Уважаемый Робинзон.
Хочется узнать и про то
- как по вашему надо осматривать склон Х-Ч, чтобы рассмотреть все возможные подробности
- и про то, может ли штурман командовать группой самолётов в поисковом вылете.
- и пользуются ли штурманы и наблюдатели биноклями и даже можно ли сесть в окрестностях на т н взлётную полосу ЗИМОЮ, когда камни закрыты слоем ветрового наста.
Уважаемая Helga!
Ответить в заданной Вами последовательности без дополнительных разъяснений не получится, поэтому постараюсь в двух словах сформировать общее представление о предмете, а уж Вы сами сделаете необходимые выводы.
Сразу учтём, что есть большая разница в организации авиационных работ с целью "рассмотреть все возможные подробности" и с целю "осуществить поисково-спасательную операцию".
Начнем со второй, при этом полагаем, что решение и разрешение на операцию уже имеется, зональный или региональный центр Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД) уведомлен, координационый центр поиска и спасения (КЦПС) работает, (здесь и далее привожу современные названия и аббревиатуры, что не меняет организационной сути дела).
Для ведения визуального поиска готовится карта:
На двухкилометровке исследуемый район разбивается на квадраты размером 20 на 20 км (иногда - 10 на 10 км) по палетке, при этом её поперечная ось совмещается с северным направлением истинного меридиана, а центр – с характерным ориентиром, определяемым пунктом управления ПСР. Полученные на карте квадраты обозначаются в соответствии с нумерацией палетки: по вертикали – А, Б, В, Г, Д и т.д. от центра; по горизонтали – 1, 2, 3, 4, 5 и т.д. вправо от центра.
Работа осуществляется по заданным квадратам.
Очередность их обследования
указывается экипажу перед вылетом или сообщается по радио в полете.
При визуальном поиске полет выполняется на высоте 500-600 метров для самолётов и 200-300 метров для вертолётов над рельефом местности, но может и меняться в зависимости от особенностей района поиска, метеорологических условий, уровня подготовки экипажа и характера разыскиваемых объектов.
Выполняя визуальный поиск, экипаж должен обеспечить сплошной просмотр заданного района с перекрытием 25%. Для этого борт ведут
галсами, выдерживая между ними следующие расстояния:
над лесом – 1 км (над густым лесом – 0,5 км);
на открытой местности – 2 км.
Вообще, есть правило: расстояние между галсами осмотра местности не должно превышать более двух высот полета.
На участках местности с густой растительностью может выполняться дополнительный осмотр
с виража, снижения или путём уменьшения расстояния между галсами.
При выполнении полетов на поиск в горах обязательно осуществляется осмотр ущелий, долин, горных рек. Осмотр горных вершин производится со всех сторон.
Осмотр местности ведет весь экипаж. Для поисковых работ над горной, пустынной местностью, над тайгой либо над водной поверхностью по решению руководителя ПСР на борту воздушного судна могут находиться наблюдатели.
Понятно, что в пределах зоны полетного задания экипаж может выкруживать, снижаться, зависать (для вертолетов).
При обнаружении объекта экипаж обязан определить координаты по карте, обозначить место при помощи маркировочных средств (если имеются) и принять все меры, чтобы не потерять искомую точку: записать время и курс полета, встать на вираж (при необходимости, с набором или снижением), уточнить свое место с помощью наземных радиолокационных средств, пеленгаторов, приводных радиостанций и других приборов (в настоящее время – GPS).
Наблюдатели, конечно, могут пользоваться биноклями, но, большей частью, кратковременно для "доразведки" того или иного "подозрительного" момента, так как вести постоянное визуальное слежение через оптику с борта движущегося самолета весьма утомительно.
Неспроста высоты и ширина галсов подобраны таким образом, чтобы поиск обычным пилотским глазом (т.е. с остротой зрения не менее 1,0) был эффективным по объектам, габаритами с человеческий силуэт.
Выполнить посадку к потерпевшим бедствие и нуждающимся в помощи людям
возможно только на вертолёте (при наличии пригодной площадки). Решение на данный маневр принимает КВС (с предварительным докладом). Самолёту (будь то Ан-2 на лыжах или другой тип воздушного судна) допустимо садиться
только на подготовленную полосу, и подготовленность в данном контексте не означает бетонный аэродром, а подразумевает исследованность предполагаемой площадки на возможность её безопасного использования (требуемая длина, ширина, характер и плотность покрытия, курс к ветру, отсутствие препятствий, ям, перепадов рельефа). Очевидно, что таковой на склоне Х-Ч не имелось (т.е. никто там полосу специально не готовил), а стало быть, садить борт на снег можно было только в нарушение всех наставлений с перспективой лишиться пилотского свидетельства.
Отступая от темы, скажу, что, вообще, лётчик может уйти на неподготовленную площадку, но лишь для вынужденной посадки при возникновении т.н. особых случаев в полёте. В этой связи, приведенный Вами, уважаемая Helga, пример, когда командир Ан-2 с пассажирами (!) усадил борт на какое-то дикое поле, а затем двинул дальше, являет собой распространённый в малой авиации образчик воздушного хулиганства. Ну, или та площадка (поле) была всё-таки подготовленная, штатно использовалась и ранее, и КВС, как и положено, запросил разрешение на кратковременное приземление в связи, например, с ухудшением состояния кого-либо из перевозимых граждан.
Теперь по вопросу "как надо осматривать склон Х-Ч, чтобы рассмотреть все возможные подробности":
Ответ зависит от того, какие именно "подробности" Вы хотели бы рассмотреть.
Если это люди (палатки, самолеты, и т.п.), то методику я только что изложил.
Если что-то помельче, то примерно всё то же самое, только с кратно увеличенной плотностью галсов и использованием спецоптики.
Приведу простой пример: при аэрофотосъемке для картографирования необходимо разрешение в 20 см (грубо говоря, надо, чтоб были различимы объекты размером со сковородку).
В этих целях часто используется самолет Ан-2, оборудованный оптическим устройством, которое весит 170 кг и обслуживается отдельным оператором. Борт нарезает плотные галсы на определённой высоте (от 600 до 900 метров) с минимальным креном и строго заданной скоростью (порядка 140 км/ч).
Для оценки трудоёмкости приведу цифры: прямоугольная площадка размером 10 на 15 километров "аэрофотографируется" за период от 5 до 15 часов (понятно, крайняя цифра дана с учетом времени нескольких вылетов).
Возможно, после прочтения данного экскурса у Вас появится ещё больше вопросов, однако тут вряд ли что-то можно добавить, поскольку доподлинно и конкретно о деталях ПСР на Х-Ч, проводимых тогда, в 1959 (в плане лётного обеспечения), мало что известно.
Тем не менее, буду рад, если хотя бы отдельные интересующие Вас моменты стали яснее.
Всего самого доброго,
"Робинзон"
P.S. Если модераторы сочтут нужным, данный текст можно перенести в более подходящий по тематической направленности раздел.