Ранее мной был опубликован этот пост:
Очень интересная ссылка
http://ren.tv/novosti/2017-05-21/moshchi-nikolaya-ugodnika-v-rossii-professor-obyasnil-pochemu-v-stranu-vezut
""Мы вытащили девятое ребро, самое близкое к сердцу", - отметил профессор судебной медицины Франко Интрона.""
Речь идет о девятом левом ребре.
В связи с этим еще более интересно ссылка в публикациях М.Пискаревой на Самлибе (ссылка выше, ранее я ее приводила):
"М.П.: - Владимир, что скажете по поводу числа 9 в мифологии манси? Вот отрывок из сообщения Е.Буянова о лекции А.Слепухина, которую он посетил когда-то:
'На мой вопрос имеет ли какой-то смысл цифра "9" (рассказана легенда о том, как шаман предложил соседу "подсунуть кол из ободранной лиственницы под "9-е ребро-бревно дома" обидчика... после чего "обидчик" соседа умер...)"
То есть, точка между мечевидным отростком грудины и нижней линией девятого ребра - это и есть та самая точка, куда наносится "добивающий удар" в сердце, снизу, под ребро узким жертвенным ножом "под девятое ребро" и на которое указавает уважаемая megeor на посмертном фото СЗ. Место совпадает точно. Нашла в публикациях М.Пискаревой на Самлибе http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml
"М.П.: - Владимир, что скажете по поводу числа 9 в мифологии манси? Вот отрывок из сообщения Е.Буянова о лекции А.Слепухина, которую он посетил когда-то:
'На мой вопрос имеет ли какой-то смысл цифра "9" (рассказана легенда о том, как шаман предложил соседу "подсунуть кол из ободранной лиственницы под "9-е ребро-бревно дома" обидчика... после чего "обидчик" соседа умер...)"
Тут интересен не сам обряд, интересно его описание по использованию аналогий - ребро - кол из ободранной лиственницы - подсунуть под... - обидчик - умер..."
Хотя скорее всего речь идет об аналогии с другим видом ... Т.П. Бахтиярова, С.С. Динисламова МАНСИЙСКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ (верхне-лозьвинский диалект), 2016г. https://ouipiir.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B/%D0%B1%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%82-%D0%BF
"сым сущ. сердце, сердцевина (чего-л.)
сымыӈкакыр сущ. грудная клетка
какыр ... сущ. бок (человека)
То есть грудная клетка определяется через понятия "бок" и "сердце", буквально сердцевина бока, именно бока, а не центра груди, не фронтальной проекции.
Пост уважаемого
Gustav917. Практика ритуального жертвоприношения у вогулов.
Моление вогулов. Нач. ХХ века.
Так вот, на основании данных, приводимых в этих постах ( источники различного уровня) можно с достаточной долей достоверности сделать вывод о сущесвовании у манси человеческих жертвоприношений в обозримой временной перспективе.
Вывод делается исходя из следующих оснований:
1. Если посмотреть на фото жертвоприношения оленя, то видно, что ритуальный удар наносится справа, правой рукой, между ребер. Это положение возьмём в качестве исходного.
2. Данное положение не соответствует девятому ребру у оленя. Это ребро у оленя находится значительно дальше и к сердцу отношения не имеет.
3.
"Мы вытащили девятое ребро, самое близкое к сердцу", - отметил профессор судебной медицины Франко Интрона." "
(Речь идет о девятом левом ребре) Приведенная цитата говорит о том, что когда идет речь о человеке, то наиболее простой в исполнении удар ножом в сердце должен быть связан именно с девятым ребром.
4. То есть приводимый М.Пискаревой текст "подсунуть кол из ободранной лиственницы под "9-е ребро-бревно дома" обидчика... после чего "обидчик" соседа умер..." может иметь отношение только в человеку.
5. Поскольку данный текст имеет отношение к ритуальной практике и исходил от шамана ( приведен как часть обряда "наведения порчи" ), то, соответственно, он отражает реальные ритуальные события и понятен для окружающих, кроме того использует слова и выражения прямо связывающие его с набором действий, выполняемых также и при жертвоприношении животного (ребро - подсунуть..- заостренный предмет - умер), но споправкой, что указанное место (девятое ребро, самое близкое к сердцу) соответствует именно человеку, а не животному.
6. Выполняется по отношению к жилью, которое является антропной проекцией конкретного человека (хозяина) и отождествляется с ним ( бревно дома - ребро.. кого, кроме как ни хозяина, причем девятое ребро, то, которое у сердца)
Таким образом, в данном тексте содержится прямое указание на то, что в обозримой временной перспективе (поскольку текст и действия были понятны участникам диалога) у манси существовала практика ритуальных человеческих жертвоприношений, поскольку иным образом объяснить данный сакральный и ритуальный текст объяснить нельзя.