Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.Наша почта: support@taina.li

Автор Тема: "Угро-финское язычество и гибель группы Дятлова"  (Прочитано 25999 раз)

0 пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Karjalan Poika

  • Автор темы

  • Сообщений: 76
  • Благодарностей: 76

  • Был 17.05.18 07:25

Возможно, дело ещё в том, что в концертном варианте две мелодии, в которой вторая - более решительная.

Если не утомил, ещё одна запись "калевальского" пения где язык более архаичный, чем финский - язык води, почти исчезнувший с лица земли:
Karjalalle kunnia nyt ja ikuisesti! - Славной будь, Карелия, ныне и вовеки!


Поблагодарили за сообщение: Натт | Andromaha

За уникальные материалы 

Maria


  • Сообщений: 2 849
  • Благодарностей: 1 973

  • Расположение: España, tierra soleada

  • Была 08.07.17 21:55

"""""""У романтиков-технарей, напротив, часто наблюдается гремучий коктейль из позитивистского скепсиса (всё это бабьи сказки!) и совершенно отмороженной мистики.""" -
точное наблюдение. Особенно если несколько расширить определение категории "технари-романтики", включить туда банальных коммунистов-атеистов.  В Бога они не верят,  но с непонятным уважением относятся к шаманам, инопланетянам, верят в карму... Такую категорию людей можно легко испугать ночью на склоне приведенными в качестве иллюстрации  жуткими масками.

***Тезис: смертельное происшествие с группой было запрограммировано в фамилии Зинаиды Колмогоровой, одной из погибших на Холат-Сяхкле.

Есть карельское диалектное - "калма" - "смерть", глагол "калмата" - причинять смерть. Встречается в "Калевале" Лённрута и эпической поэме "Кьесус" Арво Сурво. От этого корня "куоллут" - "мёртвые" (фин.) Сравните с Холат-Сяхкль - "Горой Мертвецов". 
Вот слово: "околеть". По-фински смерть: "куолема". Рядом с СПб есть озеро, ныне Пионерское, которое карелы и финны звали и зовут Куолемаярви - "Озеро Смерти".*****

Интересное "совпадение". Мне одной только слышится во всех этих словах еще и фамилия Колеватова? Тут уже "запрограмирован" двойной удар...
« Последнее редактирование: 07.11.13 02:44 »
Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь.


Поблагодарили за сообщение: Натт | Karjalan Poika

den_e_lin


  • Сообщений: 12
  • Благодарностей: 2

  • Был 16.01.14 13:14

Тогда сюда добавляется и Николай (Коля) Тибо-Бриньоль  *YES*

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Нагнетание страха в группе-ну не знаю,они все же не готы обкуренные были.
Насколько я понимаю, не надо быть обкуренным готом, чтобы стать жертвой арктической истерии.
Холодно. Темно. Сильная физическая усталость. Тревога, у каждого своя. Гипоксия ("чувствуется высота").Останцы вносят в шумовой фон свою запредельно низкую ноту, ощущаемую нутром. Ветер с горы. Но - туристы-комсомольцы-атеисты сильной волей давят зарождающийся страх. Они спокойны.Все хорошо.Возможно, они уже спят. Но организмы некоторых из них уже превратились в одну триггерную точку, легчайшее касание которой запустит лавину страха. С горы незаметно и сначала бесшумно приходит звук..

Добавлено позже:


И не надо быть обкуренным готом, чтобы выскочить из палатки. А внизу горит костер..

"Тебя там запоют, запоют, заговорят, рот во льду, голова в сугробе, руки на жестоком ветру, кисти рук обессилевшие, ноги обездвиженные".
« Последнее редактирование: 07.11.13 22:02 »


Поблагодарили за сообщение: Karjalan Poika

Karjalan Poika

  • Автор темы

  • Сообщений: 76
  • Благодарностей: 76

  • Был 17.05.18 07:25

Тогда сюда добавляется и Николай (Коля) Тибо-Бриньоль
Я могу придумать, что имя "Николай" происходит от греческого "Ника" - "побеждать" и финского "куолема" - "смерть". Т.е. "Побеждающий смерть", но это будет бредом, потому что греческий и финно-угорский миры далеки друг от друга.
А русский и финно-угорский - близки и даже перемешаны друг с другом. Сколько среди тех, кто считает себя русским, ославяненных финнов, которые ассимилировались, поменяли "этнический код", оставаясь финнами по своему происхождению, сосчитать невозможно. И слов которые проникли в языки друг друга тоже много. Причём проникновение было взаимным.

