Одержимые ветромhttps://gazetazwezda.livejournal.com/846431.htmlЕщё в начале девяностых начал ходить с друзьями на Ишерим, Тулымский и Молебный камни, что на Северном Урале.
Были у горы Чистоп, о которой рассказывают фантастические вещи, — например, люди могут пропасть на несколько дней, а потом появиться снова там, где располагались древние мансийские святилища.
Однажды они заплутали и встретились с манси Прокопием Бахтияровым, шедшим по лесу с лайкой.
Или такое: «Был тут Виктор Мальцев из Перми…»
«А я о нем ничего не слышал, — рассказывает Сергей, — поэтому сразу заинтересовался, кто он такой, этот Виктор Мальцев. „Он такой человек, что наши отцы сами показывали ему свои святилища, — говорил Прокопий, — водили его туда, где я сам не был. Да, такой он человек!“ Конечно, это говорило о том, что манси испытывали к Мальцеву крайнюю степень доверия, что случалось очень редко. Мы, например, ходили к Прокопию пять лет, но нам он своего святилища так и не показал
Спустя годы я увидел это тайное место на фотографиях Виктора Мальцева. Уже позднее, упоминая фамилию Виктора Мальцева, мы удивлялись, что его отлично помнят как своего большого друга манси среднего и старшего поколения».
Сегодня этого человека называют легендарным и загадочным. Он — художник, этнограф, путешественник-экстремал, на протяжении нескольких десятилетий в одиночку совершал многомесячные летние, а иногда и зимние исследовательские маршруты по Уралу. Несколько раз проходил от истоков Вишеры до побережья Ледовитого океана пешком — около тысячи километров. Обыкновенному человеку этого просто не выдержать. Архивы Виктора Мальцева исчезли. Родители умерли, а сестры живут неизвестно где. Где он сам, на том свете или на этом, никто не знает. Но друзья сохранили письма этого человека. Вот одно из них, которое он написал геологу Александру Новикову в поселок Полярный Урал:
«Держусь стоически. Передюжим. Таким худеньким (-30 кг) вернулся ещё и потому, что 4 туристов меня ещё на реке Подчерем обокрали (почти все суппакеты — вся основа). Но это ещё до снега — грибов валом, ягоды, рыба — не смерть. Так вот, Урал они не перешли (там уже метели, ураганный ветер: скучно сучкам стало), плыли на катамаране обратно: „Ешь синявки,
рыжий! Ха-ха!“… Выманить на берег не удалось: уже через секунды поняли, с кем дело будет у… Просьбу же погладить за это по головкам отклонили. Камни… Удар за ударом. Топор можно было бы бросить, но я бы его потерял: глубоко. И так лез в воду. „Презервативы“, на которых они плыли, все в крови. Самому разговорчивому больше всех и досталось. Морда, как партбилет, красная стала. Убить мало… Урал перешел почти пустой. Сам перевал — в пургу, ночью.
Баба найдена. Ещё! Вот отчего она „Блуждающая“ на всех картах».Последние слова в письме — о поисках легендарной Золотой бабы, которыми художник занимался тоже. По его мнению, Золотая баба — это название каменных истуканов манси, стоящих в священных местах Уральских гор. Кроме того, Мальцев описывал следы снежного человека, встречавшиеся ему в пути. При этом на маршруте он был один — ни телеоператоров, ни связи, ни спасателей. Он был один в пространстве и времени. Если упадет грудью на каменное ребро, никто не поднимет.
В последней книге Сергея Михалевича много снимков, в том числе просто уникальных. Вот Виктор Мальцев, стройный, перехваченный широким офицерским ремнем, с рюкзаком, стоит в горной тундре на фоне величественных останцев Мань-пупу-нера. На одном из фото, уже цветном, хорошего качества, вижу группу из нескольких человек: князь Михаил Романов, Леонид Багратион, рядом — известный общественный деятель русскоязычной общины Финляндии Кирилл Глушков, его жена — писательница Марианна Флинкинберг и их дочь Кира — очаровательная девушка с русским типом красоты. Это экспедиционные товарищи Виктора Мальцева, сфотографированные с представителями царской семьи. Кира — девушка, портреты которой он писал и никому не показывал. Девушка, которая собиралась приехать к нему в Пермь. Но не случилось.
А вот письмо Виктора Мальцева от 5 ноября 1993 года о том, что произошло с ним в поезде: «У меня „исчез“ финский рюкзак с содержимым, убыток — 1 млн. руб. — классно! Переживем: все восстановимо, почти все… Очень жалко фотопленки. Медведь, лось, лебеди, рыба, скалы, баба, Миснэ, горы, льды, люди замерзающие и замерзшие реки… Ё-моё. Всё снова отсниму: никуда не уйдет! Придется дуть туда снова. В любом случае бы пришлось: отработан материал бегло — снег, холод, туман… Обгорел, застужен (искупался в пороге на Толье, притоке Вольи), хлебнул горюшка и так и этак. Болею пока. Температура…. Что творится на севере! Едва ли не вымирают! Получаю письма: недоедание, воровство, грабежи, пачками — убийства… А лес Печоры уже у французов. Из Березова — целый пакет убитых, пропавших без вести».
