Попалась мне недавно тема - сравнительная критика танковых двигателей бензинового М-17 и дизельного В-2.
Шесть недостатков М-17.М-17 vs В-2. Оценка и выводы.Решил посчитать самостоятельно.
Сперва о ТТХ — для чего всё это делалось.
Масса М-17 550 кг, В-2 950 кг. Расход ГСМ у М-17 122 кг/ч, у В-2 80 кг/ч, соотношение 1.53.
Объём топливных баков Т-34 первых серий 460 литров, масса горючего 390 кг, масса масла 56 кг. Суммарная масса ГСМ и двигателя В-2 1396 кг. При такой же суммарной массе двигателя М-17 и ГСМ на ГСМ придётся уже 846 кг.
Если М-17 установить на Т-34, то:
при сохранении общей массы двигателя и топлива запас хода возрастёт на треть;
при сохранении запаса хода появятся резервы общей массы танка в четверть тонны и объёма МТО в четверть кубометра.
При увеличении ёмкости баков преимущество М-17 будет снижаться, но не настолько, чтобы предпочесть В-2 двигателю М-17.
Например, в танке КВ-1 ёмкость топливных баков составляла 615 л, масса топлива 523 кг, масла 75 кг, масса ГСМ 598 кг, общая масса двигателя В-2 и ГСМ 1548 кг.
При замене В-2 на М-17 ситуация была бы такова — двигатель 550 кг, ГСМ 998 кг, из них 949 кг бензина и 49 кг масла.
Для КВ-1 отношение масс безин/дизтопливо = 998 кг / 598 кг = 1.67, отношение массовых часовых расходов ГСМ двигателей М-17 и В-2 1.53.
Даже в случае КВ-1 применение М-17 вместо В-2 дало бы выигрыш в запасе хода на 11 %, или при сохранении запаса хода выигрыш в массе танка на 85 кг.
Теперь главное. Экономика. Какой ценой эти ТТХ можно было реализовать.
Моточасы, ресурсы, расходы, цены.
Расчёт на 200 моточасов по наилучшему прогнозу для В-2.
эксплуатационная мощность обоих двигателей принята в 400 л.с.
ресурс для М-17 принят в 200 моточасов — практически достигнутый в конце 30-х и далее превзойдённый
ресурс В-2 принят в 100 моточасов — теоретически назначенный, но практически достигнутый только во второй половине войны
параметр / двигатель М-17 В-2 соотношение,
большее к меньшему
ресурс до кап. ремонта, ч 200 100 2.00
расход горючего, кг/ч 116 70 1.66
расход масла, кг/ч 6 10 1.67
общий расход ГСМ, кг/ч 122 80 1.53
количество горючего, т 23.20 14.00 1.66
количество масла, т 1.20 2.00 1.67
количество ГСМ, т 24.40 16.00 1.53
цена горючего, руб/т 1213 447 2.71
цена масла, руб/т 6000 6000 1.00
стоимость ГСМ, тыс.руб 35.34 18.26 1.94
стоимость изготовления
двигателя, тыс. руб 19.00 61.70 3.25
стоимость первого
кап. ремонта, тыс. руб — 23.50 —
общая стоимость с учётом
заменного двигателя под
ремонт, тыс. руб 54.34 165.16 3.04
Расходы на производство, эксплуатацию и ремонт двигателя В-2 даже при самом благоприятном прогнозе ВТРОЕ превосходят таковые для двигателя М-17.
Куда смотрели Наркомат обороны, Генеральный штаб, Главное автобронетанковое управление? Куда смотрели в правительстве? Куда они все смотрели, когда им очки втирали про "экономичный дизель"?.. Про "передовой танк Т-34"?..