Добавлено позже:
Интересное "совпадение". Мне одной только слышится во всех этих словах еще и фамилия Колеватова? Тут уже "запрограмирован" двойной удар...
Когда я писал про совпадения, я, честно оговорился, что в них совершенно не верю, и отметил, что зная результат можно с лёгкостью найти то, что его предвещало.
Однако, если взять фамилию Колеватов, окажется, что она совпадает с финским "kuoleva" (uo - читается как дифтонг, и о в нём доминирует) - что значит "умирающий", которое сравнимо с русским "коливо" - поминальное кушанье.

Добавлено позже:
И не надо быть обкуренным готом, чтобы выскочить из палатки. А внизу горит костер..
Впрочем, данный вариант шаманского пения совершенно нестрашный. Жаль только, он обрывается на полуслове. Что он сделал, после того, как посмотрел на медведя? Можно догадаться, конечно... Тем не менее, он не страшен для тех, кто более-менее в финно-угорских темах понимает и смотрит его в ролике на экране...

Добавлено позже:
Особенно если несколько расширить определение категории "технари-романтики", включить туда банальных коммунистов-атеистов.  В Бога они не верят,  но с непонятным уважением относятся к шаманам, инопланетянам, верят в карму... Такую категорию людей можно легко испугать ночью на склоне приведенными в качестве иллюстрации  жуткими масками.
В принципе, понятно почему. Отсутствие веры в Бога при отсутствии полного философского атеизма (который редко встречается на земле) оставляет в душе пустоту, легко заполняемую верой в силу шаманов, контактёров или ведьм, способности которых такие "технари-романтики" пытаются обосновать при помощи рациональных доводов - дескать те владеют некими техниками воздействия на природу, которые можно физически измерить, и оттого им доверяют.
« Последнее редактирование: 07.11.13 22:22 »
Karjalalle kunnia nyt ja ikuisesti! - Славной будь, Карелия, ныне и вовеки!


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Впрочем, данный вариант шаманского пения совершенно нестрашный.
Более страшный не вставился  *SORRY*. И надо без картинки, конечно..

Добавлено позже:
ещё одна запись "калевальского" пения где язык более архаичный, чем финский - язык води, почти исчезнувший с лица земли
Мне очень понравилось! И там еще Песня Матери - изумительно! Сто тысяч спасибо!
« Последнее редактирование: 07.11.13 22:46 »

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Вот как бы пострашнее, но картинка.. симпатичная такая картинка.


За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 10 856
  • Благодарностей: 9 713

  • Заходила на днях

Тут уже "запрограмирован" двойной удар...
И тройной - Дубинина и уже русский фразеологизм "дать дуба".
Однако, если взять фамилию Колеватов, окажется, что она совпадает с финским "kuoleva" (uo - читается как дифтонг, и о в нём доминирует) - что значит "умирающий", которое сравнимо с русским "коливо" - поминальное кушанье.
Да, абсолютно точно. Фамилия Колеватов восходит к прозвищу, в основе которого лежит нарицательное «колево». Это слово в тамбовских говорах означает «поминальная кутья», в псковских – «овсяный колос». Таким образом, прозвище Колеват / Колева мог получить либо тот, кто устаивал похоронную трапезу, либо крестьянин.
Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Karjalan Poika,
 
 а вот Хибина и Хибины как бы вы "перевели"? Конечно, словари я уже посмотрела, но подозреваю, что у вас собственное мнение, точнее и оригинальнее.

За уникальные материалы 

Malecon


  • Сообщений: 1 332
  • Благодарностей: 2 746

  • Был 09.06.18 19:25

Так, чтоб не потерялось  :) - шаманское кресло Тимофея Пеликова.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
Нарисуйте мне дом.


Поблагодарили за сообщение: Сергей В. | Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Прям режиссерское! :) Не удивлюсь, если на спинке кресла написано 'Пеликов' .  В смысле - катпос стоит. :)

За уникальные материалы 

Malecon


  • Сообщений: 1 332
  • Благодарностей: 2 746

  • Был 09.06.18 19:25

Прям режиссерское! :) Не удивлюсь, если на спинке кресла написано 'Пеликов' .  В смысле - катпос стоит. :)
Там ещё рога есть расписанные для камлания. Говорят, что даже американцы от такого в восторг пришли, поскольку ничего подобного не видели и не слышали  *JOKINGLY*

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
« Последнее редактирование: 12.11.13 15:10 »
Нарисуйте мне дом.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

А где эти сокровища? В Ивдельском музее?

