- А кому же они молятся, и какую приносят жертву?
- Лесному, шайтану! Жертвы разделяются на три разряда: малая, усиленная и великая. На малую жертву приносят гуся, на усиленную быка, а на великую, хотя и редко, но и сейчас в некоторых местах приносят и человека.
- А в какое время приносится жертва?
- Жертву они приносят два, три раза в год, а один раз всегда в сентябре месяце.
- А где приносят?
- Непременно в лесу, у ёлки или пихты... Для приношения жертвы, у них есть так называемое "святое место", и непременно где нибудь в стороне от дороги в глуши. Пойдешь завтра, так увидишь на задах деревни огороженный лесок, где они приносят жертву. Жертва приносится в 12 часов ночи, выбранным, по общему согласию, лицом, который исполняет обязанности жреца. Перед тем как приносить жертву, жрец со своими помощниками идут в "святое место", ведут с собой быка и режут; сняв с него шкуру и приготовив его для варева. Часов в одиннадцать ночи вотяки молчаливо идут к месту жертвоприношения и разводят костер. Мясо кладется в громадный котел и варится. Среди всех участников жертвоприношения царит таинственная тишина. Кто засмеется или выразит сомнение в целесообразности жертвоприношения, того тут же убивают...
Ровно в полночь, в 12 часов, мясо готово, тогда жрец берет чашку сделанную из бересты, кладет в неё мясо, наливает варево и ставит на березу, положив две ложки и повесив полотенце. Пока жрец все это готовит, вотяки ждут, скоро ли он начнет звать шайтана. Вместе с жрецом они восклицают: "Нюлэс нюня", т.е. "старший брат", "Нюлэс кенак" т.е. "лесная тетка", идите к нам и примите нашу жертву!..
- Зачем же они кладут две ложки?
- Потому что двое будут есть: "лесной" и "лесниха".
- А для чего полотенце вешают?
- Полотенце вместо салфеток...
- Чем же все это оканчивается, и почему они узнают, принята жертва или нет?
- А если в полночь прилетит сорока или две, и сядут у чашки, значит, жертва принята. Тогда жрец начинает пить вино или кумышку, и есть мясо и варево и от радости неистово пляшут. В это время, чтобы ни сучилось в деревне, вотяки ни за что не пойдут туда...
- А почему непременно жертву приносят в сентябре?
- Благодарят за урожай, и просят шайтана, чтобы он и на будущий год сохранил их от града, голода и от ветров.
- После жертвоприношения куда девают чашку, ложки и полотенце?
- Как святыня, все остается висеть на дереве.
- А если кто возьмет?
- Из вотяков никто не тронет, а если из русских кого застанут, убьют...
Добавлено позже:Утись - человек, который заклинает. У последнего имеются помощники, каждый из которых специализируется на определённом действии. Один закалывает жертвенное животное, другой следит за жертвенным костром и так далее. Заклинания, которые являются одновременно и общением с Богами, и прошением, и магическим обрядовым действом, называются - куриськоны. Кроме служителей языческой веры, существуют также Туно - могущественные колдуны, знахари, шаманы.
Жреческое сословие, кроме всего вышесказанного, делится ещё на два крупных и основополагающих рода. Одни молятся Инмару и делают это только днём, вторые жрецы молятся его антиподу Луду и делают это только ночью. Эти два рода вовсе не враждуют, не считаются белыми и чёрными, хорошими и плохими и так далее, представители двух жреческих родов стараются не пересекаться, а члены их родов никогда не вступают в перекрёстные браки.
Удмуртским капищем можно назвать специальный деревянный дом, который называется - Куала. Кроме священных мест куала, существуют священные рощи (луд). В обрядовых церемониях в Луде участвуют только мужчины. Моления проводятся ночью один раз в год – в Петров день, в прежнее время они совершались два раза в год – в Петров день и на Покров.
Рощи состоят из, считающихся священными, деревьев, в число которых входят такие сорта, как: берёза, ель, сосна, рябина, ольха. Соответственно почитанию трёх основных групп сакральных персонажей:
1) семейно-родовых и племенных покровителей (Воршуд, Мудор, Инву, Иммала, Булда)
2) хозяев Дикой Природы – Луд/Керемет (хозяин лугов, лесов, полей; хозяин священной рощи), Нюлэсмурт (хозяин лесов)
3) умерших предков – функционировали три главные группы культовых мест.
Первая – для поклонения семейно-родовым / племенным покровителям; вторая группа – для молений «хозяевам» лесов, лугов и полей, родников, рек и т. д.; третья – для захоронения и для выполнения поминальных обрядов.
ПРИНОШЕНИЕ ЛЕШЕМУ
Лесной, лесниха, шайтан и жертвоприношения. Осенью в Покров хозяину леса Нюлэсмурту жертвовали гуся. "... Здесь, почти все так же живут, хотя и считаются православными, а икон не имеют, и до настоящего времени не забывают своего "лесного" и "лесниху", в год обязательно две, три жертвы приносят."
Свадьбу они делают так. Понравилась жениху невеста, мать едет сватать. И если согласны отдать невесту, то назначается день, в который пришел бы жених со своими родными, а также и собирается родня со стороны невесты, делается обед и попойка; с обеих сторон родители благословляют, т.е. сводят молодых и спрашивают: "нравитесь друг другу"? - Нравимся, - "Желаете вместе жить"? - Желаем.
- Ну, благословит вас "Шайтан" "лесной" с "леснихой".
С этого времени жених ходит к невесте до тех пор, пока она не забеременеет и это иногда продолжается года два-три, и более. Если невеста долго не беременеет, значит, шайтану неугодно чтобы она шла замуж, или прогневался на неё и свадьба расстраивается.