Попалась мне недавно тема - сравнительная критика танковых двигателей бензинового М-17 и дизельного В-2.
Шесть недостатков М-17.М-17 vs В-2. Оценка и выводы.Решил посчитать самостоятельно.
Сперва о ТТХ — для чего всё это делалось.
Масса М-17 550 кг, В-2 950 кг. Расход ГСМ у М-17 122 кг/ч, у В-2 80 кг/ч, соотношение 1.53.
Объём топливных баков Т-34 первых серий 460 литров, масса горючего 390 кг, масса масла 56 кг. Суммарная масса ГСМ и двигателя В-2 1396 кг. При такой же суммарной массе  двигателя М-17 и ГСМ на ГСМ придётся уже 846 кг.
Если М-17 установить на Т-34, то:
  при сохранении общей массы двигателя и топлива запас хода возрастёт на треть;
  при сохранении запаса хода появятся резервы общей массы танка в четверть тонны и объёма МТО в четверть кубометра.
При увеличении ёмкости баков преимущество М-17 будет снижаться, но не настолько, чтобы предпочесть В-2 двигателю М-17.
Например, в танке КВ-1 ёмкость топливных баков составляла 615 л, масса топлива 523 кг, масла 75 кг, масса ГСМ 598 кг, общая масса двигателя В-2 и ГСМ 1548 кг.
При замене В-2 на М-17 ситуация была бы такова — двигатель 550 кг, ГСМ 998 кг, из них 949 кг бензина и 49 кг масла.
Для КВ-1 отношение масс безин/дизтопливо = 998 кг / 598 кг = 1.67, отношение массовых часовых расходов ГСМ двигателей М-17 и В-2 1.53.
Даже в случае КВ-1 применение М-17 вместо В-2 дало бы выигрыш в запасе хода на 11 %, или при сохранении запаса хода выигрыш в массе танка на 85 кг.
Теперь главное. Экономика. Какой ценой эти ТТХ можно было реализовать.
Моточасы, ресурсы, расходы, цены.
Расчёт на 200 моточасов по наилучшему прогнозу для В-2.
эксплуатационная мощность обоих двигателей принята в 400 л.с.
ресурс для М-17 принят в 200 моточасов — практически достигнутый в конце 30-х и далее превзойдённый
ресурс В-2 принят в 100 моточасов — теоретически назначенный, но практически достигнутый только во второй половине войны
   параметр / двигатель        М-17      В-2         соотношение,
                                                                  большее к меньшему
ресурс до кап. ремонта, ч      200       100            2.00
расход горючего,  кг/ч          116        70             1.66
расход масла,     кг/ч                6        10             1.67
общий расход ГСМ, кг/ч        122        80             1.53
количество горючего, т       23.20      14.00          1.66
количество масла,    т          1.20        2.00           1.67
количество ГСМ,      т         24.40      16.00           1.53
цена горючего, руб/т           1213         447           2.71
цена масла,      руб/т           6000       6000           1.00
стоимость ГСМ, тыс.руб       35.34      18.26           1.94
стоимость изготовления 
двигателя,    тыс. руб          19.00      61.70           3.25
стоимость первого
кап. ремонта, тыс. руб           —         23.50             —
общая стоимость с учётом
заменного двигателя под
ремонт,       тыс. руб           54.34     165.16           3.04
Расходы на производство, эксплуатацию и ремонт двигателя В-2 даже при самом благоприятном прогнозе ВТРОЕ превосходят таковые для двигателя М-17.
Куда смотрели Наркомат обороны, Генеральный штаб, Главное автобронетанковое управление? Куда смотрели в правительстве? Куда они все смотрели, когда им очки втирали про "экономичный дизель"?.. Про "передовой танк Т-34"?..