Мне кажется, " дело о свинцовых масках" каким-то образом связано с сектанством. Ведb Бразилия- совсем не такая уж "легкая" карнавалbная страна, какой она многим представляется. Там живут миллионы приверженцев синкретических "афро-христианских" кулbтов, практикующих экзотические, мягко говоря, ритуалы. ... Я думаю, двое несчастных, найденных на холме неподалеку от города Нитерой, это жертвы деятелbности одного из оккулbтистских орденов( вполне имевшего возможностb изъятb потом записку из полицейского участка) .
Этот пост стал отправной точкой для моего путешествия в мир религиозных верований бразильцев и позволил взглянуть на «Дело о свинцовых масках» под углом зрения, предложенным Дмитрием.
Для начала – немного истории. Интереснейший материал был мной почерпнут из легенд и мифов Бразилии, а также из книги Кэрол Л.Дау «Афро-Бразильская магия».
Традиционные религии и древнейшие духовные практики народов, ввозимых в колонии в качестве рабов, были перенесены ими и столкнулись с христианством и верованиями коренных индейских племён. Сначала негры-рабы были крайне враждебно настроены по отношению к иным религиям и верованиям. Однако, с течением времени происходила постепенная интеграция.
На момент рассматриваемых нами событий афро-бразильская магия представляла собой неразделимую смесь из народного португальского христианства, европейского спиритизма, этнических религий африканцев и местных индейцев.
Бразильцы всегда славились религиозной терпимостью. (Национальная черта, вполне достойная уважения, если учесть все те кровавые войны, которые вело и продолжает вести человечество во имя одной «истинной» веры.)
Фернандес Португал, исследователь и практик афро-бразильских религий, писал что «афро-индейско-католическо-кардекистские комбинации в Бразилии являются одним из наиболее любопытных примеров религиозного синкретизма во всём мире».
Те, кто исповедует эти религии, собираются из всех слоёв общества и образуют пёстрое полотно, настолько богатое и уникальное, насколько уникален народ Бразилии.
Магическими ритуалами пользуется население на всех уровнях, от быта до политики. Даже экс-президент Бразилии Фернандо Коллор (1989-1992 гг.) активно использовал черную магию в политике. С помощью ритуалов и жертвоприношений Коллор расправлялся с оппонентами. Он верил в эти ритуалы, проводил их едва ли не каждый день.
Бразильцы верят в африканских "богов" ориша, число которых, как в индуизме доходит до нескольких сотен; в индейских духов леса, огня, воды, камней и т.п.
Ориша – это мощные вибрационные силы природы. С этими силами по представлению бразильских магов, можно устанавливать дружеские отношения, и они могут откликаться на призывы верующих.
Приведу несколько примеров очень любопытных персонажей бразильской мифологии, которые, на мой взгляд, могут иметь отношение к событиям на холме Винтен.
Бои-тата - это имя происходит из языка тупи и означает «огненный змей» (mboî tatá). В различных областях его называют по-разному: Боитата, Баитата, Батата, Бататао, Биатата, Мбоигуачу, Мбоитата, Мбае-Тата. Глаза этого змея огромные и пламенные. Согласно легендам, Бои-тата – это очень древний змей, который сумел пережить потоп. Боигуачу (пещерная анаконда)
покидает свою пещеру после ливня, заползает на поля, где отлавливает животных или ищет их трупы.
Ее излюбленным лакомством являются глаза. Свет, собранный со съеденных глаз, и придает Боитате его
огненный взор. Это не дракон, но очень крупный змей (змей на местных языках – боа, мбои или мбоа).
Мать Золота, могущественное и смертельно опасное существо. Она охраняет источники золотой руды. Никто из тех, что встречал ее, не выжил, поэтому нет точных описаний этого страшного существа, Матери Золота.
Издали она выглядит как огненный шар, который летает между горами и холмами.
Есть ещё хури-хури, которые вырывают глаза у
предварительно одурманенных специальным снадобьем спящих людей, а также человекоподобные демоны, которые вырванными человеческими глазами лечат свои раны.
Мануэль и Мигель вполне могли пойти на тот холм, чтоб провести ритуальчик (довольно похожий на европейский викканский). Погибшие, по словам родственников, довольно активно интересовались оккультными практиками, спиритизмом, уфологией и состояли в некоем тайном обществе. Кроме того, в мастерской была найдена книга по «научному спиритизму», в которой
были подчёркнуты предложения со словами «яркое свечение» и «маски».
