Палатка Основной туристической палаткой в то время была "матерь всех палаток" легендарная "памирка". Ее делали в двух вариантах - 2-х местном и 4-х местном. Ставится она на восьми оттяжках и двух стойках под два противоположных конца конька.
Почти в неизменном виде ее массово производили до конца 80-х годов ( у меня дома лежит двушка года 1980 какого-то, тоже на пуговицах и без молний). И продолжают делать и сейчас, просто поменяв название и заменив некоторые явно устаревшие детали, как то брезентовый пол, молнии поставили вместо пуговиц, дополнительные карманы внутри и другие мелочи.
http://tiu.ru/p5112536-palatka-turlan-domik.html?no_redirect=1Наши белорусские друзья просто скопировали советскую брезентовую памирку дав ей простое и незатейливое название Домик2 и Домик 4, заменив лишь явно устаревшие детали, тем самым облегчив вес на полкилограмма.
Именно такая палатка, только сшитая из двух четырехместных, судя по фоткам и описаниям, и была у дятловцев. И хотя название ее нигде не упоминается, с большой долей уверенности можно сказать, что это - Памир 4. Вернее, две палатки Памир 4, сшитые в одну. Не путать с современными бесчисленными "памирами" в том числе и с индексом "4" - никакого отношения они к той памирке не имеют. Да и само слово "памирка" когда-то было именем нарицательным, часто просто синонимом слова "палатка", да во многом, и сейчас остается, особенно для старых туристов.
Вот она, палатка дятловцев в нормальном, несшитом из двух палаток варианте.
Были и другие туристические палатки в те времена: односкатные, двухскатные, имеющие форму конуса, с тентом и без него, с каркасом и без каркаса - короче говоря, трудно даже перечислить все встречающиеся варианты. Но, тем не менее, основным и крайне живучим оставался один тип туристской палатки - брезентовая, бескаркасная, двухскатная палатка, напоминающая небольшой домик - легендарная "памирка". Но если сама по себе она по тем временам была неплоха, то вот конструкция из двух таких же, но сшитых в одну, не устраивала многих. Поэтому, многие шили палатки самостоятельно . И часто, особенно для зимних условий, они были гораздо лучше сдвоенных памирок.
Чем же не устраивали сшитые в одну две четырехместные "памирки"?
Главный недостаток - это длина такого вагон-сарая, - почти 4,5 метра! Из-за этого центральная часть этого чудо-сооружения постоянно провисала и ее нужно было подвешивать, если самопальщики догадывались пришить снаружи и по центру петлю и если рядом были деревья, к которым можно было привязать веревку, удерживающую центр палатки от провисания. Или же подпирать чем-то вроде лыжных палок изнутри, если не за что было подвесить снаружи. При этом длина лыжной палки больше, чем высота палатки, а тем более, провисшей ее центральной части, что создавало некоторые проблемы (высота палатки в нормальном виде на ровной поверхности - 135 см, а у меня палки например - 145 см, у тех, кто повыше - 160 и больше ). Некоторые, как мы видим, даже резали лыжные палки, чтобы подогнать их по высоте в качестве подпорки. Ничего страшного в этом нет, лес рядом, с утра срубить новую палку недолго, а вот выходить ночью из палатки уже там разместившись, на мороз и ветер, да еще шлепать до леса, а потом оттуда вверх... такое никому не охота. Я бы в такой ситуации, конечно, пожертвовал палкой. Дятловцы, как видно, считали так же.
Еше один недостаток такого сарая - его парусность. 4,5 метровая стена - прекрасный парус даже при слабом ветре, а ух при сильном-то...
Ну и вес... Одна палатка весит 5 кило, две - десять кг. По килограмму на каждого, в принципе, немного, но не надо забывать, что брезент в процессе эксплуатации набухает влагой, пол обледеневает, и ее вес к концу похода увеличивается ровно в два раза.Все это вместе заставляло народ искать все-таки что-то получше. А лучшее - это конструкция в виде шатра. Сейчас-то такие шьют массово именно для лыжного туризма, но тогда их шили сами.
Восьми-десятигранный шатер имеет обтекаемую форму, соответственно, гораздо меньшую парусность и, как итог - наиболее ветроустойчив. Плюс восемь-десять оттяжек по кругу - не страшна перемена ветра, откуда тот ни дуй, шатер растянут равномерно по кругу. Если же найти парашютную ткань (а ее в те времена было где найти, - эхо войны!) и при пошиве убрать совершенно не нужное зимой дно, но пришить по периметру гораздо более необходимую в зимних условиях юбку, то вес ветроустойчивой и непродуваемой палатки на восемь, например, человек (просто я лично такую взвешивал, сшить-то можно на сколько угодно народу) составлял всего 3 кг. Как говорится, почувствуйте разницу - 3 кило или 10. Причем 10 - это, как уже говорил, в сухом виде, в процессе эксплуатации ее вес увеличивается раза в два...
