"Жертвоприношения делились на кровавые (йир) и бескровные (пори): деньги, холодное оружие, пища, лоскуты тканей, бисер, и т.д. По мнению манси, жертвоприношения способствовали «очеловечиванию» неживой оболочки духа, что позволяло разговаривать с ним на равных. " С. Михалевич "Хозяева Уральских гор"
Добавлено позже:
"Центральное же место занимал главный бог, лиственичное изваяние которого возвышается над замшелыми глыбами и всем прочим обыденным окружающим миром уже лет двести. Грубо высеченные, страшные черты лица идола смотрели в сумрачные дали, охраняя покой и мир на родовых землях. У подножья божества подарки: всевозможных времён монеты, завёрнутые в цветные лоскуты, гильзы, кусочки серебряной фольги, истлевшие шкурки, женские бусы из бисера, золотые серьги, серебряные чаши. На камнях, точно реквизиты из фильма ужасов, звериные черепа – медведя, рыси, росомахи, оленя. Это всё подарки богам, поднесённые им за несколько веков, и многие поколения людей из разных мест прикасались к ним. Прикасались с мольбами и надеждами, прежде чем они (подарки) легли к подножью лиственничных болванов. В радиусе нескольких метров всё было усыпано костями, иногда обугленными, истлевшими. Не исключено, что где-то, под спрессовавшимся слоем золы, лежали и человеческие. Ведь каких-то триста лет назад на этих территориях в жертву богам приносили людей, а их губы смачивали человеческой кровью.
Такие факты имели место на сопредельных территориях и описаны в многочисленных воспоминаниях путешественников. В 1648-м году сосьвинские манси принесли в жертву хантыйского мальчика. До 1700 года на горе Ялпынг-Нёр, что в верховьях Сосьвы, человеческие жертвоприношения проводились регулярно. Да, наверное, и после этого времени, кто же это расскажет?
А уж о животных и говорить нечего – не счесть. Даже в наше время, в 1980-х – 90-х годах, у каждого жителя уральского пауля в общем стаде обязательно имелся личный жертвенный олень. Его дозволялось принести в жертву в любой праздник с прошением об исцелении, удаче на охоте и т.д. По рассказам стариков, на Ялпынг-Нёр каждый год пригоняли с Печоры белого коня для принесения в жертву главным мансийским богам.
Во второй половине двадцатого века на перевале «Бескровной жертвы», приткнувшемся между двумя главными вершинами – Ойка-Чахль и Эква-Чахль, родовые жертвоприношения совершал Николай Бахтияров.
Отдельно нужно упомянуть и о находившихся рядом с богами серебряных чашах – чаалольн и прочих «вещицах», использовавшихся как посуда для жертвенной крови.
Очень редкие сейчас, а ранее довольно распространённые среди ритуальных атрибутов золотые и серебряные блюда попадали на Урал с 6-го века. Путь их лежал из Средней Азии и Ирана по Волге и Каме на Урал и Западную Сибирь в обмен на пушнину. Некоторые изображённые на них картины античных сцен дополнялись местными шаманами, изображавшими собственных богов. Это были всевозможные антропоморфные фигуры с рогами, лосиными головами, птицами с человеческими лицами. К этим божествам обращались с молитвами,
наполняли кровью жертвенных оленей – «кормили» богов. В более позднее время «иконы» использовали как тарелки для жертвенного хлеба и сладостей. Остяцкий князь Тайтин употреблял для обрядов даже серебряное блюдо, подаренное ему императором Николаем I-м.
Известный этнограф В.Н. Чернецов в 30-х годах слышал от Н.Я. Бахтиярова рассказ о большом серебряном блюде, выловленном сетями на Оби и доставленном в святилище на Сосьве.
В археологических трудах читаем, что по странной иронии судьбы почти все дивные образцы серебряной посуды, зеркал, которыми восхищается мир, обнаружены не в исторических центрах Востока, а дебрях Урала и Западной Сибири. Здесь они хранились в святилищах и передавались из поколения в поколение. Одну из лучших коллекций серебряных блюд общим весом в 16 пудов собрал чердынский купец Алин. К сожалению, в возникшем при загадочных обстоятельствах пожаре основная часть собрания погибла.
Старожилы из мансийских родов помнят, как шаманы скрепляли заключённый договор питьём священной воды из золотой чаши. В истории такой обряд назывался "питие золота", в частности, при заключении великого перемирия между кондинскими, югорскими князьями с вымичами и вычегодцами в 1845 году. А вот в начале 20-го века в некоторых паулях блюда были настолько заурядными, что в них давали корм скоту.
В 18 – 20-м веках тела домашних божеств стали выполняться из тканей. Серебряные блюда стали прикрепляться к груди божества, символизируя священность фигуры. Тогда же сложилась система унаследования реликвий младшими поколениями, которые не могли видеть их при жизни старшего хранителя.
На подступах к святилищу тайные тропы защищались самострелами с костяными, позже коваными наконечниками. Пущенная стрела способна пробить лося на вылет. Возводились и другие ловушки: присыпанные ямы, висящие каменные осыпи, подпиленные деревья, капканы. На дальних подступах возводились кордоны охраников-хранителей заповедных районов – Ялпынг-кан-урне-хумов.
Безусловно, во все времена охранять нехитрые дедовские «сокровища» было от кого. Уж кто только не охотился за мансийскими серебряными и тем паче золотыми идолами, ценными подарками для них. Кажется эта «золотая лихорадка» началась со времён открытия Сибири новгородскими ушкуйниками и, спустя века, с переменным успехом продолжается в наши дни." С. Михалевич "Хозяева Уральских гор"