Нет просто знающие язык (местные) -товарищ Маугли а Вы владете разговорным (обско-угорским языком) ?
А меня интересует разгадка ТГД.. Шаман для (местных) всегда был и оставался (главным) Канас (Князь) официальный статус был ещё при царе.
Эти все вопросы к автору (ссылка выше) .. Почему (местные) тоже говорят об (Сорни Най) не задумывались..?
P/S Вы против расшифровки что ли..? 62 год уже пошёл -(или ещё только детский возраст)..?
КЭСКДоп – В. И. Лыткин, Е. С. Гуляев, Дополнения к КЭСК. – Коми филология, Сыктывкар 1975 (Труды Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР, вып. 18); Лашук – Л. П. Лашук, Из истории Беломорско-Двинского края (к вопросу о Биармии). – Архив коми научного центра Российской АН, ф. I, оп. 13, д. 10; Путешествия – Путешествия академика Ивана Лепёхина в 1772 году, часть VI, Санктпетербург 1805; Фёдоров – Г. Фёдоров, Спутник коми фольклориста (рукопись). – Архив Коми научного центра Российской АН, ф. I, оп. 11, д. 91
Литература
Аарне А. 1889. Несколько параллелей финских сказок с русскими и прочими славянскими. – Живая старина, т. I, Санкт-Петербург
Айхенвальд А. Ю., Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. 1982, К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов. – Балтославянские исследолвания (1981), Москва.
Афанасьев А. 1991, Пермь, саран и одо. – Парма, № 2-3, Москва.
Гагарин Ю. В. 1978, История религии и атеизма народа коми, Москва.
Герберштейн С. 1866, Записки о Московии, Санкт-Петербург.
Грен А. Н. 1922, Культ солнца у зырян. – Югыд туй, № 93, Усьтсысольск.
– – 1924, Материалы для палеоэтнографии зырян из финской «Калевалы». – Коми му, № 1, Устьсысольск.
– – 1925, Зырянская мифология. – Коми му, № 1, Устьсысольск.
Грибова Л. С. 1980, Декоративно-прикладное искусство народов коми, Москва.
Даль В. 1956, Толковый словарь живого великорусского языка, т. I, Москва.
Карамзин М. Н. 1903, История государства Российского, т. I, Москва.
Костомаров Н. 1847, Славянская мифология, Киев.
– – 1860, Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях, Санкт-Петербург.
Красов А. В. 1896, Зыряне и просветитель их св. Стефан епископ Пермский, Санкт-Петербург.
Куратов И. А. 1939, Материалы для пермского толкового словаря. – Лингвистические работы, т. 2, Сыктывкар.
– – 1988, Ты бесконечна, жизнь, Сыктывкар.
Михайлов М. 1850, Усть-Вымь. – Вологодские губернские ведомости, № 2, Вологда.
Найриосенга 1922, Зыряне, их язык, мифология и народная культура. – Жизнь национальностей, № 18, Москва.
Носилов К. Д. 1904, У вогулов, Санкт-Петербург.
Ожегова М. Н. 1971, Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-богатыре. – Учёные записки Пермского государственного педагогического института, т. 92, Пермь.
Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. 1982, Финно-угорская мифология. – Мифы народов мира, т. 2, Москва.
Плосков И. А. 1984, Названия мифических персонажей коми фольклора. – Вопросы дексикологии и словообразования коми языка, Сыктывкар (Труды института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР, № 31).
– – 1987, К реконструкции мифологических представлений древних коми о прародительницы. – XVII Всесоюзная финно-угорская конференция (Тезисы докладов), часть 2, Устинов.
– – 1990, Восточнославянский элемент в системе персонажей коми волшебной сказки (об опытах интерпретации мифического женского образа и его сказочного воплощения). – CIFU VII 4, 166-171.
Полное собрание русских летописей, т. 5. Псковские и Софийские летописи , Санкт-Петербург 1851.
Попов А. А. 1983 Проблемы истории народа коми в связи с его фольклором. – Фольклор народа коми, Архангельск.
Попов К. А. 1874, Зыряне и зырянский край, Москва.
Рочев Ю. Г. 1979, Детский фольклор. – История коми литературы. Фольклор, т. 1, Сыктывкар.
Саларев 1815, О золотой Бабе, Северной богине. – Вестник Европы, № 10.
Сенкевич-Гудкова В. В. 1979, «Золотые люди» в русских и финно-угорских сказках. – Отражение межэтнических процессов в устной прозе, Москва.
Смирнов И. Н. 1891, Пермяки, Казань.
Солнце и месяц. Коми-пермяцкие народные сказки, Кудымкар, 1989.
Токарев С. А. 1957, Религиозные верования восточно-славянских народов (XIX – начала XX века), Москва – Ленинград.
Туркин А. И. 1987, О происхождении этнонима зыряне. – Сущность, развитие и функции языка, Москва.
Трубецкой Н. С. 1906, К вопросу о «Золотой бабе». – Этнографическое обозрение, № 1-2, Москва.
Цыпанов Е.А. 1990, «Зыряне» – загадочный этноним. – Родники пармы, Сыктывкар.
Чулков М. 1782, Словарь русских суеверий, Санкт-Петербург.
Шишонко В. 1881, Пермская летопись. Первый период (1263 – 1613), Пермь.