https://vk.com/public48385623ТВОЯ ВИШЕРА
ОЙКА-ЧАХЛЬ
Ойка-Чахль. Географические координаты - 61°14'46" с.ш. 59°15'52" в.д. Запретным и, может быть, самым таинственным местом у манси, являлся Большой Молебный Камень — Ойка-Чахль. На его вершину разрешалось заходить только шаманам.
Среди каменистых, усыпанных чашевидными выемками -«цирками» склонов прятались тайные молебные поляны, на которых восставали из земли выдолбленные из твердого темного кедра болваны — менквы. Они, количеством семь штук, защищали святилище от непрошеных врагов.
Центральное же место занимал главный бог, лиственничное изваяние которого возвышалось над замшелыми глыбами и всем прочим, обыденным, окружающим миром, уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица смотрели в сумрачные дали, охраняя покой и мир. У подножия Мир-Сусне-Хума (Верховного божества) лежали подарки — всевозможных времен монеты, завернутые в цветные лоскуты гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях - звериные черепа. Все это были подарки Богам, скопившиеся за множество веков.
Фото Василия Колбина
Добавлено позже:ТВОЯ ВИШЕРА
https://vk.com/public48385623ТЕРРИТОРИЯ БОГА
Манси, долго сохранявшие традиционный быт таежных охотников, рыболовов и оленеводов, сохранили богатейшую мифологию. Впервые их верования были описаны именно во время миссионерской поездки, совершенной после указа Петра I (1710 г.) о крещении остяков. Ссыльный, но раскаявшийся сторонник Мазепы Г. Новицкий принял участие в работе миссии и в 1715 г. составил первую русскую книгу по этнографии.
С тех пор множество ученых побывало у манси, ими составлен огромный корпус записей. Читаем: "Ялпынг-ма «Святая земля». На территории проживания манси известно немало природных почитаемых мест. Это ялпынг-я «святая река», ялпынг-тур «святое озеро», ялпынг-воль «священный плес реки», ялпынг-нер «святая гора», ялпынг-нел «святой мыс» и т.д.
Святость этих мест связана с тем, что там «проживает» местный дух-покровитель или другие сверхъестественные существа. Подобные объекты существуют у всех групп манси и могут быть объединены понятием ялпынг-ма. Данная земля была запретной для хозяйственной деятельности людей. Здесь нельзя было охотиться, ловить рыбу, собирать ягоды или рубить деревья; зверя, забегавшего на ялпынг-ма, переставали преследовать.
Мимо многих «святых» участков реки было запрещено проплывать на лодке и ее протаскивали волоком по берегу. Женщины в таком случае шли в обход по специальному «женскому пути» . В других местах можно было использовать только шест, но не грести веслами. На оз. Шайтанском (Тавда) нельзя было плавать в просмоленной лодке и пользоваться просмоленными веслами.
Особую группу образовывали святые места, связанные с некогда находившимися здесь крепостными укреплениями «княжеских» городков. Здесь нередко устраивались жертвоприношения, куда женщины не допускались.
Термин ялпынг-ма в узком смысле обозначает территорию, центром которой является святилище. Его структурообразующими элементами, как правило, были амбарчик с изображением духа-покровителя и его супруги, кострище, деревья (шесты) , к которым привязывали приклады и вешали черепа жертвенных животных и медведя; в ряде случаев – деревянные изваяния".
Фото Владимира Алексеева
Информация от Виктора Васильева.