Аборигены Северного Урала - Манси - стр. 6 - Краеведение - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Аборигены Северного Урала - Манси  (Прочитано 159527 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

"Далекие предки выходят из тени". Среди северо-американских индейцев есть племя манси.
http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/dalekie-predki-vykhodjat-iz-teni/
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: dvoynik_nikolay

nilka-ok


  • Сообщений: 13
  • Благодарностей: 39

  • Расположение: северный урал

  • Была 04.12.19 18:31

Еще один фрагмент по теме ХЧ. из книги Мальцева В.А. «Дневники экспедиций» http://taina.li/forum/index.php?msg=519885
Записано в 1980-х. (Цитируется с разрешения издателя):

«Я разговаривал ещё с Дмитрием Ильичем Самбиндаловым (Санклингья-пауль на Малой Сосьве, Тюменская обл.) на эту тему. О Холатчахле он сообщил мне следующее: «Холатчахль – плохое очень место. Раньше считали, что опасно там почему-то. Я мало знаю – там не пасли, другие пасли. Но когда маленький ещё был, помню, старик всем говорил о ребёнке, который был с ними под Холатчахлем, чтобы тот всегда был на виду. До этого детей, что ли, кто-то украл. Совсем без вести пропали. Прямо от чума стащили. Больше никогда их не видели. А ещё раньше, давно, там все оленеводы – чума, наверное, два стояло, – погибли. Убил кто-то. Олени сами по горам ходят, пасутся, а оленеводы на стоянке мертвые, уж погнили. Родня пришла в гости проведать, да никого в живых не нашла. Собаки, какие привязаны были, тоже мертвые».
Манси так же считают, что над этой горой тяготеет древнее проклятие. Во время всемирного потопа на её вершине, ставшей тогда маленьким островом, лежали трупы пытавшихся спастись там грешников (иногда речь идёт об одном трупе)».

Другие фрагменты: http://taina.li/forum/index.php?msg=552957


Поблагодарили за сообщение: Palmer | Никанор Босой | KUK | Sergei_VL | Laura

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

А ещё раньше, давно, там все оленеводы – чума, наверное, два стояло, – погибли. Убил кто-то. Олени сами по горам ходят, пасутся, а оленеводы на стоянке мертвые, уж погнили. Родня пришла в гости проведать, да никого в живых не нашла. Собаки, какие привязаны были, тоже мертвые».
Вот это, пожалуй, первая конкретика по слухам о девяти погибших манси и Холат-сяхыл как проклятом месте...

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

Вот у Регули внимание обратил:
Цитирование
2.11. Semel alypschi urr Караi, гора в верховье р. Пурма. Два мансийских названия горы. Первое — *Сэмыл Альпши-Ур (манс. сэмыл `черный', альпши — неясно, ур `roра'). Возможно, «Гора, где [живет] черный кто-то (великан?)». Второе — *Копай «Великан» = Тумп-Капай «Гора-Великан» [Глинских, Матвеев, 1975, 47; Матвеев, 1984,127-128; 2008, 277], карт. Гумпкапай.
На "великана" Гумпкапай не тянет, вокруг столь же высокие вершины, так что название, скорее всего, значит "Гора, где живёт чёрный великан"...

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 090
  • Благодарностей: 6 617

  • Заходил на днях

Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 13 983
  • Благодарностей: 19 182

  • Расположение: Москва

  • Была 07.06.24 23:06

Пумасипа
Мансийская сказка о двух охотниках, которые добиваются любви прекрасной девушки. Во время полного опасностей путешествия каждый должен проявить свои самые лучшие качества. Как и положено, в сказке, в этом соперничестве смелость, щедрость, отзывчивость одерживают верх над трусостью, глупостью и жадностью. Девушка выбирает достойного, а недостойный несет заслуженное наказание.

