С.В.:- Так это лосиные рога, стоянка, место отстрела лося-сорп, его могли и до снега добыть, хорей похож, что поставлен, облокочен, рога тяжелые и просто так не унесешь. Рога обработанные под трофей, должны были забрать, их на земле оставлять нельзя, мыши, белки влёт покоцают. Вообще-то не принято было по мансийским традициям лосиные, даже голые кости оставлять, бросать, на голой земле, он у них священный зверь, даже останки костей складывались на помостки- подобия лабазов, пнях и деревьях. В старину манси по неделям за лосём гонялись, редкими следы были когда-то, а вывозили всё соответственно на оленях. При разделке по-любому рубятся деревья, как подручный материал, берёза - это как в основе гор и болот. На воздухе в коре берёза долго не держится, три года - и труха, а на изделия материал крепкий, нарты из берёзы делались. Эти жерди могли использоваться для вяляния мяса, а скорее, так оно и было. Я знаком с этим процесом. Чисто таёжный принцип и как постановки дров, не сыреют от земли, снегом не заносит, да и вообще, мало ли кому, для чего может сгодится, закон выживаемости - рациональность. У аборигенов многие основы жизнедеятельности на автоматизме.
Зимой к ноябрю месяцу у лосей рога сами начинают отпадать, соответственно, добыча ранняя, но не весенне-летняя, в этом я понимаю, кость слегка выцвела на солнце, но не сильно. Берёзы довольно свежесрублены, но до снега, зима в начальной фазе. Манси мало что оставляет, он просто положит, он хозяин в тайге. Это видно и понятно, что не брошены, а положены, а если не ты положил, то не тронь, закон тайги такой был. По тайге много чего лежит, не всё же на себе домой, как муравью, таскать. Хотя можно в итоге как в благодарность за удачу оставить, но не обязательно. У кого что валяется, тот не хозяин. Летом оленей пасут в горах, зимой гоняют, сгоняют к жилищу, тогда и необязательный груз можно зацепить, у пастухов и оленьих рогов хватает. Зачем себя лишним обременять, а если понадобятся как трофей, могут и забрать. На хорее могла быть тамга, определяющая хозяина, и что он не просто так положил. Хореи, они легко обновляются. Альтернативы нет, лося в жертву не приносят, оленя если.
Да, это какая-то болотина, это или конец октября- начало ноября к моменту снегопада и быстрых сумерек, или малоснежная зима и ветренный февраль месяц. Характерно знакомое просматривается в очертаниях местности. Хорей, если это он, мог сыграть любую роль,в замену посоха. Что добывали тут лося - это факт, но как и с кем вывозили, вот вопрос, могли быть и пьяными, и загруженными, и еще с кем-то, всяко разно бывает. Но что в это время там фотограф делал, вот вопрос, куда и как продвигался. А рога таким образом срубают, достают мозги и голову варят, едят как деликатес, едят только мужчины, она священная, женщинам не полагалось ее есть.
Рога я так же срубал. Такие с головой не попрёшь. Охотничья практика эта мне знакома, жерди, как правило, берётся берёза, из учета практичности. При разделке туши на них раскладывается мясо, или вялится потом. Их собрали в кучу, как визуальную веху, чтоб было видно тем, кто придёт, кого отправят за ними. Разговаривал с одним манси: рога лося с ритуалами никак не связано. Да и я ни разу не слышал, а так знал бы.
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/mansymansy1.shtml