..."... По словам Георгия Карпушина, руководить штабом по поиску группы Дятлова из Свердловска прибыл некто Шишмарёв, генерал-лейтенант то ли МВД, то ли гэбэшник. "Такая секретность была напущена, что мы даже имени его не знали...
Надо заметить, что до сих пор эта фамилия ни разу не упоминалась ни в одном свидетельстве о трагедии на горе Мертвецов. Поэтому мы склоняемся к тому, что упомянутый генерал скорее относился к ведомству "комитетчиков".
Тем временем в Ивдель прилетели еще три экипажа 123-го отряда и три экипажа эскадрильи ПВО из Арамиля (посёлок Арамиль находится под Екатеринбургом, к югу - Г.К.). Кроме того, в распоряжении поисковиков оказались несколько вертолетов, которые и раньше базировались в аэропорту. "Сейчас я прихожу к выводу, что эти машины предназначались для поиска беглых зеков из лагерей Вижая и Бурмантово", - говорит летчик.
"На вертолете Ми-4 мы с командиром вертолета Владимиром Пустобаевым высадили несколько поисковых групп: на уступе горы Отортен, около Ойка-Чакура и на Тульмском камне. В группах были работники Ивдельлага. местные охотники-манси, ребята из числа туристов, хорошо снаряженные и подготовленные".
"25 февраля 1959 года. Утро.
В штабе поисков решили сразу: как только будет хорошая погода, взлетать всеми семью самолетами. На утверждение генералу Шишмареву был передан план, согласно которому летчики 123-го отряда должны были идти по западному склону, летчики ПВО - по восточному. "Головной" самолет, командиром которого был П. Гладырев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей. Генерал план одобрил.
Гладырев Петр Васильевич, пилот 123-го отряда управления гражданской авиации. Впоследствии погиб в том же районе, выполняя транспортные работы. Причина катастрофы - обрыв несущей лопасти вертолета".
"
25 февраля погода выдалась просто чудесная. Горы на фоне чистого, ясного неба создавали спокойное, благостное настроение. С аэропорта Ивдель в воздух почти одновременно взмыли семь самолетов. До поселка Бурмантово шли клином. Там, на высоте
300 метров, разделились, как было условлено ранее. Холат-Сяхыл (гора Мертвецов), обозначенная на пилотных картах просто как
"высота 1079", оказалась прямо по курсу ведущего самолета. "Примерно за 25-30 километров до горы, - вспоминает штурман Карпушин, - мы очень четко разглядели палатку, которая прилепилась к восточному склону горы..."...25-30 взято на глаз и это расстояние до склона (по прямой или по наклонной) Но это не высота полёта.
"Чтобы избежать скопления самолетов, я дал команду остальным бортам возвращаться в Ивдель, - вспоминает бывший штурман, находившийся в ведущем самолете. - Помню, мы сделали много заходов над палаткой. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны. Прямо у палатки, головой к ней, лежал труп, судя по длинным волосам - женский. Чуть в отдалении лежало еще одно тело. По всему было видно, что студенты покинули палатку в панике. Кстати, мне уже тогда бросилось в глаза, что палатка неправильно поставлена, на уклоне примерно в 30 градусов, открытая всем ветрам и камнепаду... Что заставило ребят так поступить - ума не приложу. Могу предположить, что, дойдя до вершины, они так устали, что решили не спускаться к подножию горы. Эта ошибка и стала для них роковой".
Летчики зафиксировали точку положения палатки на карте и связались с Ивделем, откуда они получили команду возвращаться на аэродром. Через некоторое время на место гибели студентов вылетел вертолет МИ-4 со следователями на борту. Высадка группы дознавателей происходила на грани фола. Облачность была настолько велика, что несущий винт было не видно. Приземлиться на горе не удалось, поэтому пассажирам вертолета пришлось выпрыгивать из него с высоты несколько метров. Параллельно вертолетчики эвакуировали другие поисковые группы. Тогда, по окончании поисков, надобность в нас отпала, и в марте летчики гражданской авиации отбыли обратно в Свердловск". (
http://infodjatlov.narod.ru/Karpushin.doc)