов) милиции, а там, где нет этих органов, выполняли краевые, областные аппараты милиции.
Работа служб ОПБ выполнялась всем личным составом органов и частей милиции города (района) с привлечением общественности (бригад содействия милиции, дворников и групп самозащиты). Из них заблаговременно формировали квартальные или участковые команды охраны порядка за счет резервного состава групп самозащиты домов, которые использовались в случае недостатка собственных сил.
По сути, с самого начала расследованием происшествия, виновником которого была медико-санитарная служба МПВО, занималась другая служба МПВО — охраны порядка и безопасности. То есть расследование фактически было внутриведомственным и содержало материалы, раскрывающие деятельность МПВО. В том числе это были и показания военнослужащих МПВО, проводивших радиационную разведку на склонах Северного Урала и непосредственно контактировавших с туристами. И, что весьма вероятно, действия свои они обосновывали какой-нибудь секретной внутриведомственной инструкцией, предписывавшей незамедлительно удалять посторонних лиц с радиационно-опасной территории. А ответственность за такую инструкцию должен был нести лично министр внутренних дел. Таким образом, для приобщения к Делу подходил только лишь пресловутый Протокол допроса Попова, представлявший из себя невинную «проверку слухов» по поводу некоей туристической группы, заблудившейся и пропавшей из-за сильных ветров, заносивших дороги в районе Вижая в первых числах февраля. И процитируем реферат
Дисциплинарная практика в ОВД: понятие, содержание, методика проведения служебного расследования:
О результатах проверки и принятых к сотрудникам мерах воздействия подготавливается соответствующая информация руководителю органа или подразделения внутренних дел, заявителям и иным заинтересованным лицам. При этом запрещается разглашать выявленные в ходе проверки в отношении сотрудников и граждан сведения личного характера, а также составляющие государственную или служебную тайну.
В завершении ответим на вопрос: почему вначале поисками руководил начальник УМВД Свердловского облисполкома генерал-майор внутренней службы М.И.Шишкарёв? Процитируем
Форум пограничников:
3.07.1961 Бюро ЦК КПСС по РСФСР, рассмотрев состояние партийно-политической работы и воинской дисциплины во внутренних войсках, внутренней и конвойной охране МВД, оценило их как неудовлетворительные и освободило руководителей войск от работы. Но этим дело не ограничилось. Тогда же от должности был освобожден и Н.П.Стаханов.
Как отмечено в Постановлении:
«... бывший Министр внутренних дел РСФСР т. Стаханов, зная о неудовлетворительном состоянии воинской дисциплины, многочисленных фактах чрезвычайных происшествий и нарушений социалистической законности в войсках и охране, не принимал решительных мер к наведению должного порядка, передоверив этот важный участок работы своему заместителю Александрову, а Александров, проявив беспринципность в работе, оказался не в состоянии справиться с возложенными на него обязанностями... »
Дело в том, что Шишкарёв был по должности ещё и начальником местной противовоздушной обороны Свердловской области. Процитирую сайт
МЧСник:
В 1956 советское правительство приняло Положение о МПВО СССР. В нем МПВО впервые названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых на территории страны. Её целями были: защита населения от атомного оружия и других средств поражения; создание условий, обеспечивающих надёжность работы объектов народного хозяйства в военное время; проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оказание помощи пострадавшим. Общее руководство МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, краевые, областные и городские исполкомы. Начальниками МПВО назначались министры и начальники управлений внутренних дел .
Так что Шишкарёв должен был знать обо всех происшествиях, имевших место в ходе проведения мероприятий МПВО. Однако своевременных мер по поиску туристов им принято не было (не дал указания прочесать местность «по горячим следам», видимо, чтобы не привлекать внимание посторонних). Также, умышленно или нет, не было документально зафиксировано местонахождение палатки и вещей. В силу чего Шишкарёву грозила ответственность за бездействие — см.
Закон СССР от 25.12.1958 «Об уголовной ответственности за воинские преступления», ст.24. Поэтому ему не оставалось ничего другого, кроме как попытаться хоть чем-то себя оправдать.
P.S. Согласно статье
МПВО Ленинграда (1932 — июнь 1941 г.г.),
финансирование мероприятий МПВО осуществлялось за счет местного бюджета. То есть, очевидно, и бюджет Свердловской области также имел отдельную статью «мероприятия МПВО», рассчитанную в том числе и на закупку продуктов питания для большого числа гражданских лиц. Снова обратимся к рассказу Владимира Крылова на
Радио Свобода:
"А тут для нас начались непонятные совершенно вещи: нам дали задание подготовить продукты, причем выделили машину с военной кафедры, на этой машине мы объезжали магазины и покупали все, что нашей душе было угодно. Нас насторожило: как так — финансирование полное, совершенно как-то без ограничений".
Из чего можно сделать вывод, что и сами поиски туристов проходили как «мероприятие МПВО».