Мини-ритуалы совершаются бразильцами с самыми разными целями, которым нет числа – от самых высоких до самых земных. Люди производят заклинания, чтобы добиться любви, денег, улучшения здоровья или получить юридическую поддержку, чтобы найти защиту или изгнать негативность из своего окружения, чтобы развить духовные или физические способности, а также для того, чтобы управлять кем-то другим, подчинить кого-то своей воле или нанести кому-то вред (однако, большинство членов бразильских сект считает, что магия должна применяться только для добрых целей, и предостерегают от негативных заклинаний).
Некоторые заклинания коротки и просты, для них не требуется ничего, кроме стакана воды, свечки или коробки спичек и молитвы, посланной от чистого сердца.
Одни заклинания предназначены для того, чтобы ими пользоваться в домашних условиях, тогда как для совершения других проситель должен отправиться в храм или какое-нибудь священное место на открытом воздухе, например, к водопаду, в лес или на берег океана.
Часто для проведения ритуала используются чёрные или красные накидки (их плащи могли не только защищать от дождя, но и исполнять роль таких вот накидок).
Провести ритуал надо было в определённом месте (тот холм) и в определённое время (поэтому спешили и смотрели всё время на часы). Я думаю, что сведения о месте и времени, а также капсулу с неизвестным веществом они получили от какой-нибудь местной шаманки (возможно, это вещество вводит в состояние изменённого сознания). Косвенно об этом могут свидетельствовать элегантные костюмы, надетые на них (не для покупки же радиодеталей они так вырядились), а также полотенца с надписями, которые используются в ритуалах (в традиционных практиках используются полоски ткани, но полотенца тоже подойдут). Таким образом, можно предположить, что хорошо подготовившись, они прибыли на то место, на котором периодически (в определённые промежутки времени) были замечены аномальные явления (тот же огненный шар, который наблюдали над холмом в тот вечер женщина с детьми, а также Паулино Мэтос, живущий возле холма). Этот холм может быть связан, например, с местной легендой, согласно которой, при определённых условиях там можно встретить того же Огненного Змея или Мать Золота. Их приоритетность для меня вызвана тем, что по своей природе и описанию это огненные сущности, для защиты от слепящего света и могли быть использованы свинцовые маски. Также можно вспомнить легенды о василисках и Медузе Горгоне. Конечно, я не думаю, что вылезла из-под земли сверкающая огненная гадюка, питающаяся глазами, и убила их взглядом. Скорей всего, имели место какие-то электромагнитные, акустические или ещё какие аномалии, которые и привели к смерти (ведь, по сути, под многими (не под всеми, конечно) проявлениями "божественных" или просто потусторонних сущностей лежат неисследованные, редко наблюдаемые воздействия физического мира, которые мозг интерпретирует как мистические образы, что в дальнейшем закрепляется в народной памяти).
Большого количества смертей в тех местах не наблюдается (кроме ещё одной смерти с участием свинцовой маски на соседнем холме), поскольку необходимые условия появляются во время определённых условий, в том числе, затяжных ливней, когда нормальные люди сидят дома, а не лазят по холмам. И ещё один момент: они были радиолюбителями, а некоторые изменения того же магнитного поля, вспышки на Солнце, например, создают существенные помехи в радиоэфире, это могло быть дополнительным подтверждением для них, что условный "змей" приближается.
Да, ещё такой нюанс: в 1980 году исследователь Жак Валле обратил внимание на то, что МП на тот момент представляло собой участок, лишённый растительности, как бы выжженный. Здравомыслящие люди тут же связали это с воздействием формалина, которым, якобы, полицейские просто заливали тела, чтоб остановить процесс разложения. Однако, есть ли смысл выливать так много этого вещества на всего лишь трёхдневные трупы, которые уже вот прямо сейчас грузят на носилки для транспортировки в морг? Что-то кажется мне, что это просто отговорка. Да, формалин (формальдегид) - ядовитое вещество, вызывающее в растениях нарушения метаболизма, угнетение роста и даже мутации. Но! Он не может убить всю растительность на участке, да так, чтоб там ничего не росло через 14 (!) лет - это явно воздействие чего-то другого. Буду рада, если кто-то сможет прояснить этот вопрос.