А где манси ещё стада пасти ? Количество оленей не знаю , но про количество манси уже писал ранее и не раз. Это капля в море по сравнению с криминальным и полукриминальным элементом, что хозяйничал в этих местах .
Уважаемый
Дмитрий 1972, я так полагаю, что Вы просто недостаточно хорошо осведомлены о наличие, активности и количестве манси в регионе.
Начнем с оленей.
«…В 1955 г. был установлен лимит для частного поголовья в колхозах: 120 го-
лов в сельхозартелях и 80 голов в рыболовецких артелях [Докладные записки…, л. 6]. Но и эту
квоту колхозники не заполняли, отрицательный эффект имели рекомендации выпасать личных
оленей отдельным стадом и взимать с собственников плату за выпас. Укрупнение колхозов в
1953–1954 гг. привело к объединению стад: п. Саранпауль (14 362 общественных, 1556 личных
оленей), д. Кимкъясуй (2794 головы), д. Шомы (2006 голов) и в райцентре Березово (9000 голов)
[Материалы по укрупнению…, л. 3–73]. Еще раньше центрами объединения стали Няксимволь
(около 4000 гол.) и Анеево (около 600 голов).»
Абрамов И.В. Оленеводство как стратегия жизнеобеспечения манси [факторы возникновения и угасания] - 2017То есть, общее количество оленей в регионе, карта приведена выше, в 1955 году было около 35.000 голов. Одна эта цифра уже говорит о том, что количество манси, которые их выпасали не может быть незначительным.
Теперь давайте обратимся к достоверным данным по количеству этнической группы "Северные манси" по трем сопредельным территориям.
Данные на основе диссертации Пивневой Е.Л., которая работала с похозяйственными книгами:
(
Пивнева Е.Л. Этнодемографические процессы у манси в XVIII - XXвв. - 1999- дисс.)
По данным Похозяйственной книги Бурматовского сельского поселения, которое не входит в приводимые выше таблицы, количество взрослых, то есть тех, кому исполнилось на момент ТГД 12-13 лет и старше - 98 человек.
Итого считаем:Общее количество манси по приводимым данным -
1.296 человек2/5 от этого количества, то есть мужское население, находящееся в боеспособном возрасте) - 518 человек.
Приведенные данные не говорят о тех, кто был вовлечен в конфликт с ГД. Этих данных у меня нет и, по определению, быть не может. Мною было всго лишь подсчитано количество активного населения, которое потенциально могло принять в нем участие.
Поэтому, полагаю, что Ваши данные о незначительном количестве манси в регионе не соответствуют действительности.
Кстати, одних представителей семьи Мониных, согласно спискам, 55 человек.
Не думаю, что этого мало ))
Добавлено позже:А другие туристы рассказывают, как манси хорошо их принимают, оставляют ночевать, кормят. Летчики приезжают менять спирт на пушнину. И никто не убегает. Может это были манси, которые зашли на чужую территорию.потому и прятались.
Более того.
Именно манси ловят беглых зэков и сдают. И получают премии.
И никто не пострадал из менси.
Так кто в доме хозяин?
Зэк зэку друг, товарищ и брат.
И никто не мстит манси.
А милиция что-оборотни в погонах?
Многие поселенцы были еще не освобождены окончательно, на учете.
И по любой жалобе из могут вернуть в лагерь
Всё совершенно правильно.
Воспоминания Владимирова М. " В страну Югорию" о походе 1959 года
https://taina.li/forum/index.php?msg=92649(фрагмент ниже). Очень хорошо видно, что никто никого не боится, наоборот. Манси принимают дружелюбно, но вольностей и нарушения обычаев в своем жилище не допускают. А вот какого-либо страха не заметно совсем.
"
Приехали на оленях Анямовы. Зовут хозяина Петр. Он - крещеный. У него, как и дру-гих манси, имена русские, а фамилии - родовые. Только молятся они своим, языческим бо-гам. В потайном месте молятся, делают жертвоприношения. Одна из вершин так и называет-ся: Молебный Камень.
Заходим в жилище. Почему-то оно названо тюркским именем: юрта. Вообще-то тут сплошная чехарда в названиях гор и рек. Манси называют горы: ИЗ, а коми - HEP, ханты- по- своему. Когда спрашиваешь: чем отличаются манси от ханты? Даже ученые умные мужи затрудняются ответить. Те и другие охотники, оленеводы, рыбаки. Язык у них сходен, живут в юртах и чумах, даже столица у них общая: Ханты-Мансийск. А поди ж ты - друг с другом не дружат. Не роднятся они меж собой.
