Gustav917, не юморю, а шучу. Но в любой шутке есть доля правды.
Смотрите, нашел Золо в капище желтые алмазы, и что? То, что алмазы в донных отложениях есть, все знают. В капище была топографическая карта с указанием алмазной трубки, написанная по венгерски? Так она шаманам не нужна, они неграмотные, отдали бы за выкуп)) Если серьёзно, стране были нужны в тот момент технические алмазы, а не ювелирка.
Ювелирные алмазы нужны всегда - они живая валюта. Вспомните ЮАР и Намибию. Помнится когда-то была совершенно замечательная статья, когда, где и в каком источнике не помню. Называлась "Крокодилы любят алмазы", суть в том как власти ЮАР с месторождений Намибии вывозили по рекам алмазы, а их перехватывали аборигены, воины из мужских союзов "крокодилов" вооруженные ножами... Как раз примерно это время... 60-70-е. Алмазы шли прямиком в цеха Де Бирс. Весело там было...
Добавлено позже:К вопросу о языке, точнее об его отсутствии…Если уважаемые участники дискуссии не против, то я немножко порассуждаю на тему, что может означать отсутствие языка у тела ЛД, отсутствие глаз у ее трупа и тела Золотарева, а заодно о тех самых ребрах, которые оказались сломанными…
Скажу сразу, чтобы экономить время и душевные силы читающих, что рассуждать я буду исключительно в рамках версии ритуального убийства.
Выше я писала, что из трех вариантов версии убийства Людмилы Дубининой.
1. Ее принесли в жертву как искупительный дар божеству, которое пострадало в ходе осквернения святилища. Та самая белая девственница.
2. Она была наказана как женщина, которая вошла в святилище вместе с мужчиной (или одна). А в силу убогости и неполноценности своего пола она его осквернила априори, только тем, что она женщина фертильного возраста.
3. В ней увидели няйт нэ (женщину-шаманку), чьи действия в святилище воспринимались как потенциально враждебные. Или, по крайней мере, как сам вопсыŋ нэ – дословно образовано от 'глаз+мелькать+ женщина' – т.е. женщина, которая замечает мелькание потусторонних существ. Отмечалось, что она была человеком с развитой интуицией. Шаман должен был это чувствовать как профессионал. Мало того, что женщина, еще и носительница какой-то непонятной силы.
( Последнее на основании приведенной классификации здесь
http://www.hcpncr.com/journ1010/journ1010ivanova2.html )
Первый вариант вопросов не вызывает. Он рассматривался раньше авторами версии.
По второму варианту тоже вопросов сравнительно не много: жестокое наказание за кощунственный проступок: мучительная смерть от гемоторакса, удаление глаз как наказание за то, что видела недозволенное, вырезанный язык, потому, что говорила лишнее, да и вообще болтливость женщины у вогулов считалась серьезным недостатком. Женщина, согласно нормам эпических произведений вогулов должна быть трудолюбивой и молчаливой.
Однако у этого варианта есть один недостаток – это некоторое ощущение избыточности наказания женщины по отношению к мужчине. Если считать, что именно мужчина в социально-культурных нормах манси-вогулов ведущий, а женщина ведомая, а осквернение они совершили вместе ( какое, пока опустим для четкости изложения материала), то непонятно, почему пострадало больше пассивная, ведомая часть пары? Наказывать в большей мере, по логике вещей, надо социально-дееспособную единицу, а не пассивно-бесправную. Поэтому напрашиваются сами собой некоторые основания допускать, что именно в женщине шаман и хранитель оскверненного объекта, или и тот и другой в одном лице увидели какую-то враждебную силу, а не просто пассивного осквернителя исходя из контекста избранности того, кто несет большую ответственность. Какая эта может быть сила? Если учесть, что речь о сакральном действии, ритуальном наказании, то, очевидно, и сила тоже сакральная. То есть такая, которая может выступать в сакральном качестве, оказывать воздействие на потусторонние сущности, говоря проще вредить посредством воздействия на сакральные объекты и пространства. Именно в этом качестве и должны были увидеть шаманы и религиозные манси осквернителей святыни/святынь. А поскольку их религия шаманизм, где главным действующим лицом является шаман, цитируя М.Элиаде: «Шаманы являются «избранными», и, как таковые, они причастны к сфере сакрального, недоступной остальным членам сообщества. Их экстатические переживания оказывали и по-прежнему оказывают огромное влияние на стратификацию религиозной идеологии, на мифологию, комплекс ритуалов» (Элиаде:2000), то и ЛД и СЗ они должны были увидеть в таком же качестве, то есть как шаманов, проникших на сакральную территорию с враждебными ( а какие могут быть еще у внешних людей?) целями.
При этом, отнесению Людмилы Дубининой к такой категории шаманом были некоторые основания:
Во-первых, большинство тех, кто знакомится с материалами последнего похода ГД, отмечают ее странное поведение, смену настроения, встревоженность, странную запись в дневнике «Я – ручей». Все это говорит об интуитивном характере мышления, озарениях, предчувствии, что, конечно должен был почувствовать шаман, сознание которого находится на рубеже миров этого и потустороннего, и отличается «интенсивностью религиозного переживания» (Элиаде:2000), особенно в состоянии возбужденности «шаманским обрядом, который почти всегда прибегает к экстазу» (Элиаде:2000).
