Косяки установки палатки группы Дятлова:
1). Палатку признал поисковик Бартоломей как палатку, с которой он ходил в 1958 году в составе группы из 6 человек. Для 9 человек (первоначально планировалось 10 человек), эта палатка длиной 4.3 м явно мала, место под печку не остается как ни раскладывай туристов вдоль или поперек.
2). Из серии фото «Утро на Ауспии видно», что палатка туристов гораздо длиннее той, что на склоне, и сшита из палаток разных оттенков, чего не наблюдается у палатки на склоне.
3). Обычной практикой туристов была раскладка под палаткой лыж креплениями вниз, по ним лапник и потом палатку. На склоне лапника не было, на полу были разложены фуфайки и пустые рюкзаки, что при отсутствии лапника не позволяло комфортно провести ночевку. Только одеяла при отсутствии дров в печке их бы не согрели.
3). Исходя из фото Утро на Ауспии и отчета Бардина-Шулежко следует, что обычной туристической практикой тех лет было выставлять на ночь рюкзаки наружу. В нашем случае содержимое рюкзаков полностью вынуто внутри палатки, включая основные отделения и боковые кармашки (иначе как на них спать). Непонятно как утром предполагалось все это собирать, включая разную мелочь из боковых кармашков.
4). В ранних походах группы Дятлова на фото видно, что пара лыж вдоль палатки служит главной распоркой, на фото палатки на перевале лыжи стоят одна сзади и одна сбоку, те на них невозможно было полноценно установить палатку и скорее всего она и не была установлена.
5). Толщина снега в месте установки палатки по воспоминания поисковиков была около 60 см, те на ветру для крепления в конце каждой растяжки должны были быть закопаны по нескольку лыжных палок (возможно даже вморожены, хотя воды не было), но 18 пар лыжных палок на фото не видно.
6). Печка была в собранном виде, кроме одного полена дров не было, провести на этом очень ветренном месте в буквальном смысле холодную ночевку без печки, без возможности приготовить горячую пищу и чай, без лапника снизу, было невозможно.
7). Вместо того, чтобы как следует утепляться, туристы почему-то начали раздеваться, что без лапника снизу, без возможности надеть телогрейку, на этом ветреном месте представляется крайне неразумным, не согласуется с их туристическим опытом.
8). Вход в палатку был прикрыт меховой курткой, что является полным абсурдом туристического опыта. Меховая куртка могла согреть тело, но не могла предотвратить выдувание тепла из палатки.
9). Из опыта туристической деятельности следует, что двое дежурных должны были встать раньше других, развести костер, приготовить завтрак. Но это не возможно было сделать утром в месте, где стояла палатка, так как дров не было, развести костер на ветру даже при наличии дров тоже было очень сложно.
10). Не соответствует опыту туристической деятельности тех лет хранение топоров и пилы в палатке.
11). В палатке была обнаружена строганная лыжная палка, что представляется невероятным, так как дальнейшее продолжение похода (а запланировано было пройти после Отортена еще очень много) без палки было неосуществимым.
12). Если туристов застала на этом месте какая-то случайность, например сломанная лыжа одного из участников, то руководитель группы Дятлов имея достаточный туристический опыт должен был понимать, что нужно укрыться прежде всего от ветра, тогда можно было спуститься чуть вниз к останцу и поставить палатку возле него.
13). Местонахождение туристов в этом месте не было запланировано планом похода, они должны были пересечь перевал в самом узком месте под высотой 880 (сейчас 905.4) и спуститься в долину Лозьвы.
14). След мочи у входа в палатку, студенты бы так точно делать не стали.
15). Фонарик на коньке палатки. если имело место стихийное покидание с разрезанием палатки, то аккуратно уложить фонарик на конек это последнее, что нужно было делать в данной ситуации.
Исходя из этого можно сделать вывод, что палатку ставили, а точнее имитировали ее установку, не опытные туристы, а другие люди. Поэтому утверждение поисков о том, что палатку была установлена правильно «по-Дятловски» не соответствует действительности.
1. Бартоломей сказал нам на встрече в августе, что в палатке было достаточно места для 9-х
2. Если она уже опознана в Ивделе Бартоломеем как дятловская, то не знаю насколько уместны прения по этому вопросу. Его ничего не смутило, ни цвет, ни длина, он ее опознал по дырочкам прожженным в определенных местах.
3. Когда ставили палатку на лапник, тогда обходились без подстилания рюкзаков и выносили их, на лыжах они вынуждены были подстилать для утепления все что возможно, даже рюкзаки
4. Видимо, рельеф местности не позволил установить лыжи для растяжек как раньше
5. Возможно, стоило укрепить дополнительно.
6. Бартоломей сказал, что на выход в безлесную зону брали небольшое количество дров, наличие одного чурбачка его не смутило. Предполагалось его использовать на ночь ( без приготовления горячей пищи , скорее всего )
7. Они могли быть в процессе переодевания, надо было сменить мокрую одежду на сухую, но после того как затопят печь это уже невозможно, печь подвешивали уже перед сном
8. По одним данным висела у входа, по другим торчала в разрезе. Конечно, не для тепла в палатке, скорее всего была снята в процессе переодевания и почему-то не схвачена при экстренном покидании палатки. Руку протянуть и вытащить куртку это одно движение, ничего не надо выкапывать.
9. Мы не знаем их планов. Возможно , они собирались еще добрать дров чуть позже, возможно вообще не собирались есть горячее. Бартоломей же говорил о таких ночевках в тундре и на гольцах где нет деревьев, брали немного дров на ночь и все о пище речь не шла
10. Согласна. Ведра ,топоры пилу, можно было вытащить наружу.
11. Да
12. Можно обсудить. Возможно, не хотел терять высоту. Слом лыжи при наличии запасных плюс возможная починка с помощью ремонтного набора , мог не казаться катастрофой.
13. Да так и есть, но Игорь в секции это обсуждал с Аксельродом, что пройдет в этом месте верхами, т.е сократит немного маршрут
14. Да
15. Да, смешно положить фонарик, но не вытащить куртку
Но если действовали по принуждению, то объяснимо . Также фонарик мог положить на скат кто угодно, кто побывал у палатки после гибели группы.