Я так же считаю , что это место охранялось неким страшным существом . У меня в роли этого существа выступает менкв, потому что он типичен для этой местности , о нем говорят сами манси и т.п. Я хочу понять что заставляет вас отклонить его кандидатуру на роль охранника- убийцы и предпочесть ему некую другую сущность - Кощея-не кощея , в общем "некую неорганическую сущность " , как вы пишите. Только сияние в небе или еще какие то аспекты ?
Варианты названия сущности могут быть любыми - Кощей, Сорни Най, НЛО или менкв. Но эта сущность должна обладать определенными качествами: летать, не оставлять следов, не интересоваться живой плотью и т.д. Они перечислены в версии. Я не занимался специально менквами, но кажется они не проходят кастинг?
Лично мне импонирует парочка Змей Горыныч - Кощей Бессмертный.
Во первых она обладает всеми необходимыми качествами (согласно источников и согласно фактов, известных из материалов дела).
Во вторых, и это главное - парочка обладает ключевым свойством для понимания сути Дела Дятловцев - ВЗАИМО ПРЕВРАЩЕНИЕМ с точки зрения объектов воздействия.
Дятловцы, с их точки зрения, имели дело в первом акте трагедии с Огненным Шаром, метавшимся по небу (как на снимке №34), т.е. Огненным Змеем (ака Горынычем), а во втором акте - с монстром Кощеем Бессмертным. Подобная метаморфоза не укладывалась в голове у дятловцев, они так ничего и не поняли - кто их и за что, тем более она никак не укаладывается в головах нынешних исследователей.
Некоторые исследователи допускают присутствие ОШ, тем более, что о них есть много упоминаний в УД. Некоторые исследователи допускают присутствие монстра - Снежного человека, Менква и т.д.
Но никто не допускает и того, и другого, да еще и в одном лице. Пока шаблон мышления не будет сломан, задачка с места не сдвинется.
Дело в том , что группа Дятлова была первой (кроме тех 9 мансей) , которая шла по этой территории (хотал чахль) . Если б по нему ходили туда- сюда толпы туристов ( как сейчас , например) то было бы понятно , что на моменте пребывания там дятловцев сошлись какие то сакральные величины ( или еще что то) , определив именно их гибель именно в это время. А мы имеем нехоженный участок тайги , и дятловцы первые , кто пошел на холат чахль , где и погибли. Логично предположить , что "сущность " эта там жила и охраняла свою территорию ото всех , и убило бы любого "гостя" и в любое время
Слово ХООЛАТ (мн.ч.) означает буквально "мумифицированные мертвецы", или "древние скелеты", см. книгу к.н. Т.Д. Слинкиной "Мансийские оронимы Урала", цитата:
"хоолат (мн. ч.) манси называют заплесневелых, замшелых - покрытых уже мхом, мумифицированных, высохших, окаменевших мертвецов или скелеты, обнаруженные по проществии длительного периода: месяцы, годы, десятилетия, века и т.д."
http://pereval1959.forum24.ru/?1-12-0-00000139-000-0-0#008Но ни тела дятловцев, ни тела вогулов из легенды не "долежали" до мумифицированного состояния. Это значит, что случаи гибели людей на склонах Холат Чахля наблюдались и ранее, когда гора и получила своё название. Вариант древнего захоронения я допускаю, но он мне кажется менее убедительным, т.к. подрузумевает некую причину, заставившую кого-то раскапывать гору.