Даже манси делятся на рода: МОСЬ ПОР. Анямовы относятся к роду МОСЬ. Взять жену они могут только из рода ПОР.
Итак, мы в юрте. Правая половина - мужская. Низкие нары застелены оленьими шку-рами. Наши девушки, (вот ведь как их «испортило» равноправие),прямиком было направи-лись на нары в передний правый угол. Хозяин твердой рукой остановил их и указал на ле-вую женскую половину около дверей. Обиженно поджав губки, они уселись на низенькую скамеечку. А мы, мужчины, развалились на теплых шкурах и пожирали куски жирной
оленины. А девушки ждали, когда им что - то отколется от хозяйки. Между •
в мужском углу появилась заветная фляжка с «огненной водой».Пили
экономно, пробочкой от фляжки. Хозяин после каждой «пробки» спрашивал:
-Емас?
Надо было отвечать:
-Сака емас! Что означало:
-Очень хорошо! Вот наши первые «познания» мансийского языка.
Отапливается юрта ЧУВАЛОМ на женской половине. Чувал чем-то отдаленно напо-минает камин. Представьте себе ствол винтовки без затвора. Ствол-труба делается из пруть-ев лозы и обмазывается глиной. В расширенную Полуоткрытую часть ствола ставятся верти-кально дрова. Тепло и свет! Тут же вешается котел с пищей или чаем.
А между тем в мужской половине в перерыве между «емас» и «сака емас» идет неторопли-вая беседа. Мы записываем названия предметов, местности, легенд и песен на мансийском языке. -А куда вы дальше пойдете? -НаЧистоп.
-На Чистопку? Ай, не ходи! Ай, худая гора!
Мансийское название горы - Сисуп. Есть предание: вершина горы во время всемир-ного потопа не была залита водой. Здесь сохранилась сухая площадка, на которой спаслись пять мансийских семей. Среди них был и грудной ребенок. Плач его был слышен в любом конце площадки. Поэтому главную вершину назвали НЯВРАМ-ЛЮНЬСИМ-СЯХЛ-АЛА, что значит: «вершина горы, где плакал ребенок». Вершина хребта Сисуп (русское название Чистоп) напоминает собой спину лошади (СИС - спина), а его самую высокую вершину назвали ЛУВ-СЯКВУР,что значит « лошадиная титька». Значит, племена манси знали и ло-шадь. Не на оленях же они кочевали в Европу! Да и в районе Чусовой и Тагила ягель не рас-тет.
Итак, мы удобно расположились спать на оленьих шкурах в юрте, а наши обиженные девицы, прихватив спальники, подались в берестяной чум, к бедной родственнице. А может, из-за стервы первой жены ей приходится несладко. У манси такой закон: если умер брат, его жену обязан взять старший или младший брат.
Утром мы продолжили свои записи, потом переоделись для фотографии в мансий-скую одежду. С крутого бережка Лямьи манси с хохотом и визгом катались на наших лыжах. А мы с удовольствием осваивали ихние камусные лыжи.
От Лямьяпауля до Суеватпауля Анямов великодушно погрузил девушек и рюкзаки на две упряжки оленей, а мужики (какое блаженство без рюкзаков!) бежали вслед за нартами.
В Суевапауле брат Петра пригласил ночевать в свою юрту, но тут возник «бунт на корабле». Девы наотрез отказались идти в юрту:
-Такого унижения мы не потерпим больше! А мы посмеиваемся: -В юрте «емас» и «сака емас»! Но в душе мы сочувствовали им. Тем более на «емас» у нас осталось мало спирта. Приютили нас геологи: у них большая палатка с печкой. Даже лишние спальники нашлись.
Даешь Чистопку!
Ясная, морозная погода. На востоке, вдали на горизонте, высится огромный, протянувшийся на 30 километров, горный массив Чистопского хребта. Он стоит особняком от Главного Уральского."
Так там в 19 том веке промышленность развивалась.
Ну какая серьезная промышленность могла в тот момент развиваться в Бурматово, Няксимволе или Усть-Манья? Добыча леса только там, где его реально можно вывозить. Геологи ходили безусловно, мясо-рыбу, в основном замороженную, вывозили, что не сумели вывезти – скармливали песцам на ферме… В тот период времени это был дикий сырьевой район.
Карта дорожной сети, продублирую фрагмент, это отгонные тропы и зимние коммуникационные пути, которые в основном использовались манси и ими поддерживались. Как Вы видите, они достаточно плотные, что говорит о зимних связях и тесном общении между этими людьми, которых было больше тысячи и для них это была своя земля.