Добрых времен дней,уважаемые пользователи.
Как-то в детстве моем,когда школа уже подходила к заканчиванию,а журнал «Техника-Молодежи» несмотря на смутные времена ещё приходил(потом перестал)...
Прочел я там статью,в которой упоминался найденный в лесах Архангельской области в конце 1980-х истребитель ПЕ-3,со следами пробоин от немецких авиапушек,и в месте таком,что дальность действия дальних ганс истребителей-в теории долетели бы и туда и обратно,но топлива на маневренный бой и на необходимый запас-не оставалось.
Там же было-про немецкий аэродром подскока,смутная фотография его итд.
Меня заинтересовало,но тут заплясала демократия,развал СССР,призыв меня в армию итд,так что к теме вернулся лет через десять,а то и больше,как раз и интернет у нас нормальный стал работать.
На одном из копарьских форумов,в теме о находках авиатехники проскочило про это.Дальнейшая переписка с человеком у меня была в личке.
Товарищ очень серьезный,сфера его интересов была-поиск и подъем авиатехники.Если сама авиатехника разбита,то блок цилиндров с табличками,серийником,заводскими клеймами ,разные аутентичные запцацки,гидромаслобензо-помпы итд представляли ценность,и в те времена это можно было довольно легко перегнать за рубеж.Чел исследовал в этих целях маленькие аэродромы-времянки АлСиба и возможные места аварий там,шарил по забытым-заброшенным аэродромам и полярным станциям в Арктике(там после войны еще долётывали свой моторесурс трофейные транспортники Юнкерсы-52,и лендлизовская техника,их потом просто оттолкали за пределы взетки и бросили),бывал на Курилах и на Камчатке(до советской Камчатки пытались дотянуть американские пилоты,поврежденные над Курилами,там даже амеровская миссия по поиску работала в 1990-е).
В общем,прорабатывал он тему секретных аэродромов люфтваффе в советском тылу.И нашел их .
Начал с того,что был в статье «Техники-Молодежи»,там имелась привязка к местности,к озеру.Вообще нашел три штуки(правда один из них именно как немецкий не идентифицирован,местые байки разделились-кто его немецким обзывал,а кто считал охотничьей заимкой местных армейских чинов,скорее последнее,ничего немецкого там найдено не было,и в отличие от остальных-грунтовая полоса).
На остальных ничего особенного не нашлось.Полоса выложенная быстросборными металлическими панелями.Прямоугольники бывших палаток,обложенных камнями и обкопанных ровиками,и свалки бензиновых бочек и консервных банок.Тут уж без ошибки-немцы.Ощущение такое что пользовались недолго.
Зачем были построены-разные версии.
Как аэродромы подскока для бомбежек Уральской промзоны-малы.
Скорее-заброска диверсантов,либо тот же аэродром подскока для разведавиации выполняющей редкие полеты.Либо-для авиагруппы,высаживавшей группы метеоразведки либо автоматические метеостанции.Для немцев это было актуально.
Как были построены-я особой технической проблемы не вижу.Если возле озер-рек,могли на воду приземляться гидросамолеты,и команда человек с 20 с бензопилами могла расчистить полосу и уложить покрытие(вес панелей рассчитан примерно на двоих,они похожи в армиях разных стран).Мог сесть на неподготовленную грунтовую площадку и Арадо 232-транспортник именно для таких спецопераций.Могли бросать парашютные авиаконтейнеры,в Демянском котле где их прилично прищучили-в свое время было не редкость их найти.
Американцы в войну строили аэродромы в Южном Китае-поражает логистика-возили грузы для них через Атлантику,вокруг Африки в Индию,потом к месту назначения авиацией через горные хребты.Доставка тонны груза обходилась в 6 и более тонн топлива.Возили и специально разработанные авиатранспортабельные бульдозеры и катки,и аэродромное покрытие,бомбовые тележки,радиооборудование,горючее.
О горючем кстати.В разных книгах типа «Свастика над Таймыром» фигурируют бочки 200 литровые немецкие,рассеянные по всей трассе СевМорПути.Мой анонимный собеседник заверил,что это там не экзотика отнюдь.И бочки есть и канистры есть.Набрали советские трофеев в свое время в количестве.А немецкая железяка в силу качества стали и покраски долговечна,вот и валяются они вплоть до Чукотки по побережью,и удивляться им не стоит.