! No longer available

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

https://vk.com/public48385623
ТВОЯ ВИШЕРА

ОЙКА-ЧАХЛЬ

Ойка-Чахль. Географические координаты - 61°14'46" с.ш. 59°15'52" в.д. Запретным и, может быть, самым таинственным местом у манси, являлся Большой Молебный Камень — Ойка-Чахль. На его вершину разрешалось заходить только шаманам.

Среди каменистых, усыпанных чашевидными выемками -«цирками» склонов прятались тайные молебные поляны, на которых восставали из земли выдолбленные из твердого темного кедра болваны — менквы. Они, количеством семь штук, защищали святилище от непрошеных врагов.

Центральное же место занимал главный бог, лиственничное изваяние которого возвышалось над замшелыми глыбами и всем прочим, обыденным, окружающим миром, уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица смотрели в сумрачные дали, охраняя покой и мир. У подножия Мир-Сусне-Хума (Верховного божества) лежали подарки — всевозможных времен монеты, завернутые в цветные лоскуты гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях - звериные черепа. Все это были подарки Богам, скопившиеся за множество веков.

Фото Василия Колбина

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.

Добавлено позже:
ТВОЯ ВИШЕРА https://vk.com/public48385623
ТЕРРИТОРИЯ БОГА

Манси, долго сохранявшие традиционный быт таежных охотников, рыболовов и оленеводов, сохранили богатейшую мифологию. Впервые их верования были описаны именно во время миссионерской поездки, совершенной после указа Петра I (1710 г.) о крещении остяков. Ссыльный, но раскаявшийся сторонник Мазепы Г. Новицкий принял участие в работе миссии и в 1715 г. составил первую русскую книгу по этнографии.

С тех пор множество ученых побывало у манси, ими составлен огромный корпус записей. Читаем: "Ялпынг-ма «Святая земля». На территории проживания манси известно немало природных почитаемых мест. Это ялпынг-я «святая река», ялпынг-тур «святое озеро», ялпынг-воль «священный плес реки», ялпынг-нер «святая гора», ялпынг-нел «святой мыс» и т.д.

Святость этих мест связана с тем, что там «проживает» местный дух-покровитель или другие сверхъестественные существа. Подобные объекты существуют у всех групп манси и могут быть объединены понятием ялпынг-ма. Данная земля была запретной для хозяйственной деятельности людей. Здесь нельзя было охотиться, ловить рыбу, собирать ягоды или рубить деревья; зверя, забегавшего на ялпынг-ма, переставали преследовать.

Мимо многих «святых» участков реки было запрещено проплывать на лодке и ее протаскивали волоком по берегу. Женщины в таком случае шли в обход по специальному «женскому пути» . В других местах можно было использовать только шест, но не грести веслами. На оз. Шайтанском (Тавда) нельзя было плавать в просмоленной лодке и пользоваться просмоленными веслами.

Особую группу образовывали святые места, связанные с некогда находившимися здесь крепостными укреплениями «княжеских» городков. Здесь нередко устраивались жертвоприношения, куда женщины не допускались.

Термин ялпынг-ма в узком смысле обозначает территорию, центром которой является святилище. Его структурообразующими элементами, как правило, были амбарчик с изображением духа-покровителя и его супруги, кострище, деревья (шесты) , к которым привязывали приклады и вешали черепа жертвенных животных и медведя; в ряде случаев – деревянные изваяния".

Фото Владимира Алексеева
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Информация от Виктора Васильева.
« Последнее редактирование: 22.10.17 00:01 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