За активное участие в жизни форума 

San4es

  • Под наблюдением

  • Сообщений: 7 201
  • Благодарностей: 8 219

  • Был сегодня в 05:41

Считаю всю тему офтопом,автор просто хвастается своими познаниями в угрофинской субкультуре.


Поблагодарили за сообщение: kaydak13

За уникальные материалы 

Malecon


  • Сообщений: 1 332
  • Благодарностей: 2 746

  • Был 09.06.18 19:25

А где эти сокровища? В Ивдельском музее?
Конечно.
Всё принадлежало Пеликову.
Есть ещё один интереснейший экспонат, но его происхождение не совсем ясно. Это не типичное мансийское, скорее даже не мансийское.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
Нарисуйте мне дом.


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Karjalan Poika,
  а вот Хибина и Хибины как бы вы "перевели"? Конечно, словари я уже посмотрела, но подозреваю, что у вас собственное мнение, точнее и оригинальнее.
Пока что нашла в интернете:

Хибины - горный массив на Кольском п-ове (Мурманская обл.).
 Название от народного термина хибен в русских говорах Европейского Севера, означающего "горная возвышенность, плоскогорье", заимствованного из финского языка, где он означает "небольшой холм".
 
ХИбина - "складка, морщина", череповецк. Возможно, первоначальное значение "огрех, ошибка" и связано с "хиба", "хибать".

Хиба - "разве", "нерешительный, колеблющийся человек", южн., зап. (Даль), укр. Вероятно, из польск. сhуbа "возможно, разве только".

ХИбать - "качать, колебать", южн. (Даль),
 укр. хиба "недостаток, изъян",
        хибати "сомневаться, колебаться",
        хибити "промахнуться, ошибиться",
 сербохорв. потхибан "обманный, коварный",
 словен. hibа "недуг, недостаток", hibati "порицать",
 чеш. сhуbа "сомнение", сhуbаti "сомневаться, колебаться", chybiti "совершить ошибку",
 слвц. сhуbа "ошибка", сhуbаt "недоставать", сhуbit "заблуждаться, совершить ошибку",
 польск. сhуbа "недостаток", сhуbа "разве что", сhуbаc "качать(ся)", chybic "совершить проступок",
 в.-луж. khibа "кроме", khibic "совершить проступок",
 н.-луж. сhуbа "недостаток, сомнение", chybnus "отсутствовать, отпадать".

Тоже все какое-то пессимистичное.
 

Добавлено позже:
Есть ещё один интереснейший экспонат, но его происхождение не совсем ясно. Это не типичное мансийское, скорее даже не мансийское.
похоже на марийское?

Добавлено позже:
« Последнее редактирование: 13.11.13 00:01 »


Поблагодарили за сообщение: Maria

За уникальные материалы 

Malecon


  • Сообщений: 1 332
  • Благодарностей: 2 746

  • Был 09.06.18 19:25

похоже на марийское?
Похоже, но марийцы там не жили, впрочем, как и ханты. Немцев очень много.
Как мне объяснили - этот экспонат попал в музей в 60-70х годах и происхождение его не совсем понятно. Единственно, что понятно, что это НЕ типичное, НЕ мансийское украшение
« Последнее редактирование: 13.11.13 10:59 »
Нарисуйте мне дом.

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Оффтоп (текст не по теме)
А от кого попал - тоже неизвестно?

Добавлено позже:
Считаю всю тему офтопом,автор просто хвастается своими познаниями в угрофинской субкультуре.
Автор молодец. Кстати, Вы тоже можете чем-нибудь похвалиться.
НО - УГРО! ФИНСКАЯ! СУБ! КУЛЬТУРА! - что же это за кошмар. Ну нельзя же так.. ((

Добавлено позже:


Шаманизм. Лекция профессора А.Б.Зубова в МГИМО.

Не сказать, что в лекции какие-то прямо уникальные сведения, все есть и в текстовых вариантах. Но слушать очень интересно.

И пусть не кажется кому бы то ни было, что это оффтоп. Ведь прежде чем строить конструкции - кто куда/зачем пошел, почему вместе/разделились на группы, добровольно/принудительно, под воздействием страха/спокойно-сознательно ect, надо хотя бы т.н. матчасть сложить для вновь читающих. Подходы таковы:
- фоновая тревога могла быть в группе? Могла.
-неблагоприятные внешние условия, усиливающие тревожное состояние, меняющие электрофизиологию мозга, могли быть? Могли и были.
-шаманские "мероприятия" характерны для финно-угров (читай - манси)? Несомненно.
-шаманские штучки могли быть триггером острого синдрома помрачения сознания (в рамках арктической истерии) с галлюцинациями, агрессией, повышением физической силы и последующей каталепсией? Запросто!
-это могло случиться сразу со всеми туристами? Нет. С некоторыми. Но слабое звено рушит всю систему. Рушит!
-можно продолжать рассуждения дальше? Можно. Только не надо торопиться.

Дорогу осилит идущий. 
« Последнее редактирование: 13.11.13 22:26 »

За уникальные материалы 

Maria


  • Сообщений: 2 849
  • Благодарностей: 1 973

  • Расположение: España, tierra soleada

  • Была 08.07.17 21:55

Тоже все какое-то пессимистичное.
Короче говоря,  как вы группу назовете, так она и поплывет...
Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь.


Поблагодарили за сообщение: VieraKirillova66

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Вот-вот (.
 Надо эксгумацию делать - так в Калевале написано.
Одновременно смешно и несмешно.

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Karjalan Poika,
где вы? Все в порядке? Мы вас ждем здесь.

За наполнение форума 

Alina

  • Модератор

  • Сообщений: 10 856
  • Благодарностей: 9 713

  • Заходила на днях

Иллюзии это то, чего нет. Уже? Или еще?


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

К вопросу о женщине-геологе, жертве "злодейских манси". Ни разу не сомневаюсь насчет легенды, возникшей  после гибели Котовщиковой. Но не исключен инцидент и во время казымского восстания.

Ноябрь 1933 года
Казымское восстание в Обско-Иртышской области (нынешний Ханты-Мансийский округ) – антисоветское выступление 80 семей остяков и самоедов, вызванное решением советских властей организовать рыбную ловлю в священном для казымцев озере Нум-то (Божье озеро). Приехавшие советские работники разоружены, схвачены и избиты, а вскоре убиты. После этого восставшие приняли решение идти на Нум-то, разграбить базу Уралпушнины и сжечь все хозпостройки, дабы не допустить ловли рыбы, однако известие о прибытии из г. Свердловск отряда ОГПУ остановило их. Вместо этого в декабре начали организовываться вооружённые отряды, велась усиленная агитация против советской власти. Боестолкновение, тем не менее, произошло лишь однажды: погибли 2 восставших и 3 бойца опергруппы. В феврале-марте 1934 ОГПУ арестовано 88 чел., из которых отпущено 34, умерли на следствии 3; 51 был обвинён в «контрреволюционной террористической и иной деятельности».

Еще могло быть нечто подобное во время "мандалады", поскольку в ней и манси, и ханты принимали участие:

Декабрь 1934 года
Активная фаза «мандалады» – антисоветского движения на Ямале, начавшегося ещё весной и вызванного бесцеремонными действиями советской власти в отношении коренного населения (ненцев) в ходе коллективизации. Распущены несколько нацсоветов, блокирована связь окружных властей с центром, убиты несколько советских активистов. К концу месяца отряд ОГПУ подавил выступление плохо вооружённых жителей: 7 чел. убиты, столько же ранено, 50 арестовано и вывезено в Салехард (41 из них впоследствии умер от болезней и истощения).

http://afanarizm.livejournal.com/254351.html

Karjalan Poika

  • Автор темы

  • Сообщений: 76
  • Благодарностей: 76

  • Был 17.05.18 07:25

Karjalan Poika,
 
 а вот Хибина и Хибины как бы вы "перевели"? Конечно, словари я уже посмотрела, но подозреваю, что у вас собственное мнение, точнее и оригинальнее.
http://sanakniigu.onego.ru/index.php?lan=kar
   
КАРЕЛО - РУССКО - ФИНСКИЙ СЛОВАРЬ
 
hibju hibju   кожа (у человека) сущ.тело  сущ.   hipia ruumis

 Слово хибью - соответствует финскому руумис. Т.е. это не просто "тело", а "МЁРТВОЕ тело". Так что Хибины - "Мёртвые горы".
Karjalalle kunnia nyt ja ikuisesti! - Славной будь, Карелия, ныне и вовеки!


Поблагодарили за сообщение: Натт

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Определенно с названиями надо быть осторожнее...(((((((((

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Karjalan Poika,
Вы не будете против, если мы перейдем к образам деревьев в угро-финской мифологии? (кедр-то ведь наличествует).
Мой текст, ваша музыка. А? Должно изумительно получиться..

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

Шаманским космологиям свойственно трёхчленное деление мироздания на верхний, средний и нижний миры, каждый из которых, в свою очередь, членится на несколько ярусов или слоев.
 Эти миры соединены древом мировым или космической рекой: её , исток (южная сторона) соответствует верхнему миру, а устье - нижнему, находящемуся на севере. Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом).

 Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами.

 
Символизм дерева определяется:
- вертикальным ростом
- долговечностью
- структурой самого дерева (корни, ствол, ветви, листья)
- плодоношением
Ось мира во многих традициях служит моделью пространственных и временных связей, выступает одновременно как образ и ось мира (imago et axis mundi).
Такое Космическое Древо соотносится с мировой вертикалью, вокруг которой группируется космос, разворачивается явленный (материальный) мир во всей полноте своих проявлений и связей.
Мифологии разных народов используют образы мирового дерева  как основные вертикальные символы, объединяющие верхний и нижний миры. У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу.

"Смог он дуб свалить на землю,
Смог сломать он ствол трещавший,
Сто верхушек опрокинуть.

Положил он ствол к востоку,
Бросил к западу верхушки,
Раскидал он листья к югу,
Разбросал на север ветки.

Если кто там поднял ветку,
Тот нашел навеки счастье;

Кто принес к себе верхушку,
Стал навеки чародеем;

Кто себе там срезал листьев,
Взял для сердца он отраду.

Что рассыпалось из щепок,
Из кусочков, что осталось
На хребте прозрачном моря,
На равнине вод открытых,
То под ветром там качалось,

На волнах там колыхалось,
Как челнок в воде открытой,
Как корабль в волнистом море.
К Похъёле понес их ветер.

В море Похъёлы девица
Свой большой платок стирала,
Платья в море полоскала,
Там на камне их сушила,
На краю большого мыса.

Увидала щепку в море;
Забрала себе в кошелку,
Принесла домой в кошелке,
Перевязанной ремнями,

Чтоб колдун оружье сделал,
Заколдованные стрелы."

За популяризацию проекта 

yuka


  • Сообщений: 4 370
  • Благодарностей: 3 248

  • Был 03.08.18 01:23

У многих народов дерево считается дорогой, по которой шаман или его молитва поднимаются к небу.
Дерево, как символ плодородия!? Культ фаллоса!? Всё-таки земля воспринималась, как мать, а небо - отец, а дерево даже внешне очень похоже в этой космогонии на символ взаимодействия между ними:
Мифологии разных народов используют образы мирового дерева  как основные вертикальные символы, объединяющие верхний и нижний миры.
Обычно отчётливо прослеживается отождествление положительного, светлого начала с верхом, небом и югом, а отрицательного, тёмного - с низом, миром мёртвых и севером (или западом).
Инь-янь ... от частного к общему и не более того ...
Верхний мир населяется добрыми духами (часто во главе с верховным божеством), подземный мир - вредоносными духами и душами покойников, средний мир - людьми и многочисленными духами-хозяевами.
В этой связи не очень понятно происхождение духов и насколько они реальны для древнего человека или же они тоже некие символы ...


Поблагодарили за сообщение: Вероника

Натт


  • Сообщений: 1 028
  • Благодарностей: 1 007

  • Расположение: Ярославль

  • Была 23.11.17 15:37

В этой связи не очень понятно происхождение духов и насколько они реальны для древнего человека или же они тоже некие символы ...
Как устроена Вселенная в мифах обских угров
Вселенная разделена на три мира — небесный ( торум), где и правит Нуми-Торум;
 земной (хантыйское — мув, манси — ма), хозяйка которого — богиня земли Калтащ-эква;
 и преисподний ( кали-торуму хантов, хамал-мау манси), где царит злой Куль-отыр.
 Небесный бог наблюдает за миром через отверстие в небе — другое отверстие соединяет землю и преисподнюю там, где небо касается земли. На три яруса членятся небесный и подземный миры; на трех ярусах неба сидят сам высший бог, его отец Корс-Торум и дед Косяр-Торум. Ярусы преисподней вглубь становятся все уже в вышину: второй ярус высотой не более хорея, которым погоняют собак в упряжке, а третий ярус вообще высотой с собачий хвост. Таким образом, вселенная делится на семь ярусов: семь — очень важное число в мифах обских угров, недаром у них семь главных богов — сыновей Нуми-Торума.

С земли на небо ведет лестница, дерево, семиярусная гора или Мировой столп: на древе свила свое гнездо чудесная птица Карс, вестница богов. Под ее гнездом обитает железная лягушка, враг Карса, а в источнике под Мировым древом — водяные чудовища («живые соссель»), змеи и ящерицы, которые только и ждут, когда птенцы Карс выпадут из гнезда, чтобы сожрать их.
В преисподнюю ведет скала с отверстием, которое семь раз перекрыто рыболовной и птицеловной сетью. Шаман, который хочет проникнуть в загробный мир, сначала попадает в сеть для ловли птиц и теряет там свои крылья, затем он должен превратиться в щуку, и только после этого он сможет проникнуть в преисподнюю.
------------
Енисейские ханты разделяли верхний мир на три яруса, в каждом из которых была своя ось — шаманское древо. На каждом древе сидели птицы, и если шаман сам не мог проникнуть в верхний мир, он посылал птиц-помощников, чтобы они доставили нужные сведения шаману. Главным шаманским духом — учителем и покровителем шамана — считался орел: он поднимал шамана на небо, сражался с его врагами. Считалось, что настоящий шаман и рождался в гнезде из яйца, снесенного птицей: после того как птица высиживает шамана, она спускает его в железную колыбель, стоящую под Мировым древом. Сам орел обращался за советом к мудрой хранительнице земных тайн — змее (человек, съевший порошок из высушенной змеи, получал дар предвидения): орел и змея повсюду были священными животными, обитающими в кроне и у корней Мирового дерева.

Ханты верили, что и на небе, и в преисподней небесный и подземный народы живут почти такой же жизнью, как и земные люди. Когда умирает человек на небе, он рождается на земле; смерть на земле означает возрождение в преисподней. Правда, на том свете — в преисподней — все происходит наоборот в сравнении с земным миром: когда на земле день и светит солнце, в преисподней лунная ночь; мертвое на земле оживает в загробном мире; вещи, поломанные на земле, становятся целыми в загробном мире — поэтому принято ломать вещи покойника на могиле. Умершие все делают левой рукой и носят одежду наизнанку.
Загробный мир располагается одновременно в преисподней и на севере — путь туда идет по Оби в море, где у мыса Хом расположено отверстие, ведущее в нижний мир. Туда направляются души умерших в облике птиц или комаров. Чаще дух умершего сохраняет человеческий облик — он отправляется на тот свет в лодке, если умер летом, зимой — на оленьей упряжке . Умерший младенец должен тащить с собой на тот свет свою люльку — в ней он и отдыхает по дороге в загробный мир.
 У хантов есть поверье о том, что погибшие в бою и на охоте (особенно в борьбе с небесным зверем — медведем) будут жить на небе (как герои скандинавской Вальхаллы; сходные поверья есть у эстонцев и саамов). Посреди моря есть остров, где живут души умерших лесных великанов — менквов.
http://www.litmir.net/br/?b=149283&p=1
В.Петрухин Мифы финно-угров

Вот так они и жили; для древнего человека духи более чем реальны.Некоторые современные манси, живущие в лесах, и сейчас считают медведя своим священным предком. А красиво придумано, правда?

За популяризацию проекта 

yuka


  • Сообщений: 4 370
  • Благодарностей: 3 248

  • Был 03.08.18 01:23

А красиво придумано, правда?
Иначе говоря  вы лично не верите в существование духов и рассматриваете их, как возгонку символов в сознании древнего человека и здесь возникает примерно такой же механизм, который действует механически не только в работе самогонного аппарата, но и при чрезмерном потреблении самогона, например!? Иначе говоря происхождение "духов" объясняется сознательно - творческим или всё-таки бессознательным актом?