В 59г. манси уже твердо понимали духи отдельно, геологи отдельно, причём, геологи
Самое интересное, что и геологи, те, что поумней, отлично понимали, что бытовые добрососедские отношения - это одно, а вторжение в сакральную сферу это совсем другое. И что святилища обских угров крайне желательно обходить стороной, целее будешь.
Из беседы В.Мальцева с Д.Самбиндаловым:
Виктор Мальцев ДНЕВНИКИ ЭКСПЕДИЦИЙ (Пермь) - 2016Добавлено позже:Интересно, что будет, если мишка с высоким сакральным статусом начнёт исключительно с сакральными целями ломать своего сакрального брата - манси? Сакральное братоубийство? Или один сакральный брат даст другому сакральному брату себя съесть? Непонятно...
Статус - то одинаков...
Медведь в миропонимании обских угров выступает в четырех различных ипостясях, при этом оставаясь божественным покровителем фратрии Пор и, одновременно, субъектом имеющим равный сакральный статус с человеком:
- медведь-дух, сын/дочь верховного божества Нуми-Торума, божественный судья, хранитель закона и клятвы. Прародитель фратрии Пор. Одна из ипостасей Полум-Торума;
- медведь-лесной зверь,
ворхум (манс.
мужик лесной). Брат человека;
- медведь-добыча, право на убийство которого человек получает, если медведь совершает преступления - разорение святилищ, кладбищ, амбаров, нападение на человека, грабез охотничьих угодий;
- медведь-убийца. Если он убил человека и съел его.
Как
божественный судья медведь сам наказывает преступников - клятвопреступников, воров, убийц, тех кто преступает закон. Обские угры считают, что если медведь задавил человека, то человек был преступником.
Как
лесной брат, медведь делит с человеком охотничьи угодья, выступая как
апси, то есть младший брат.
Как
добыча он почитаем, его встречают и с почетом отправляют к небесному отцу, устраивая в честь него медвежьи игрища, при этом ему объясняют, за что его убили. На празнике его останки находятся в позе низведения из высшего ранга, позе покаяния и подчинения. Это дает возможность его душам возродиться.
Как
убийцу человека, медведя убивают, его тело сжигают, а сломанные кости бросают в стоячую воду, чтобы его смерть была окончательной.
Авторы версии Слезы Вишеры считают, что поза Л.Дубининой в ручье воспроизводит положение останков медведя-добычи, раскаивающегося в преступлении. Тем более, что было найдено скульптурное изображение человека в такой ритуальной позе "кающегося" медведя, относящееся к культуре обских угров.
Федорова Н.В. Антропоморфные образы Усть-Полуя [технология, иконография, композиции сцен] - 2014