Palmer


  • Сообщений: 2 912
  • Благодарностей: 3 108

  • Был 05.09.24 22:52

http://ilya-abramov-84.livejournal.com/
Набрёл в его блоге на книгу Михалевича «К Уральским манси», в этом сборнике есть статья А.Новикова «В таежные дебри на поиски менквов», а в ней вот что:
Разговор постепенно вошел в нужное русло. Что самое удивительное, здесь, как и на Памире, истории о “диком человеке” чередовались с наблюдениями огненных сфер. При этом информаторы указывали на район Софьиных гор. Обилие посыпавшихся сведений, большей частью отрывочных и со ссылкой на других людей из местных, напрочь лишило меня возможности записать что-либо подробно. Чаще всего речь шла о биологическом объекте, как в истории, относящейся к 1937 году. Тогда “дикий человек” был убит местными за то, что “повадился воровать оленей”. По этому поводу даже “приезжали люди из центра”, но.., пока суть да дело, от трупа остались лишь клочья шерсти. Эта история очень напоминала знаменитое “Березовское чудо”, когда в этих же примерно местах зырянин и остяк застрелили в середине XIX века типичного таежного йети.
http://skif.wmsite.ru/info/po-sledam-ciklopov/


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | KUK

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Набрёл в его блоге на книгу Михалевича «К Уральским манси», в этом сборнике есть статья А.Новикова «В таежные дебри на поиски менквов», а в ней вот что:
Разговор постепенно вошел в нужное русло. Что самое удивительное, здесь, как и на Памире, истории о “диком человеке” чередовались с наблюдениями огненных сфер. При этом информаторы указывали на район Софьиных гор. Обилие посыпавшихся сведений, большей частью отрывочных и со ссылкой на других людей из местных, напрочь лишило меня возможности записать что-либо подробно. Чаще всего речь шла о биологическом объекте, как в истории, относящейся к 1937 году. Тогда “дикий человек” был убит местными за то, что “повадился воровать оленей”. По этому поводу даже “приезжали люди из центра”, но.., пока суть да дело, от трупа остались лишь клочья шерсти. Эта история очень напоминала знаменитое “Березовское чудо”, когда в этих же примерно местах зырянин и остяк застрелили в середине XIX века типичного таежного йети.
http://skif.wmsite.ru/info/po-sledam-ciklopov/
Майя Быкова (исследователь и свидетель СЧ) отмечала, что появление его в тот же день иногда сопровождается или этому предшествуют светящиеся, летящие над землей объекты, шары (не всегда одно сопровождает другое). Она очень негодовала, когда такое материальное, даже "увесистое" существо, как СЧ, изучаемое ей, относили в разряд нематериального, вроде НЛО, фантомов, энергосущностей; однако, она не могла не связать эти 2 явления, при том, что связь между ними необъяснима.
Ясное дело, что шары - некое плазменное состояние неизвестного вещества из недр земли, но "черт возьми, Холмс," как это им удается приручать этот вид энергии? Можно просто, конечно, предположить, что и СЧ и ОШ просто независимо соседствуют в своей среде обитания, разломах, подземных карстах. 
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Albert | KUK

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

В сборнике "Пещеры" (г. Пермь, выпуск 7 за 1969 год, с. 121) обнаружилась заметка про пещеру, мимо которой проходила группа Дятлова (устье Ушмы находится между "2-м Северным" и "41-м участком".

УШМИНСКАЯ ПЕЩЕРА С ЛЕДЯНОЙ БАБОЙ*
Ушминская пещера находится в скале на правом берегу р. Лозьвы в 1 км выше пос. Ушмы – самого северного поселка Свердловской области. Это небольшая сухая пещера с низким входом, расположенным в пойме реки. В двух метрах от входа находится высокий грот, постепенно переходящий в узкую трубу. При посещении пещеры стены грота от входа до расселины были покрыты инеем. Нам удалось пройти 10–15 м вглубь пещеры.
Житель пос. Ушма И. Т. Галушко обнаружил в пещере ледяную статую женщины высотой около полуметра. Она была прислонена к стене в нише у расселины. Статуя напоминала сидящую мансийскую женщину в национальном наряде. Вначале мы подумали, что статуя возникла при замерзании воды, проникающей в пещеру. Однако четкие черты лица, симметричное расположение глаз, хорошо различимые нос, рот, грудь, ноги опровергают наше первоначальное предположение. Несомненно, что это творение человеческих рук, но кто изваял эту ледяную бабу – неизвестно.
Ивдель                                 Б. В. Вальяно

* По материалам "Уральского следопыта"

Всех форумчанок поздравляю с праздником!

