Высокого уровня произведений не так много в любом жанре искусства. И пьеса, и обе экранизации как раз к ним относятся, что бы там не говорили критики. Не знаю, что вы к рязановскому фильму придираетесь, там каждая сцена и каждый диалог выверен. Одни только купцы в исполнении Петренко и Проскурина чего стоят, это ж заглядение просто. Мягков, Фрейндлих, Бурков - стопроцентное попадание в образы. Да и Михалков хорош - это, пожалуй, лучшая его роль.
А я не к игре актеров придираюсь, актеры сыграли великолепно ( хотя к игре Гузеевой у меня есть претензии). Я к антуражу, к обстановке придираюсь. Его слишком много у Рязанова, он затмевает собой ( частично) даже игру актерскую. Дорого-бохато получилось: этот пароход, до блеска начищенный, Паратов в белом костюме и шляпе, эти ларисины платья, лезущие в глаз помимо воли. Просто костюмный фильм какой-то вместо трагедии. Вон у Протазанова всего один эпизод такого плана, когда Паратов, рисуясь перед Ларисой, бросает свою шубу в лужу, чтобы она не замочила ноги. Но этот эпизод вписывается в сюжетную канву, он обусловлен сюжетом и показывает характер Паратова, а вот этот белый костюм Михалкова- что он показывает? Ничего, но он лезет в глаз. Вообще, Михалков затмевает собой всех остальных в фильме, он, а не Лариса, получается, главный герой.
Добавлено позже:Кстати, Жестокий романс хорошо перекликается с сегодняшними богомоловскими Содержанками и показывает размывание морали. Если Кнуров у Островского говорит Ларисе: осуждения не бойтесь, то у Богомолова уже борьба идёт за то, чтобы стать содержанкой, растолкав соперниц.