Кроме того, её максимальная дальность - всего 200 км, поэтому её задача - обнаруживать цели на ближних подступах к охраняемому объекту. Какой смысл ставить такую станцию за 600 км от Свердловска и его предприятий?
О ПВО интересующего нас района.
В 1954-60 гг. защищала с воздуха этот район Уральская армия ПВО. Она включала 2 истребительные авиадивизии, ракетно-артиллерийские дивизионы С-75 и радиотехнические части (РЛС дальнего обнаружения):
- 87-я истребительная авиадивизия (полки 763, 764, 765) дислоцировалась на аэродроме Большое Савино (Пермь);
- 101-я истребительная авиадивизия (полки 385, 412) дислоцировалась на аэродроме Кумысное (Троицк).
Также, возможно уже в 1959 году, эпизодически использовалась полоса Салка (Нижний Тагил). Вооружение — перехватчики МиГ-17П(Ф), МиГ-19П, истребитель Як-25.
Дивизион С-75 — это неразьемное целое в составе: станции наведения ракет СНР (в центре круга), 6 пусковых установок с одной ракетой В-750 на каждой установке на радиусе 50-75 метров от СНР. Также в дивизион входили вспомогательные машины и оборудование. Три ракетных дивизиона + технич. дивизион поддержки составляли полк ЗАП. В свою очередь, полки составляли бригаду ЗРБ.
Так, район сосредоточения оборонных предприятий прикрывали:
— Свердловска — 37-я бригада ЗРБ;
— Нижнего Тагила — 63-я бригада ЗРБ.
Наиболее близко к перевалу Дятлова располагались два ракетных дивизиона С-75 63-й бригады базирования:
- г. Верхотурье;
- г. Нижняя Тура (ЗАТО »Лесной«).
Радиус поражения ракет комплекса С-75 по горизонту —34 км. С учетом этого минимальное удаление "фактора влияния" комплекса от перевала — 280 км. по прямой.
Радиотехнические части были представлены станциями дальнего обнаружения П-12 «Енисей» с дальностью обнаружения воздушных целей до 190 км. Наиболее близкой к Перевалу была станция, дислоцированная в г. Серов. То есть, на расстоянии примерно 246 км.
Все эти РЛС (П-8, П-10, П-12) действительно имели дальность обнаружения до 200 км.
Но они должны работать совместно со средствами поражения воздушного противника — зенитная ли артиллерия, ракетные ли комплексы (например, типа «Двина»), истребительная ли авиация. И это всё должно прикрывать либо объект, либо район (территорию, защищаемую от воздушного нападения). Что такого было в зоне исследуемых событий, в районе Отортена, что нуждалось в прикрытии силами ПВО? Ответ — ничего. Вот в районе Свердловска, Челябинска, Нижнего Тагила и др. — да, было что прикрывать силами ПВО. А на Отортене — НИЧЕГО.
Для прикрытия воздушной границы с северного направления надо было бы создать сплошное радиолокационное поле (только в 2014 году министр обороны доложил верховному главнокомандующему о решении этой задачи). И тогда РЛС из-за их малой дальности обнаружения надо было бы размещать вдоль всего побережья Ледовитого океана и на островах в Ледовитом океане, или строить стационарные РЛС дальнего обнаружения с решением задачи обеспечения их большой электрической мощностью. Ни то, ни другое тогда было не под силу решить. По сути своей вся ПВО в СССР в 1959 г. была объектовой либо районной, т. е. средства ПВО прикрывали или важный объект, или важный район, но никак не всю территорию СССР.
В конце 1960-х годов по периметру государственной границы СССР началось строительство первых станций СПРН «Днестр» и «Днепр», которые образовали сплошной радиолокационный барьер протяженностью более 5 тысяч километров. Вот такую станцию на Чистопе начали строить в 1978 г., в 1985 г. закрыли. Но это к событиям 1959 г. отношения не имеет.
Про полеты американской авиации (разведка целей).
Зимой 1959 г. были запланированы и осуществлены пролёты американской авиации с севера и юга в тот район:
- Нижняя Тура — 5 пролётов в апреле 1959 г., 4 — в мае 1959 г. (итого 9);
- Свердловск — 8 в апреле 1959 г., 4 — в мае 1959 г. (итого 12);
- цели восточнее Уральских гор — 3 пролёта в апреле и 2 — в мае 1959 г. (итого 5);
- железные дороги западнее Уральских гор — 3 полёта в апреле и 3 — в мае (итого 6);
- разведка целей по обеим сторонам Уральских гор — 2 и 2 соответственно (итого 4).
Всего же для разведки объектов по Уральскому региону произведено 36 самолёто-вылетов за апрель-май 1959 г.
А попутно велась разведка Салехарда (там наши пытались построить аналог Байконура, но потом отказались от этой идеи), Молотовска (там Плесецк строили), Байконура.