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Еще информация об Ушминской пещере - из книги В.И. Канивца "Канинская пещера", 1964 год (прилагаю скан). Похоже, это было серьезное культовое место - к нему не рекомендовалось приближаться без необходимости.
« Последнее редактирование: 17.03.18 20:36 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Николаевич | KUK | Дмитриевская | Никанор Босой

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

Цитирование
Наряду с родовыми тотемами Авдеев отмечает существование фратриальных тотемов; так, медведь считается родственником фратрии Пор и жители Вежакарских юрт принадлежат к фратрии Пор, ведут свое происхождение от медведя и не смеют ,охотиться на него. Тот же автор отмечает, что манси распространяют фратриальное деление на мир духов: лесные духи (мис-хуми, по-хантийски мыш-йох) принадлежат фратрии Пор, чудовища менки - фратрии Мось.
    Фратрия Пор ведет происхождение от того древнего населения земли, которое жило еще задолго до создания людей, от кровожадных менков.
По наблюдениям Чернецова, медведь был фратриальным тотемом Пор-йох. Кроме того, эта фратрия считала своими тотемами кедр, лиственницу и растение пори. Тотемом фратрии Мось была женщина, представляющаяся в виде зайца; она же изображалась в виде гуся, а ее атрибутом была береза, считавшаяся священным деревом Мось-йох. Праздник медведя, справлявшийся обскими уграми по поводу каждого убитого зверя, Чернецов рассматривает как фратриальное празднество Пор, на которое не допускались члены фратрии Мось.
    Достоверно, что на протяжении последних десятилетий медвежий праздник справлялся вне связи с фратриальной принадлежностью, а какие-либо указания на праздник зайца в литературе отсутствуют.
    Люди Мось насмехались так же над Пор, попрекая их людоедством.
*                  Золотарёв А.М. Родовой строй и первобытная мифология, 1964.

Люди, изображающие менквов на медвежьем празднике.


Современная гравюра. Менквы внизу справа у дерева.


Современный рисунок. Менквы - на заднем плане в лесу.


   
Цитирование
Многие исследователи писали, что на медвежьих игрищах прослеживается связь менквов с медведем. Например, во время проведения периодического праздника в Вежакарах, менквам, уделялось особое внимание.
    У северных хантов менквы это охранители поселений, слуги Казымской богини. Основное их занятие добыча медведей.
    Менквы принимают участие в медвежьем празднике мансийской фратрии Пор, тотемом которой является медведь. Выступая в высоких масках из конских хвостов, они громко кричат и хохочут. Во время фратриальных церемоний они играют важную роль: несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии.
Менкв - непременный персонаж медвежьего праздника, вплоть до того, что "несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии".  Между тем, медведь - главный пищевой конкурент менква. Почти столь же велик, почти столь же всеяден, почти столь же многочислен (по крайней мере, в старину). Не проявляется ли в "медвежьих праздниках" древнее содействие менквов людям в охоте на медведя - как устранение пищевого конкурента?..
« Последнее редактирование: 18.03.18 17:44 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Jurij


  • Сообщений: 8 337
  • Благодарностей: 13 013

  • Заходил на днях

Меня постоянно преследуют умные мысли, но я быстрее...

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

*                  Золотарёв А.М. Родовой строй и первобытная мифология, 1964.

Люди, изображающие менквов на медвежьем празднике.


Современная гравюра. Менквы внизу справа у дерева.


Современный рисунок. Менквы - на заднем плане в лесу.


