Уважаемые форумчане!
Нашел в Интернете "Екатеринбургские епархиальные ведомости" (
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/554/), и читаю дальше про поездки священников к лозьвинским манси. В 1910 году священником "походной церкви", который отвечал за христианизацию манси, стал А.Н. Гаряев (
https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3061/) - по национальности
мадьяр (!). Он истово взялся за дело. Интересен его отчет о поездке по верховьям Лозьвы ("Екатеринбургские епархиальные ведомости", 1911, № 11), особенно беседа с шаманом:
"Въ местности подъ названіемъ Іовтымсосъ мнѣ с 7 на 8 Января ночь и весь день по случаю снѣжной бури пришлось, благословляя эту случайность, провести въ юртѣ въ сообществЬ болѣе чѣмъ 20 человѣкъ инородцевъ моего прихода, ѣдущихъ „сь ясака" во главе съ такимъ, за которым крѣпко держится, конечно отъ всѣхъ почти скрываемая, слава шамана, и осведомленный объ немъ (имя его не привожу здѣсь) я обратилъ на него особое свое вниманіе и съ нимъ, отдавая ему нѣкоторое предпочтение передъ всеми, какъ старшему, что видимо польстило его, бесѣдуя, старался изъ его словъ, въ отвѣтъ на вопросы мои „како вѣруеши"?: о Богѣ, Божіей Матери, Св. Угодникахъ, молитвѣ,— выяснить, действительно ли такъ силенъ среди нихъ шаманизм'ь; и я думаю, что правильно относительно я вывелъ заключеніе теперь, какъ н ранѣе думалъ и говорилъ и писалъ, что лишь остатки его действительно еще держатся среди более старинныхъ людей этого племени, но они ужо, какъ среди и русскихъ людей, носятъ вѣрнѣе характер суевѣрныхъ обычаевъ и старинныхъ дѣдовскихъ традицій, чѣмъ верованій, и держатся если прочно, то благодаря лишь отдаленности инородцевъ отъ болѣе культурныхъ людей, и отсутствію среди нихъ постояннаго наблюденія миссіонера."
То есть, уже за пятьдесят лет до похода группы Дятлова шаманизм на Лозьве "выдыхался".