Статья "Добровольная одержимость"
https://pravoslavie.ru/74995.html"Вот в страну какого духовного мрака приходит Спаситель. И первый же человек, которого встречает сошедший на берег Христос, есть человек с явными признаками недуга, видимо одержимый нечистым духом. В страхе повергает этот дух несчастного к стопам Сына Всевышнего и просит не мучить его. Сам мучивший творение Божие – человека, теперь он трепещет перед лицом Владыки.
Человеколюбец Господь освобождает тело и душу больного, совершает чудо изгнания нечистых духов из мучимого. Злоба же их и сила была столь велика, что ее, попущением Божиим, достало, чтобы погубить обезумевшее свиное стадо.
Очевидцы этого чуда разносят молву о Чудесном Пришельце по всем городам и селениям страны.
А что же жители тех мест? Прошло немало, надо полагать, времени, пока распространялись такие известия, но за эти дни ни один не пришел за исцелением, никто не принес своих больных, никто не пригласил Великого Чудотворца в дом свой, как будто не нуждался в исцелении.
Более того, они отвергли Его: ужаснувшись, как пишет апостол, весь народ Гадаринской окрестности просит Спасителя «удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (Лк. 8: 37).
Что повергло их в такой страх, что привело их в такой ужас, что они не захотели принять Самого Бога, пришедшего к ним? Не слух о великом чуде, но весть о великом убытке в хозяйстве, распространившаяся по стране, испугала их
Произошло это потому, что сами эти люди немногим отличались от того бесноватого изгоя, который обитал за пределами их поселения: страшного, лишенного последних лохмотьев одежды, скованного цепями и узами, чтобы хоть как-то смирять его, и которого дух нечистый, не давая покоя его душе и телу, гнал и гнал в пустынные и дикие места.
Только их беснование не было явным, это было беснование внешне благополучных, достойных, почтенных и взаимно уважающих себя граждан.
Не было внешних, зловещих признаков этого тяжкого недуга, и пленение нечистыми духами было добровольным, если можно так выразиться, бытовым, повседневным, тихим. Но такая одержимость была не менее страшной. Это было добровольное пленение духами гордости ложного совершенства и нераскаянности и духами заботы века сего. Но сила этой неприметной одержимости была, как видим, столь велика, что она полностью подчинила целый народ.
Ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, ненавистник рода людского, диавол, видя, что уходит его власть, «что демонский легион изгоняется человечеством (то есть пришествием на землю Сына Божия во плоти) и посылается в бездну… сильно тревожится». Господь, спрашивающий имя духа нечистого, делает это для нас, ибо в присутствии Божием князь тьмы открывает свое имя – легион, то есть множество, бесчисленный в греховных ухищрениях, страстных зацепках, в изощренности для сохранения своей власти над душами людей.
И они добровольно поддались этим ухищрениям.
Их не надо было сковывать цепями – они и так уже были в безвольности своей по рукам и ногам скованы, связаны своими страстями.
Им не нужно было убегать в пустыню – они и так уже жили в пустыне безбожия, в которой всё, что бы они ни приобретали, не могло утолить их ненасытной жажды увеличивать эти приобретения, бегая за новинками века сего. В гордом беспокойстве не сидится таким людям на одном месте, но, одержимые духом тревоги, нигде и ни в чем не достигают они полноты мира души, дерзко испытывают суды Божии. Любят рисковать, скользя по краю бездны, как будто ведомые лукавым советом, звучавшим еще Христу во дни Его пощения в пустыне: «Бросься вниз» (Мф. 4: 6).
Сии почтенные жители не обитали в пещерах, где погребали умерших, и не ходили нагими – но каждый дом их был гробом духовного запустения, и их равнодушие к встрече с Богом было подобно бесстыдной духовной наготе.
В изгнании нечистых духов из одержимого они с суеверным ужасом увидели не проявление милосердия Божиего, не дар покаяния страждущим в грехах, но угрозу своему благополучию, крах беспечального своего жития, пробуждение от сладкого сна духовной смерти, совершающееся при встрече с правдой Божией. Их умы и загрубевшие сердца увидели угрозу своей лжеправедности, которая рассеивается силой покаяния, преображением всей жизни, мужественным отказом от всех прежних идолов, которым покланялись душой и телом. Встреча с Истиной откроет им отвратительную правду о себе, как это случилось с исцеленным. Они потеряют уважение к себе прежним и не смогут уже продолжать жить так, как жили до этого веками.
И они единодушно просят Самого Бога, Саму Истину, пришедшую к ним и ради них, «удалиться от них» ради сохранения своего ложного мира. В страшной силе ненависти объединились они все и воспрепятствовали Господу войти в домы их душ. Они не дали Ему приюта. Это сейчас. А позже, когда Христос оказывается не просто не нужным, но ненавистным, они открыто в слепой ярости объединяются и распинают Его. Так велика сила нераскаянного и добровольного подчинения духам нечистым, духам злобы, и так ужасно в своих последствиях добровольное повиновение греху! Так все восстающие на Бога и на служителей Его становятся по духу не чадами Божиими, но сатаны."