   Менкв - непременный персонаж медвежьего праздника, вплоть до того, что "несут культовые предметы к месту хранения, оканчивают церемонии".  Между тем, медведь - главный пищевой конкурент менква. Почти столь же велик, почти столь же всеяден, почти столь же многочислен (по крайней мере, в старину). Не проявляется ли в "медвежьих праздниках" древнее содействие менквов людям в охоте на медведя - как устранение пищевого конкурента?..
Предполагается,что фратрия Мось- это прямые потомки по мужской линии кочевых угров,пришедших в тайгу из более южных степей. А фратрия Пор- прямые потомки по мужской линии аборигенов,подвергнувшихся угризации.
Удивил заяц в качестве тотема Мось. Я когда-то читал,что им является лягушка.
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: odnokam | Никанор Босой

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 022
  • Благодарностей: 2 582

  • Был 22.11.24 22:22

Прилагаю сканы раздела про Ушминскую пещеру из современной книги. Надо обязательно сказать, что автор этого раздела серьезно ошибается, цитируя В.Н. Чернецова. Эта пещера не была родовым святилищем Бахтияровых. В.Н. Чернецов четко пишет в дневнике (на странице 261): "Эта пещера была Укладовых" (http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000062071). Эта информация важна, поскольку ошибочные сведения о том, что Ушминская пещера - святилище рода Бахтияровых, уже стали основой для некоторых версий гибели группы Дятлова.

Забыл название книги указать: "Культовые памятники горно-лесного Урала", Екатеринбург, Уральское отделение Российской Академии Наук, 2004 г.
« Последнее редактирование: 25.03.18 13:09 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | KUK | Дмитрий Карягин | Дмитрий Николаевич | Никанор Босой

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская


  • Сообщений: 15 651
  • Благодарностей: 17 292

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

odnokam, Благодарю вас. Информация действительно ценная. Мы пошли путем от обратного. Я проверяла эти данные (которые еще znak.com вбросил)по Ушминской пещере и выяснила, что родовое святилище Бахтияровых (настоящее) было в другом месте. Поэтому в версии мы не стали указывать родовую принадлежность пещеры. Такое чувство, что журналистам все равно, что писать и какими фото иллюстрировать.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: ХиПстория

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Якобы шамана на дереве вырезали. И ему еду подносили... Оно ему нужно?
Дух леса
http://www.togdazine.ru/article/1148
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

Belfanio


  • Сообщений: 2 377
  • Благодарностей: 1 336

  • Был 15.10.24 18:48

Четыре года назад я спрашивал на Хибинафайлах и здесь, возможно (хотя не помню), о такой статье:
Пелих Г. И. Шелаб - крылатый дьявол // Вопросы этнокультурной истории народов Западной Сибири. Томск.: Изд-во Томского ун-та. 1992. С. 77-91.
Никто не смог помочь (дать скан или ссылку, где можно скачать).

Галина Ивановна изучала этот вопрос специально. Но, статью так и не нашел. Может сейчас кто поможет?

Сейчас хочу вернуться к этой теме. Почему?

1. В части 1 (из 27 на сейчас существующих) видеолекций о ТД от Петра Виделсона (он же - Семилетов) "Перевал Дятлова: правда и ложь" (
https://www.youtube.com/watch?v=Ucznct7-N_M&index=27&list=PL96Db7S6K1g59_1vL3xQ7wUIfhdWNs2Ak
) увидел изображения из книги 1899 г. Д. Н. Анучина "История искусства и верований у Приуральской чуди" (на видео об этом - с 43:30).

2. Пару лет назад одна барышня из "Космопоиска" описала точно такой же артефакт, хранящийся в одном из музеев ХМАО. Бронзовые копии с него продают туристам на сувениры.

По всему, это Шелаб. Крылатый медведь.
Но, если раньше думалось, что это некое существо (или сущность, природное явление), то теперь думается, что действительно похоже на некий летательный аппарат, внутри которого некое гуманоидное существо (может, человек).

Смотрите сами - изображение из книги Анучина и изображение из музея (на стенде). А также, как это выглядит в виде сувенира.