Поэтому такие брезентовые вагон-сараи на десяток человек просто сошли на нет, и их заменили шатры, которые шьются до сего дня и пользуются заслуженным успехом.
Если вы думаете, что в те года об этом не знали и дятловцы тоже знать не могли, - таки нет. Их уже много лет использовали опытные путешественники. Например, известный геолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор С.В Обручев, работавший зимой в том числе в таких суровых местах, как Якутия, Хамар-Дабан, Тува, Чукотка... И использовавший для зимних ночевок совершенно другую палатку, типа "пирамида".
О которых (палатках) в далеко не захолустном Свердловске не могли не знать. Тем более, туристы-лыжники. Например, с похожей палаткой ходил Нансен (ЕГЭ-шники такого не знают, конечно, но для них - интернет в помощь). Из его книги "Фрам".
"Я оставил всякую мысль о палатке такого рода и взял с собой другую палатку приблизительно таких же размеров и из такого же шелка, как она, только без пола; ее постановка брала немного больше времени, но разница была невелика. Стены этой палатки приколачивались внизу колышками, и когда она была окончательно установлена, то мы старательно обкладывал ее снегом для того, чтобы предохранить от ветра и сквозняков; после этого ее сооружение завершалось тем, что через входное отверстие просовывали и вертикально ставили шест, употребляемый при хождении на лыжах и исполнявший в этом случае роль центральной опоры в палатке. Вся палатка весила немного более 1 ? килограмма, включая сюда и 16 колышков. Она прослужила нам все время путешествия, причем всегда была самым излюбленным нашим убежищем».
(Нансен Ф. «Фрам» в полярном море. - М. 1956.)
Палатка Нансена.
Но что у Нансена его палатка-чум, что у Обручева его палатка-пирамида, обе скрадывают много места внутри из-за крутого наклона стен.
Туристы же эти варианты еще в 50-х годах усовершенствовали, сделав боковые стенки палатки вертикальными, превратив чум или пирамиду в шатер, что значительно увечило внетренне пространство. Такая палатка ставится на внешних стойках, в качестве которых используются лыжные палки, растяжки закрепляются лыжами, а центральный кол делается из двух связанных в вертикальной плоскости лыж. В результате центральный кол, полученный таким образом, легко регулируется по высоте. Ставится он, как и в палатке Нансена, и в пирамиде Обручева, в последнюю очередь, когда стенки палатки уже закреплены и растянуты. (фотки шатра того времени не нашел, но вот полная его копия, сшитая нами самостоятельно. Здесь осталось просунуть в палатку центральный кол и упереть его в верхнюю часть шатра).
Внутри палатки кол можно упереть в снятый ботинок, чтоб не проваливался в снег (все равно ходовая обувь на стоянке снимается). Растяжки боковых стоек из лыжных палок крепятся в снегу лыжами, служащими в глубоком снегу "колышками". Вход делался в виде тубуса, - никаких пуговиц или молний. Тубус - это матерчатый рукав, который затягивается шнуром и в перегнутом состоянии завязывается, что надежно предохраняет от задувания в палатку снега лучше любой современной молнии.
Таким образом, для быстрой и успешной установки такой палатки не требуется ни леса, ни чего другого - все необходимое для ее установки используется при движении по маршруту (палки, лыжи, ботинок) при этом никак не увеличивая переносимого веса и выполняя, таким образом, двойную функцию.
Зимний шатер-палатка в готовом виде в "боевых" условиях.
Весит такая палатка на восемь человек 3 (Три) кило. Материал - парашютная ткань.В 50-х в большом городе турики доставали списанные парашюты в бесчисленных аэроклубах, парках культуры с аттракционами в виде парашютной вышки и т.д.
Именно с такими палатками опытные туристы ходили тогда, ходят и сейчас, часто делая их самостоятельно, - покупные все-таки тяжеловаты. В том числе из-за совершенно ненужного дна, который производители с завидным упорством зачем-то пришивают к своим палаткам. А придуманы такие палатки-шатры без дна именно в 50-х.
Дальше - про костровые сетки, костровые тросики, волокуши и печки тогдашнего времени.