Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр. - стр. 35 - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр.  (Прочитано 145242 раз)

0 пользователей и 12 гостей просматривают эту тему.

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

Не представляю,как козла можно прогнать в строго определенном направлении. Да еще в пустыню.
Израиль того времени состоял из пустынь и болот.
&прочем, я тоже не представляю. *JOKINGLY*


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Ну про неумение объяснить те или иные явления рационально, надеюсь, не надо?
Но, собственно, истекает все именно из этого неумения.
А дальше все держится на страхе, обростряя инстинкт самосохранения.
Страшно = опасно.
Опасно = смерть.
Смерть = очень страшно.
Вот так они и жили.
И сейчас некоторые так же живут.
Должны были вымереть. Какой еще может быть результат при неумении выстраивать рациональные причинно-следственные связи на лоне первобытной природы?

Добавлено позже:
Израиль того времени состоял из пустынь и болот.
&прочем, я тоже не представляю. *JOKINGLY*
Если только поставить перед альтернативой: болото или пустыня.
« Последнее редактирование: 06.09.19 00:43 »
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: Berg

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 104
  • Благодарностей: 6 886

  • Заходил на днях

Должны были вымереть. Какой еще может быть результат при неумении выстраивать рациональные причинно-следственные связи на лоне первобытной природы?Добавлено позже:
Дык рационально они мыслили (в рамках имеющихся у них знаний).

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Дык рационально они мыслили (в рамках имеющихся у них знаний).
Так это я и стремлюсь доказать.
Министерство Пространства и Времени

За активное участие в жизни форума 

superskeptik


  • Сообщений: 8 104
  • Благодарностей: 6 886

  • Заходил на днях

Так это я и стремлюсь доказать.
А это смотря как. Если как Поршнев или другие выдумщики, то не надо.
А если серьезно, то нужное дело.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Израиль того времени состоял из пустынь и болот.
&прочем, я тоже не представляю. *JOKINGLY*
Север Израиля - леса. Но необязательно должен быть лес для обитания гоминида, они могли селиться в пещерах. Пустыня - не совсем пески и барханы. Горы, малообитаемые лесостепи, полусаванны. Хотя, повторюсь, леса тоже были. Их извели позже.

Добавлено позже:
Добавлено позже:Инстинктивный страх,доставшийся по наследству от палеоисторических приматов.
Да ну, это же мозг человека, большинство полезных инстинктов теряется через 3-5 поколений. Могут гены такие-то вспыхнуть чуть позже, но тут наполовину совпадение. Потомки Пушкина все поэты? Потомки скифов - пастухи? А тут - сколько тыщ лет?

Добавлено позже:
А козлу не страшно было скакать в пустыню?
Ему что, объясняли, куда его ведут? А потом, леший - царь зверей, может он просто к своему стаду прибавлял еще одну особь и пас там. Но это в хорршие времена, сытые.. *JOKINGLY*

Добавлено позже:
:co:
ААААй! ну шож вы, тетенька! я ж пошутил...
« Последнее редактирование: 06.09.19 07:32 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

Север Израиля - леса. Но необязательно должен быть лес для обитания гоминида, они могли селиться в пещерах. Пустыня - не совсем пески и барханы. Горы, малообитаемые лесостепи, полусаванны. Хотя, повторюсь, леса тоже были. Их извели позже.
леса посажены в начале 20 века, процентов 80%.А пустыня - это пустыня.
Горы в пустыне - это ... ээээ... какбэ песок.В израильской -  черный и красный,не бывали? :)
Лесостепи и полусаванны - это лесостепи и полусаванны.А пустыня, это другое.Это пустыня.Там ничего не растет, в отличие ОТ.
И речь была не о каком то мифическом гоминиде, а о козле, которого древние иудеи изгоняли в. пустыню.Понимаете - в пустыню. Не в лесостепь и, не в саванну и даже не. в тайгу. А север Израиля - это у вас што?Как место называется?

Добавлено позже:
рекомендую: гоминиды (это не то,что вы думаете)
http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B4%D1%8B

Добавлено позже:
ААААй! ну шож вы, тетенька! я ж пошутил...
в каждой шутке есть доля шутки.Дяденька.

Добавлено позже:
Если только поставить перед альтернативой: болото или пустыня.
Ну, к примеру, прекраснейшее место, наз Кейсария, на берегу моря, где стоял дворец Понтия Пилата, было окружено болотами с крокодилами и проехать там можно было только по узкому перешейку.
А пустыня там прекрасна с ее черными и красными холмами из окаменевшего песка.Бедуины, наверное, оч. радовались появлению в их владениях козлика :)
« Последнее редактирование: 06.09.19 08:15 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

леса посажены в начале 20 века, процентов 80%.
Да, а до этого на столько же процентов изведены к 5в. н.э.
Цитирование
А пустыня - это пустыня.
этимологию посмотрите - широкий термин
Цитирование
Горы в пустыне - это ... ээээ... какбэ песок.В израильской -  черный и красный,не бывали? :)
Нет, не был.
Цитирование
Лесостепи и полусаванны - это лесостепи и полусаванны.А пустыня, это другое.Это пустыня.Там ничего не растет, в отличие ОТ.
Сейчас - это не 2000 лет назад, климат изменился.
Цитирование
И речь была не о каком то мифическом гоминиде, а о козле, которого древние иудеи изгоняли в. пустыню.
Еще раз: козла иудеи в назначенное место приводили черту, там привязывали.
Цитирование
Понимаете - в пустыню. Не в лесостепь и, не в саванну и даже не. в тайгу. А север Израиля - это у вас што?Как место называется?
Название "леший" есть и в Библии, я кусок приводил про города, которые опустеют и будут пристанищем диких зверей и лешие будут перекликаться там друг с другом.
Другие названия нечистого Блиднего Востока: шайтан, див.

Добавлено позже:
Цитирование
.Бедуины, наверное, оч. радовались появлению в их владениях козлика
Уж они усердствовали как могли! В Мекке раньше крупный жертвенник стоял, кровь животныз текла рекой. Но эта жертва была больше символическая: дух пустыни (шайтан) в города не суется.

Добавлено позже:
в каждой шутке есть доля шутки.Дяденька.
Конечно только доля! Да я вообще не шучу, а вы тут со своими игрищами! ;)
« Последнее редактирование: 06.09.19 09:01 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Боцман


  • Сообщений: 6 534
  • Благодарностей: 8 020

  • Расположение: Лимпопо

  • Был 22.09.21 23:54


Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

https://vk.com/video544820114_456239018
Как это объяснить?))
а что там за груз с троссом идет в воду, и будто кто то в воде его удерживает?
Рыба большая, к примеру, если вообще кто то из рыбаков не разыграл.

За активное участие в жизни форума 

Боцман


  • Сообщений: 6 534
  • Благодарностей: 8 020

  • Расположение: Лимпопо

  • Был 22.09.21 23:54

а что там за груз с троссом идет в воду, и будто кто то в воде его удерживает?
То не трос,а бабайка(весло). С компа виднее,чем с тлф.
Рыба большая, к примеру, если вообще кто то из рыбаков не разыграл.
Да нее... эт не рыба. Я чот подумал,что это электрический лодочный мотор. Моторы бывает пристегивают к лодке дабы не утопить их.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 662
  • Благодарностей: 17 296

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

"Катание по росе" как языческое таинство.

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют
глубокие корни. В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке. Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции. Безусловно, этот обряд связан не только с аграрной магией, но и с более древним культом Земли. Данные о «катании/кувыркании по земле» в славянской традиции включают различные его виды: святочное — по полу в помещении, масленичное — с гор, весенне-летнее и по окончании жатвы — по полю (в том числе катание священнослужителей во время так называемого «хождения в жито» на Пасхальной неделе, в Вознесение или в Юрьев день) и т. д., среди них и «катание по росе» утром в Юрьев день или на Ивана Купалу.

Вода в определенные дни (Рождество, Новый год. Сретенье, в Великий
четверг и в день Ивана Купалы) вообще у славян считалась сакральной, особенно если она набиралась при соблюдении определенных условий: делать это следовало до восхода солнца, желательно раньше всех («непочатая вода»), при этом запрещалось отливать эту воду из ведра или зачерпывать вторично; следовало также хранить молчание при перенесении воды в дом. В русских говорах зафиксированы употребления слова «роса» «в сочетаниях, связанных с календарными обрядами, приметами и поверьями и выражающих веру в то, что роса обладает чудесной целебной силой (поэтому по ней бегают, валяются, стараются поить коров, лошадей, чтобы сохранить или дать им силу, красивый вид и т. п.)».

В славянских заговорах в начальной части текста, известной как «чудесное одевание», встречается мотив «умывания росою» (наряду с «утиранием» светом, звездами или зарею), да и вообще роса часто упоминается как субстанция магическая по происхождению или назначению. Роса, использовавшаяся в лечебных целях, отождествлялась, очевидно, с «живой водой» русских былин и волшебных сказок: «... Кто в эту пору-времечко помоется росою с этой
шелковой травы, тот здрав будет... ».

Согласно традиционным представлениям, роса появляется на растениях
лишь после того, как в Юрьев день земля впервые «растворяется»,
«раскрывается»; она выходит из земли (или ее выпускает св. Георгий: «Юрий росу спускает») вместе с первой зеленью.

В славянской традиции ритуальные обходы полей в Юрьев день повсеместно включали сбор росы, которую впоследствии использовали, в частности, как лекарственное средство; сбор росы был направлен также на «отбирание /увеличение урожая, надоев». Славянские «ведьмы», известные под разными именами, в Юрьев день собирали росу с полей у болгар и у македонцев, у западных славян, в Карпатах и у восточных славян. У последних сбор росы в ночь накануне Юрьева дня производился «цедилкой (тканью для процеживания молока), куском полотна, подолом юбки, полотенцем, скатертью»; «росу относили в хлев, давали ее выпить корове или кропили ею скот».

Наряду со сбором росы, по всей территории Украины и Беларуси на Юрьев день встречается катание (кувыркание) по земле (по всходам озими), причем значительная часть юрьевских «хождений в жито» так или иначе связывалась с росой, а иногда отмечается именно «катание по росе». В Беларуси рано утром в Юрьев день было принято ходить росу «таптаць» или «трусыты». Следует иметь в виду, что вообще один из основных способов «отбирания урожая» заключается в том, что «ведьма отправляется в поле вскоре после того, как на посевы легла роса, катается по ним голой», а затем собирает росу и использует ее магическим образом, либо переносит ее в свой амбар. В то же время у русских «катание по росе» в Юрьев день зафиксировано только в Смоленской губернии: «На Ягорья бабы выходят толпами в поле и катаются раздетые по полю».

В отдельных славянских землях мотив отбирания молока при помощи
специально собранной росы встречается в верованиях. приуроченных не к Юрьеву дню, а к Страстному Четвергу (Страстной Пятнице): «сбор росы и трав с чужих полей», «волочение веревки по росе от чужого хлева к своему». Собранной росой «ведьмы кропили или поили свой скот или обмывали своим коровам вымя», а также варили на ней «зелье из собранных трав».

Как известно, участники восточнославянского купальского обряда,
зафиксированного достаточно фрагментарно, плели и одевали на голову венки, украшались растениями; добывали «живой огонь» и разводили костер, пели и плясали вокруг него, попарно перепрыгивали через костер, вдыхая дым брошенных в огонь трав и стараясь не разнимать руки, и, наконец, собирали росу и катались по ней: в праздник Ивана Купалы ходили «под Иванову росу», «росу взимать» («девичий обычай в ночь на Ивана-Купалу собирать росу и ею мыться, чтобы «парни гонялись»). В других местах «день Ивана Купалы назывался еще Ярилы. Обливаются водой, собирают росу, купаются вместе с лошадьми».

«Иванова роса» в народной традиции считалась целебной: ее использовали, «чтобы прогнать всякую болесть», например, промывали глаза и лечились от угрей и прыщей на лице; в купальскую ночь «собирали в посудину» или в крынки для молока; водили скатертью по росистой траве и затем выжимали ее. В календарной мифологии купальского цикла также известен мотив «отбирания ведьмами молока» при помощи сбора отождествляемой с молоком росы (ночью в канун Купалы).

Встречаются и прямые свидетельства о купании / катании по «Ивановской росе». Описывая купальский праздник «на Карпатских горах, Судетах и Корнопошах на пространстве нескольких сот верст», И.П. Сахаров замечает о его участниках: «После перепрыгивания через костры огней, купаются в росе», а «литовцо-руссы», по его словам, называют этот день праздником росы («на росу» они и отправляются рано утром в день Ивана Купалы). Об именовании праздника Ивана Купалы «росою» в западнорусских губерниях свидетельствует и В.И. Даль; отмечено купание в росе в этот день также у гуцулов и в районах контакта восточнославянского и финского населения. В описании купальского обряда в «Стоглаве» (1551 год), согласно списку, известному И.П. Сахарову, прямо говорится: "И егданощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою".

...

Источник: Бобров Александр Григорьевич - "Катание по росе" как языческое таинство.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | Боцман

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

То не трос,а бабайка(весло). С компа виднее,чем с тлф.
ну мб.просто вниз от... мотора или что там, идет веревка/тросс, натянутая, будто что то ее удерживает в воде,я так увидела.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

То не трос,а бабайка(весло). С компа виднее,чем с тлф.Да нее... эт не рыба. Я чот подумал,что это электрический лодочный мотор. Моторы бывает пристегивают к лодке дабы не утопить их.
Я тоже подумла, что мотор - он так и будет крутить кругами на месте, я такое в жизни видела.
« Последнее редактирование: 06.09.19 20:57 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Люблю Латинскую Америку!
Цитирование
Барон Суббота изображается в виде скелета или человека в чёрном фраке и чёрном цилиндре (одежда похоронных дел мастера). Основные его символы —гроб и крест. Первая могила на новом кладбище посвящается Барону Суббота. Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.

Праздник Дня мёртвых на Гаити — это прежде всего праздник Барона Субботы. В этот день толпы паломников собираются у его могилы. Накануне они всю ночь празднуют и поют в его честь. Все курят и пьют ром, сдобренный жгучим перцем, ромом обрызгивают толпу и ждут нисхождения духа Барона Субботы. Барон Суббота считается покровителем всех бандитов и головорезов. Его необходимые признаки — черная шляпа, черный костюм и сигара. Крест на могиле Барона Субботы — это не христианское распятие, а известный во всех культурах знак перекрестка дорог. На нем может быть надета шляпа или череп. У него есть жена Мама Бриджит (Лоа). Мама Бриджит и Барон Суббота — мать и отец, которые преобразовывают души мертвых в переходных существ (поскольку они находятся между жизнью и окончательной смертью), удаляя их от мистических вод, где они были без знания своей идентичности и своего имени.
« Последнее редактирование: 08.09.19 22:49 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

Да ну, это же мозг человека, большинство полезных инстинктов теряется через 3-5 поколений. Могут гены такие-то вспыхнуть чуть позже, но тут наполовину совпадение. Потомки Пушкина все поэты? Потомки скифов - пастухи? А тут - сколько тыщ лет?
За способность к стихосложению и выбор профессии отвечают врожденные инстинкты? Это что-то новенькое. *JOKINGLY*

Добавлено позже:
А если серьезно, то нужное дело.

Добавлено позже:
Либо это попытка объяснить природные явления, не зная  механизма их возникновения.
Детская страшилка про крокодила, проглотившего солнце - не иначе как описание полного солнечного затмения, но ведь было время, когда взрослые люди боялись его настолько, что могли самоубиться целыми  селениями, опасаясь, что солнце действительно погасло и им предстоит мучительная смерть в темноте от холода и голода.
Опять же русалки. В стоячей тёплой воде разрастается водоросль, похожая на волосы, и по виду и на ошшупь. Запутавшись в таких водорослях, человек  мог погибнуть. Кому удалось выбраться - рассказывал о русалках
Как-то так, примерно.


Добавлено позже:
Арсеньевский Дерсу Узала не сомневался в одушевленности окружающего мира. Но видел он его таким,как он есть,без замещений животных и растений фантастическими существами. Он и самоубиваться из-за солнечного затмения точно не стал бы. Если кто помнит,был в книге эпизод с кометой. Суеверные казаки,китайцы и маньчжуры испытывали сильное смущение при ее виде,руководствуясь по-факту знаниями,уже считавшимися людьми круга Арсеньева устаревшими, просто предрассудками. А дитя природы Дерсу в ответ на вопрос писателя дал какое-то совершенно прозаическое объяснение полету небесного тела. Дерсу еще не дорос до способности увидеть в комете "предзнаменование". И оказался в этом близок автору книги, который перерос стадию,объясняющую окружающий мир при помощи легенд.
« Последнее редактирование: 09.09.19 02:17 »
Министерство Пространства и Времени

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Я тут пару раз наблюдала солнечное затмение - ничего подобного описываемому в книгах не заметила. Собаки не выли, птицы не замолкали, никто особо не пугался. Солнце лишь чуть-чуть потемнело, как будто был ранний вечер, или как будто оно закрылось тучами.
« Последнее редактирование: 09.09.19 05:19 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38


Кошмар
мерячка, морока
Мара

Все эти слова могут происходить от одного немного размытого значения.

Википедия:
Ма́ра (праслав. mara — «призрак», рус. мара, мо́рок, змора, укр. мара, белор. мара́, словацк. mara, болг. мара́ва «кошмар», болг. марок «призрак, привидение») — в славянской мифологии призрак, привидение. В европейской мифологии — злой дух, демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара.

В украинском языке «призрак», обозначает слабо персонифицированное существо, которое невидимой пеленой покрывает людям глаза, затемняет им рассудок, чтобы сбить с дороги и завести в опасное место или скрыть то, что находится перед глазами. Ср. украинское выражение «Блудить, як якась мара», русское выражение «Мара водит кого» — о необычном поведении кого-либо. Согласно поверьям украинцев, мара имеет смутный неясный облик, похожий на человеческий. Она пугает людей, появляясь ночью во дворе или перед окнами дома, может навредить здоровью человека, дыхнув или дунув в его сторону.

В северо-западной русской и южно-русской традиции мара обозначает женский персонаж, подобный кикиморе. Мара обычно невидима, но может принимать вид женщины с длинными распущенными волосами, которые она расчёсывает, сидя на пряже. (Аналогия с татарской Ана су*)

По другим сведениям мара — чёрное, косматое (олонец., тул.), а также страшное и растрёпанное существо (калуж.)

Разворачиваемый текст
*Водяная, Татарстан.
Су Анасы — это дух воды, по ночам она сидит на берегу воды и золотым гребнем расчесывает свои длинные волосы. Выглядит она как молодая женщина, с длинными зелеными волосами. У Габдуллы Тукая есть одноименное произведение. Оно рассказывает о мальчике, подсмотревшем за Су Анасы и укравшем ее гребень. Ночью, мать воды пришла за ним к дому мальчика. Мама ребенка, испугавшись гнева, отдала гребень законной хозяйке. Этот водяной дух мог также приносить засуху, дождь, мог утопить человека, который ему не понравился. У татар и калмыков есть поверье, когда молодая невеста входит впервые в дом своего мужа, она бросает в воду монетку, чтобы задобрить мать воды.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Слово "кошмар" - французского происхождения, было заимствовано в ХIХ в.:

https://lexicography.online/etymology/krylov/%D0%BA/%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BC%D0%B0%D1%80

https://www.proza.ru/2014/04/03/1987

По-французски так и произносится "кошмар", я во французских фильмах слышала (здесь они с субтитрами вместо озвучки).
« Последнее редактирование: 09.09.19 09:05 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Слово "кошмар" - французского происхождения, было заимствовано в ХIХ в.:

https://lexicography.online/etymology/krylov/%D0%BA/%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%BC%D0%B0%D1%80

https://www.proza.ru/2014/04/03/1987

По-французски так и произносится "кошмар", я во французских фильмах слышала (здесь они с субтитрами вместо озвучки).
Мара - слово международное и очень древнее. С вашей ссылки:
Цитирование
Первый элемент Cauche , от старого французского глагола от кэша, от cauchier (нажать), от Латинской CALCO ( " топчет, наступать на ").
Второй элемент мар, от Ближнего голландской кобылы (" фантом, дух, кошмар "), от прото-германской * mar; ( " кошмар, Incubus " ),
Кто такие инкубы, сукубы - помните? Они конечно, мифические существа, разного пола, очень раньше грозно наказывала церковь за половую связь с этими ночными пришельцами, а детей от них сжигали. Интересный момент, что на Камчатке были случаи, когда некое существо ночью душило.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

По-англ. тоже будет mare - кобыла.

Интересно, что в англ. nightmare (кошмар) имеет очень похожую этимологию - пишут, что до 19 в. это слово тоже означало инкубуса или злого духа, кот. по ночам приходит к лошадям (и позже к людям), а в 19 в стало обозначать кошмар.

https://www.etymonline.com/word/nightmare
« Последнее редактирование: 09.09.19 10:33 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

По-англ. тоже будет mare - кобыла.

Интересно, что в англ. nightmare (кошмар) имеет очень похожую этимологию - пишут, что до 19 в. это слово тоже означало инкубуса или злого духа, кот. по ночам приходит к лошадям (и позже к людям), а в 19 в стало обозначать кошмар.

https://www.etymonline.com/word/nightmare
Ну вот и объяснение: во множестве свидетельств очевидцев (в частности Башкирия, Кабарда, Татарстан, и пр.) определенно говорится - кто приходит к лошадям и плетет косички в гривах, кто катается на лошади и выматывает ее за ночь. В народе считалось - это леший, тот же гоминид. И неважно, какого полу особь. Списывался с людьми с конной базы "Сухов ключ" в ЮВ Башкирии. Косички в гривах появляются только во время, когда лошадей на ночь отпускают на выпас. А назвать гоминида можно как угодно: лесная баба, лесной мужик, ворхум, овда, куль, бабуян-гули, алмас, алмыз, куль-отыр, снежный человек, йети, ме-ге, кикимора, мара, инкубус, сукубус, лешак, вувер-кува, анасы, диконькой, авдошка, каптар, комполен, сасквотч, и т.д. - все это местные названия редких, реликтовых гоминид. Конечно и чуши про них выдумывают тоннами - и сквозь стены они ходят и в кошмарах прилетают, и от церкви отваживают, и в собак превращаются. Фантазии народа безграничны, но существа то эти реальные. И любовь к лошадкам и нелюбовь к собачкам - во всех эпосах, как ни крути.
« Последнее редактирование: 09.09.19 12:30 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Солдат Василий

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 662
  • Благодарностей: 17 296

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Палэсму́рт ( удм. Получеловек) — персонаж удмуртского фольклора, злой одноглазый человек, живущий в лесу. Представляет собой как бы рассечённого вдоль человека — с половиной головы, половиной тела, одной рукой и ногой, видны внутренности (по другой версии вторая половина есть, но «просвечивает»). Появляется как предвестник несчастья. Зовёт человека по имени, может защекотать его насмерть, подобно славянским русалкам.

Половинчатые существа есть в мифологии других народов по всему миру, от Африки до Океании и Южной Америки. В известной мере похожи на палэсмурта своей «половинчатостью» и скандинавская богиня загробного мира Хель, у которой половина тела обычная, половина мёртвая и гниющая, и русская Баба-Яга-«костяная нога». Видимо, «половинчатость» означает пограничное положение персонажа между миром живых и миром мёртвых, бытием и небытием, «одной ногой в могиле». Это характерный обитатель преисподней, края Ойкумены и леса. Можно искать и реальные «половинчатые» прообразы — односторонний паралич при развитии инсульта, образ полусъеденного зверьми мертвеца. Любопытно, что в одной из удмуртских сказок человек разрывает вдоль водяного ( вумурта), хитростью заставив его привязать одну ногу к лодке, а другую к жёрнову, и прыгнуть в воду.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: mrv

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

В украинском языке «призрак», обозначает слабо персонифицированное существо, которое невидимой пеленой покрывает людям глаза, затемняет им рассудок, чтобы сбить с дороги и завести в опасное место или скрыть то, что находится перед глазами. Ср. украинское выражение «Блудить, як якась мара», русское выражение «Мара водит кого» — о необычном поведении кого-либо. Согласно поверьям украинцев, мара имеет смутный неясный облик, похожий на человеческий. Она пугает людей, появляясь ночью во дворе или перед окнами дома, может навредить здоровью человека, дыхнув или дунув в его сторону.
поскольку, плюс ко всему, я еще и знаток укр.языка, то исправляю.
Призрак - это прывид и значение этого слова, как и везде - дух умершего.
А марА - ударение на последнем слове, это видение.Типа галлюцинации или какого то сказочного существа.Еще говорят - прымарылось - привиделось
ходыть як марА - т.е. худой, грустный,ослабевший, подавленный
марыть - бредит (как в прямом так и в переносном смысле)
марэво - как призрачное видение так и природное явление... типа тумана, свечения... такое, как утром на поле при восходе солнца, не знаю как назвать: солце вомходит, роса начинает испаряться и получается такой утренний свет сквозь дымку

Добавлено позже:
кстати, я и о мольыарах знаю.
хотите увидеть самого настоящего-пренастоящего мольфара, реально последнего, посмотрите фильм Тени забытых предков, там в самом конце, в сцене похорон его показывают на несколько секунд, он за сто
столом сидит.
« Последнее редактирование: 13.09.19 09:59 »


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Палэсму́рт ( удм. Получеловек) — персонаж удмуртского фольклора, злой одноглазый человек, живущий в лесу. Представляет собой как бы рассечённого вдоль человека — с половиной головы, половиной тела, одной рукой и ногой, видны внутренности (по другой версии вторая половина есть, но «просвечивает»). Появляется как предвестник несчастья. Зовёт человека по имени, может защекотать его насмерть, подобно славянским русалкам.

Половинчатые существа есть в мифологии других народов по всему миру, от Африки до Океании и Южной Америки. В известной мере похожи на палэсмурта своей «половинчатостью» и скандинавская богиня загробного мира Хель, у которой половина тела обычная, половина мёртвая и гниющая, и русская Баба-Яга-«костяная нога». Видимо, «половинчатость» означает пограничное положение персонажа между миром живых и миром мёртвых, бытием и небытием, «одной ногой в могиле». Это характерный обитатель преисподней, края Ойкумены и леса. Можно искать и реальные «половинчатые» прообразы — односторонний паралич при развитии инсульта, образ полусъеденного зверьми мертвеца. Любопытно, что в одной из удмуртских сказок человек разрывает вдоль водяного ( вумурта), хитростью заставив его привязать одну ногу к лодке, а другую к жёрнову, и прыгнуть в воду.
Я считаю касаемо удмуртского персонажа - условный образ. Возьмем признаки характера: злой, живущий в лесу (леший). Внешность: поделеный пополам, половина человека. Мое предположение здесь банально - в большинстве удмурты, наблюдавшие лешего (гоминида, сч) видят его половину - такая особенность - для маскировки он использует деревья, стоя, прячется за ними. Притаившись выглядывает из за дерева, так что видна только его часть. Поэтому понятие получеловека условно: "намедни Егоровна ходила в лес, ей палэсмурт привиделся, не у добру это".

Добавлено позже:
Разворачиваемый текст
Если бы Berg, прогуливаясь под Бергеном, увидела стоящего за деревом трёхметрового пол-троля, она бы моментально нашла в своей голове 101 объяснение своего психологического состояния, когда мозг выдаёт защитную реакцию на легкое чувство тревоги, спровоцированное дуновением ветерка в сочетании с необычной корявой формой слегка раскачивающегося дерева, за которым располагается причудливое сплетение растительности. И прошла бы мимо, быстро переключившись на другие мысли.

Добавлено позже:
поскольку, плюс ко всему, я еще и знаток укр.языка, то исправляю.
Призрак - это прывид и значение этого слова, как и везде - дух умершего.
А марА - ударение на последнем слове, это видение.Типа галлюцинации или какого то сказочного существа.Еще говорят - прымарылось - привиделось
ходыть як марА - т.е. худой, грустный,ослабевший, подавленный
марыть - бредит (как в прямом так и в переносном смысле)
марэво - как призрачное видение так и природное явление... типа тумана, свечения... такое, как утром на поле при восходе солнца, не знаю как назвать: солце вомходит, роса начинает испаряться и получается такой утренний свет сквозь дымку

Добавлено позже:
кстати, я и о мольыарах знаю.
хотите увидеть самого настоящего-пренастоящего мольфара, реально последнего, посмотрите фильм Тени забытых предков, там в самом конце, в сцене похорон его показывают на несколько секунд, он за сто
столом сидит.
Слишком много "Ы"...  *TIRED*
« Последнее редактирование: 13.09.19 10:51 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

Albert


  • Сообщений: 2 533
  • Благодарностей: 3 081

  • Заходил на днях

Отношение к Земле как к живому существу и ее обожествление имеют
глубокие корни. В круг явлений, связанных с поклонением Земле, входит, в частности, обычай «исповеди земле», известный новгородским еретикам-стригольникам в XIV веке и сохранявшийся у старообрядцев в XIX веке. Исследователями собран также обширный материал об обряде «катание/кувыркание по земле» в славянской народной традиции.
Люблю цитировать Карлоса Цезарыча. У него, как у бравого солдата Швейка, есть примеры почти на все случаи жизни.
И хотя Кастанеда иногда шутит, иногда ошибается, иногда привирает, но тем не менее, его примеры интересны.

Цитирование
- Жизнь воина ни в коем случае не может быть холодной, одинокой или лишенной чувств, - сказал он. - Потому что она основывается на любви, преданности и посвящении тому, кого он любит. И кто, можете вы спросить, те, кого он любит? Я покажу вам сейчас.

Дон Хенаро поднялся и отошел на совершено плоский участок в десяти-двенадцати футах в стороне. Там он сделал странный жест. Он двигал руками, как бы счищая пыль со своей груди и живота. Затем произошла удивительная вещь. Поток почти неощутимого света прошел сквозь него. Он исходил из земли, и, казалось, обнял все его тело. Он сделал что-то вроде заднего пируэта, нырок назад, и приземлился на грудь и руки. Его движение было выполнено с такой точностью и легкостью, что он казался невесомым существом, вспыхнувшей саламандрой. Оказавшись на земле, он исполнил ряд неземных движений. Он скользил всего в нескольких дюймах над землей или катался по ней, как если бы лежал на шарикоподшипниках, или плавал, описывая круги и поворачиваясь с быстротой и легкостью угря, плывущего в океане.

В какой-то момент мои глаза расфокусировались, и я уже следил без всякого перехода за шаром света, скользящим взад и вперед по чему-то похожему на поверхность катка с тысячами лучей света, сияющих над ней. Картина была грандиозной. Затем шар огня остановился и остался неподвижным.

Голос встряхнул меня и рассеял мое внимание. Говорил дон Хуан. Сначала я не мог понять, что он говорит. Я опять взглянул на огненный шар, но увидел только дона Хенаро, лежащего на земле с разбросанными руками и ногами.

Голос дона Хуана был очень ясным. Я, казалось, нажал на какой-то переключатель в себе, и начал писать.
- Любовь Хенаро - этот мир, - сказал он. - Он только что обнимал эту огромную Землю, но поскольку он такой маленький, то все, что он может сделать - это только плавать в ней. Но Земля знает, что он любит ее, и заботится о нем. Именно поэтому жизнь Хенаро наполнена до краев, и его состояние, где бы он ни был, будет изобильным. Хенаро бродит по тропам своей любви и, где бы он ни находился, он полный.
Дятловцев убил Змей Горыныч, он же Кощей Бессмертный.

За активное участие в жизни форума 

Rubl


  • Сообщений: 5 409
  • Благодарностей: 4 875

  • Расположение: Сибирь-матушка

  • Был 10.05.20 14:21

поскольку, плюс ко всему, я еще и знаток укр.языка, то исправляю.
Нет в украинском языке быквы Ы.
Исправьте, пожалуйста :)
― А я не буду ему ответ писать. Я ему ответ нарисую! (с) Шарик

Berg

  • Заблокирован

  • Сообщений: 4 803
  • Благодарностей: 3 453

  • Был 10.11.21 04:55

Нет в украинском языке быквы Ы.
Исправьте, пожалуйста :)
не могу. у меня нет укр. раскладки клавиатуры и я писала максимально приближено к произношению.

Добавлено позже:
Слишком много "Ы"..
это по произношению.
« Последнее редактирование: 13.09.19 11:55 »

Реликт

  • Заблокирован

  • Сообщений: 13 565
  • Благодарностей: 8 290

  • Расположение: Сибирь

  • Был 10.07.20 19:36

Такое вдруг разбудишь,
Что искры полетят.
Стихами сыт не будешь,
Драконы жрать хотят!

Проснутся эти мрази,
На твой надеясь труд.
И лапами все связи
Державные попрут.

Твой разум – их владенья,
Не мучайся в борьбе.
Задолго до рожденья
Они уже в тебе.

Рычаниям их внемля,
И слаб ты, и силен.
И так они всю землю
Захапали в полон.

Их власть ничто не сломит,
Они пришли навек.
И каждый рептилоид
Лишь с виду человек.

А что мы знаем сами
О планах злобных рас,
Недвижными глазами
Сканирующих нас?

Мы просто это носим,
Забывши про покой.
И, кажется, не просим
Пощады никакой.

Меж нами только распри,
От битв трещат умы,
Хоть пребываем в рабстве
Одном и том же мы.

Неведомо как скоро,
Пока урчит живот,
Последнего дракона
Планета изживет.

И как себя осудишь,
Топя слепых котят?
Стихами сыт не будешь,
Драконы жрать хотят…

2015 Иван Парамонов


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

In the creation of Anu were spawned
Born of the Earth before the age of God
[Unverified] they're known
Evade destruction in their world below

Their hands reach for our place outside
Bestow their suffering on human life
Nothing will stop them from re-entering
Return to hatred in the heart of man

They are the children of the underworld
Before the heavens they were on the earth
To desolation and were never heard
Cry rebirth

Lords of the plague, seven are they
Born in the mountain of Mashu's magic
Spirits of hate, they have no name
Withered and wicked, the liars in wait

In the creation of Anu were spawned
With deadly vengeance from the ancient Gods
Their place on earth, their race unknown
Beyond the knowledge of the elder ones

Provoking with our blood to rise
The seven offspring for the sacrifice
Reclaim the power of the crown of death
Enter the body from the temple dead

They are the children of the underworld
Before the heavens they were on the earth
To desolation and were never heard
Cry rebirth

Lords of the plague, seven are they
Born in the mountain of Mashu's magic
Spirits of hate, they have no name
Withered and wicked, the liars in wait
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.