Что думаете...? На что похоже?

 

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Шаман в ритуальном костюме птицы.
Министерство Пространства и Времени

Владимир Сидоров


  • Сообщений: 3 623
  • Благодарностей: 1 022

  • Расположение: Н-ск

  • Был 12.10.24 05:54

Термин ялпынг-ма в узком смысле обозначает территорию, центром которой является святилище. Его структурообразующими элементами, как правило, были амбарчик с изображением духа-покровителя и его супруги, кострище, деревья (шесты) , к которым привязывали приклады и вешали черепа жертвенных животных и медведя; в ряде случаев – деревянные изваяния"
. вот пример того, как на ровном месте возникают суеверия: на фото груда жердей-заготовок(для каркаса чума, для нарт, для хорея,вешала для просушки шкур и прочей домашней рухляди (утвари).

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Не только у манси, но и у многих народов, существуют традиция изображения некоторых людей с лицом на туловище.
Надо понять значение такого расположения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Добавлено позже:
Разворачиваемый текст
миниатюра изображает доисторический пляж  *JOKINGLY*
« Последнее редактирование: 15.04.18 09:15 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Не только у манси, но и у многих народов, существуют традиция изображения некоторых людей с лицом на туловище.
Надо понять значение такого расположения.
(Ссылка на вложение)
В чем же аналогия? На Вашей картинке изображены экзотические существа,по представлению средневековых европейцев населявшие далекие от них страны. А приуральский артефакт отображает религиозные верования создавших его людей.
Первое относится к популярной географии и этнографии(как теперь мы понимаем,представляет собой ошибочную информацию). Второе- из сферы духовной жизни. Фантастический сюжет является свидетельством реального мировоззрения людей.
Министерство Пространства и Времени

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

В чем же аналогия? На Вашей картинке изображены экзотические существа,по представлению средневековых европейцев населявшие далекие от них страны. А приуральский артефакт отображает религиозные верования создавших его людей.
Первое относится к популярной географии и этнографии(как теперь мы понимаем,представляет собой ошибочную информацию). Второе- из сферы духовной жизни. Фантастический сюжет является свидетельством реального мировоззрения людей.
Эта картинка - пример. Даже среди каких то идолов Волжской Булгарии было изображение человека плюс еще лицо на туловише. Попадались животные с лицом на туловище, готов поискать. Что касается верований - оно все про верования, это не важно, а важно то, что это символизирует.
Кстати, на картинке изображение "дивов" - тех "самых снежных людей" (менквов по-мансийски), но явно по представлениям и легендам.
« Последнее редактирование: 15.04.18 19:24 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Даже среди каких то идолов Волжской Булгарии было изображение человека плюс еще лицо на туловише.
Откуда идолы в принявшей ислам в 10 веке Волжской Булгарии?
Министерство Пространства и Времени

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 13 983
  • Благодарностей: 19 182

  • Расположение: Москва

  • Была 07.06.24 23:06

Свердловская область. Весна 1958 года.
Манси. Стойбище Суеватпауль.

Фотограф Юрий Кривоносов.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | Дмитрий Карягин | Никанор Босой

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Откуда идолы в принявшей ислам в 10 веке Волжской Булгарии?
Книга Руденко К.А.

Добавлено позже:
« Последнее редактирование: 04.05.18 17:04 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Книга Руденко К.А.

Добавлено позже:
"Пережитки язычества" ?
Министерство Пространства и Времени

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

"Пережитки язычества" ?
Конечно.
 Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть скрытый текст.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За отзывчивость и общественный авторитет 

Gulia70


  • Сообщений: 13 983
  • Благодарностей: 19 182

  • Расположение: Москва

  • Была 07.06.24 23:06

Ивдель.
В дни народных праздников олени манси всегда пользовались преогромной популярностью.
Снимок 1961 года. Фото из альбома Шутова Леонида Владимировича.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин