Когда ночью бомбардировщик вылетает бомбить крупный город, будь то Москва, Лондон или Берлин - точность 5-10 км вполне приемлемая. Размеры города больше,цель - терроризирование мирных жителей, что б не думали, что в сказку попали. Да даже если в пригород или в поле выбросит бомбы - не страшно. Но когда вылетаешь на 2 тыс.км - ошибки и отклонения накапливаются, и у тебя точность действительно будет километров 200, и без коррекции по наземным ориентирам или радиомаякам выйти на нужную точку невозможно.
Со стороны Ледовитого океана выходили на некий ориентир, к примеру, острова Матвеева и Долгий, уточняли положение. Оттуда до Перевала не 2 тыс. км, а 850 - столько же, сколько от Британии до немецких городов.
Современные для того времени средства навигации не позволяли вслепую доставить самолет в нужную точку, необходима была постоянная визуальная привязка к наземным ориентирам.
Вот тогда-то я и вспомнил об астрокуполе самолета Н-209 и хвастовство штурмана Левченко, что в ясную звездную ночь он с помощью звездного секстанта может определить свое географическое место с ошибкой не более 10 км. Работа штурмана заключалась в том, чтобы отыскать на ночном небосводе заранее определенные для северного полушария ”навигационные” звезды, замерить с помощью звездного сектанта высоты не менее чем двух звезд, определить точное время замера по хронометру, а затем специальными, не очень простыми расчетами и графическими построениями по карте определить свои координаты. У опытного штурмана при использовании специально подготовленных таблиц точность определения места при затрате 15-20 минут на сеанс достигала 5—7 км. Чтобы удостовериться в этом, я отправился в ГК НИИ ВВС, благо там еще оставалось много знакомых, и получил подтверждение: действительно, есть штурманы, настоящие асы астронавигации, которые определяются с ошибкой всего 3—5 км.
Черток, "Ракеты и люди".
У американцев опыта в применении дальней авиации было поболее, чем у СССР, так что ошибки у них были не больше указанных...
Как их сбрасывали с самолета? Зимой в снег... что там под снегом никому не известно. Это травмами не грозило? Как-то Ракитин поздно задумался, что высота травмоопасна.
Место высадки, к примеру, озеро Турват - 2х3 км, характерной формы. Хороший наземный ориентир и одновременно посадочная площадка. Ни тебе деревьев, ни камней. И до Перевала всего полсотни километров...
А как шпионы могли узнать, что Кривонищенко передал им зараженные штаны? Это же на цвет, запах не выявишь, тут нужна специальная лаборатория видимо.
Такие приборы были - ДП-1-Б, ДП-12, ДП-12.
Ну или их забугорные более лёгкие и компактные аналоги...
В 15.30 начали ставить палатку (прям Гераклы - за полчаса вырыли яму в снегу, поставили, разложили вещи, разделись и сели есть корейку), в 16.00 на них напали и ГД сразу же была отправлена вниз к кедру. В 17.00 некоторые из них уже преставились. А еще и солнце не зашло. Фонарик им зачем был в 4 часа дня, когда вы сами говорите, что стемнело в5? Ответьте.
Кадры на склоне сделаны не позже, чем через час после астрономического полудня. До захода Солнца - не менее трёх часов. Сумерки наступят, естетственно, раньше. Как раз на всё про всё у палатки...
Какое отношение имеет к присяге отправка на перевал на встречу с вооруженными врагами группы ни о чем не подозревающих студентов? Они или их родители давали комитету разрешение рисковать их жизнями при бездарно организованной операции?
А как же прохожие на городской улице, рядом с которыми задерживают опасного преступника, того же шпиона, к примеру? Они или их родители дают разрешение рисковать их жизнями?
Откуда шпионы знали, что погода будет благоприятной и встреча на перевале состоится? Даже Дятлов писал в Проекте похода, что "Зимой и летом выпадает много осадков (снег до 1,5 – 2 м). Морозы достигают -40°С." Были бы морозы в -40 или обильные снегопады и поехали бы дятловцы из Ивделя обратно в Свердловск. Получается шпионы организовали встречу на авось?
"Шпионы" прибыли заранее. Выброска произошла при благоприятной погоде. Возможно, не с первого раза - но полёты всё равно не проходили впустую, непрерывно велась разведка с борта.
Теперь насчёт туристов. Группа могла задержаться по каким-то причинам. Поэтому группе надо было выдвинуться заранее. Но при отсутствии препятствий на маршруте туристов надо было притормозить. И вот здесь обращают на себя внимание задержки в движении группы, начиная с Вижая. Группа Блинова убывает из Вижая почти сразу по приезде, а группа Дятлова задерживается на сутки. Выход из 41-го происходит ближе к вечеру, в итоге - поздний приход во 2-й Северный и поздний, около 12 ч., выход на следующий день. Дальше следуют два приличных перехода по 14 и 17 км, потом вдруг короткий 6-километровый переход с возвратом. А затем - всего двухкилометровый переход до последней стоянки...