Во-вторых, это возраст. Именно в 20 (плюс-минус) неофит в шаманизме как правило испытывает ощущение избранности.
То есть, у шамана были все основания предполагать, что перед ним носитель какой-то непонятной силы, - няйт нэ (женщину-шаманку) или сам вопсыŋ нэ т.е. женщина, которая замечает мелькание потусторонних существ.
В этом случае и комплекс ритуальных действий, примененных по отношению к потенциально враждебному существу, должен был соответствовать тем, которые аналогично были применены к мужчине.
Но может быть и другой вариант. Такой, как отмечен у якутов, гольдов, бурятов и других носителей сибирского шаманизма – это женщина-ведьма, существо потустороннее, которое дает силу шаману-мужчине и служит залогом его могущества. Его явление так описано у М.Элиаде «…Однажды я спал на моем ложе страданий, когда ко мне приблизился дух. Это была очень красивая женщина… Она сказала мне: "Я айями твоих предков-шаманов. Я обучила их шаманскому искусству; теперь я обучу тебя. Старшие шаманы умерли один за другим, и уже не осталось никого, кто лечил бы больных. Ты станешь шаманом". Затем она добавила: — "Люблю тебя. Ты будешь моим мужем, так как у меня сейчас нет мужа, а я буду твоей женой. Я дам тебе духов, которые будут помогать тебе в искусстве исцеления; я обучу тебя этому искусству и сама буду с тобой. Люди будут приносить нам еду". Испугавшись, я хотел ей воспротивиться. "Если ты не хочешь быть послушным, — сказала она, — то тем хуже для тебя. Я тебя убью". (Элиаде: 2000). Есть и другие тексты, иллюстрирующие данное положение. Надо понимать, что в силу особенностей мифологизированного восприятия действительности у манси/вогулов. Этот вариант совсем не исключен, поскольку он предполагает сакрализацию окружающей действительности и ее анимизацию, включая население потусторонними сущностями. К тому же он базируется на образах архаического матриархата, когда именно женщина выступала в качестве подательницы сакральных благ удачной охоты, добычи. Именно это и могло вызвать действия ритуального характера, превосходящие по объему действия по отношению к мужчине.
Хочу отметить, что весь комплекс повреждений имеющихся на телах – сломанные ребра, отсутствие глазных яблок и языка у женщины хорошо вписывается в концепцию нейтрализации враждебной сакральной сущности, которая может повредить.
Начнем с языка…
Именно говорением, плетением словес воздействует женщина-ведьма (абаси, айни) на мужчину. Именно ее язык отличается (в физическом плане) от языка смертных и то, что она говорит имеет силу сверхестественного воздействия, поэтому нейтрализация (удаление/вырезание) этого языка означает лишение силы как ее, так и мужчины, которому она покровительствует. Более того, язык может наделяться самостоятельной силой сверхъестественного воздействия (Пропп:2000), то есть приобретение дополнительной силы шаманом возможно через съедание этого языка, которое, одновременно, может выступать и как уничтожение враждебной сущности и победу над ней. Именно поэтому он вырезан у женщины и оставлен у мужчины. После лишения ее орудия власти, с точки зрения мифологичекого мышления, бессилен становился и мужчина тоже, поскольку нейтрализовывался его сакральный покровитель.
То же самое можно сказать и о ритуале удаление ( в мифе фигурирует как вырезания /вырывание/замена). В инициационной болезни шамана есть этап замены глаз: «Он поменял ему глаза, и поэтому во время шаманских сеансов он не видит телесными глазами, а только этими мистическими. Он проткнул ему уши и дал способность понимать язык растений.» (Элиаде:2000). Глаза воспринимаются как носители сверхъестественного могущества, возможности навредить… Особенно если цвет этих глаз необычен для данной народности. Удаление глаз – это нейтрализация шамана/ведьмы. Те глаза, которые видят сокрытое, различают силы и ,следовательно, могут навредить являются элементов "создания" тела шамана в ходе инициационной болези. Их изъятие нейтрализует силу последнего. Дает сведение сверхъестественного до уровня обычного и безопасного.
Последний момент – это сломанные ребра. В ряде мифологических повествований, и в том числе сказок часто присутствует мотив возрождения сущности мертвого из скелета. Есть он и в русских сказках, и в сказаниях угро-финнов, широко распространен в мировой культуре вообще. М.Элиаде в «Шаманизме» (Элиаде:2000) посвящает ему целый параграф «Возрождение из костей». Если кратко описывать суть этого народного представления, то она заключается в следующем: живое может возродиться из скелета, но произойти это может только в том случае, если кости целы, если они повреждены, то смерть носит окончательный характер. А если принять во внимание, что для манси (Гемуев, Сагалаев: 1986) местом вмещения души была грудная клетка, то именно сломанные ребра и означают окончательное уничтожение враждебной сакральной сущности.
М.Элиаде Шаманизм. Архаические техники экстаза
https://www.e-reading.club/book.php?book=69785В.Я. Пропп Исторические корни волшебной сказки
https://www.e-reading.club/book.php?book=46789Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси. Культовые места ( Х1Х начало ХХ в.) . - Новосибирск: Наука, 1986.