Фотохудожник и путешественник Вячеслав Мухтаров встречался с Виктором в 80-х годах, несколько раз провожал и встречал его с маршрутов. Рассказывал, что из каждого похода Мальцев нес с собой по двадцать блокнотов без корочек, чтобы были легче, с записями и рисунками. Все страницы были исписаны мелким аккуратным почерком. За несколько десятилетий был накоплен гигантский объем этнографической информации! Где она сегодня? За время подготовки книги к изданию Сергею Михалевичу и Алексею Слепухину удалось найти нескольких человек, с которыми Виктор вел переписку. Один из них, бывший охотовед Владимир Валдайских, поделился с исследователями письмами и фотографиями этнографа.
Из разных источников известно, что ещё в юности, после первых встреч с оленеводами в горах Северного Урала, Виктор стал одержимым человеком, посвятившим жизнь изучению северных народов. Со временем главным его интересом становится сакральная жизнь манси, хантов и ненцев, скрываемая от посторонних глаз, окутанная вековой тайной. Его интересовали все стороны мансийской жизни, легенды и были. Привозил из экспедиций по 20–30 заснятых фотопленок. Готовил книгу о северном народе. Им были сделаны тысячи фотографий, исписаны сотни блокнотов, сделаны многочисленные зарисовки карандашом, найдены и описаны таинственные святилища вогулов. В первые свои трансуральские путешествия Виктор отправлялся без палатки и спальника, туристического коврика и ружья, с куском полиэтиленовой пленки, в которую он заворачивался в конце маршрута и без ужина падал на землю после восемнадцати часов ходьбы.
Виктор был настоящим сталкером Севера, с которым проявляли желание выйти на маршрут не только россияне, но и многие иностранцы. Но он предпочитал одиночные путешествия, подвергая себя такой опасности, которая не раз могла кончиться его гибелью.
На фотографиях, сделанных Виктором, можно увидеть сундуки на цепях, тайные святилища со следами кровавых жертвоприношений, фетиши из родовых амбарчиков. Он рассказывал друзьям об удивительных вещах, когда кто-то шел рядом с ним параллельным курсом, было видно, как отгибаются и трещат ветви, при этом там никого нет, точнее — кто есть, того не видно. Или о местах с угнетенной растительностью, откуда хочется бежать в паническом страхе. Обо всем этом можно прочитать в книге, которую собрал Сергей Михалевич и в которую включены очерки семи авторов.
В 1992 году в Финляндии вышла книга Марианны Флинкинберг и Николая Гарина «Земля угров», в которой рассказывается о провод-нике Викторе Мальцеве: «Шаман был очень стар, с особым суровым взглядом, которого боялись все из его окружения. Шаман был одет в обычный мансийский мужской ветронепроницаемый анорак, но был подпоясан интересным, вызывающим любопытство поясом: к нему были прикреплены маленькие мешочки, зубы и когти различных животных. Шаман усадил Виктора за стол. На столе находилось три стопки. Шаман выглянул через окно на улицу и, как будто обращаясь к кому-то третьему, пробормотал странные слова. Они были не на языке манси, из чего Виктор решил, что шаман читает заговор. На следующий день, покидая деревню, Виктор почувствовал сильную боль в ногах, такую, что ходьба по отрогам Урала стала невыносимо мучительной, и затем, уже находясь дома, он чувствовал себя обез-ноженным несколько месяцев. Через несколько лет, приехав в это селение, Виктор столкнулся с удивленными взглядами его жителей. Они полагали, что его уже нет в живых. Они утверждали, что шаман, уже умерший к этому времени, пытался продлить свою жизнь, взяв под свою власть душу Виктора. Мол, шаман до этого уже захватил души порядка 40 человек, чем вызвал их смерть. Вместе с сельчанами они решили, что Виктору удалось удержаться на ногах, поскольку он носит на шее крестик». (Перевод Анастасии Хорошевой.)
Авторы сборника утверждают, что в последние годы Виктор Мальцев испытывал нападки не только со стороны старого друга, но и со стороны пермских бандитов, о чем он, кстати, сам упоминает в своих письмах. По этому поводу Александр Новиков приводит слова академика Дмитрия Лихачева: «Может, в каких-то странах обществом и наукой управляют рынок и здоровая конкуренция, но в нашей стране всем управляет Зависть». «Известно, зависть к таланту — черна и бездонна», — добавляет геолог.
Может быть, кто-то точно знает, где сегодня находится Виктор Мальцев, человек, одержимый ветром странствий? Была получена информация, что Виктор скончался в 2007 году в возрасте 55 лет в одном из городов Пермского края. Но найти могилу геологам и путешественникам не удалось. Что стало с его архивом — снимками, рисунками, рукописями? Забытый всеми, публично оболганный другом, обворованный, где он теперь, путешественник, художник, этнограф? Может быть, остался лежать в горах Урала или на погосте провинциального города.
Виктор Мальцев был огненно рыжим -как и Николай Огнев-пользовался огромным доверием шаманов...
Оба искали Золотую Бабу (Сорни Най) ...
Виктора Мальцева в поезде напоили (сосед) и угадайте ?? Спёрли фотопленки и блокноты но не тронули висящую куртку с крупными деньгами в кармане...
Это как так -то ... А шаман пытавшийся его убить за Сорни- Най ,ноги отказали... Ничего не напоминает...
Огнев Николай Григорьевич - 1931 года рождения. В 1959 году проживал в посёлке Няксимволь Берёзовского района Тюменской области, был разнорабочим. С группой Дятлова встретился 26-27 января в 41-м микрорайоне. За рыжие волосы и бороду получил прозвище «Борода». Окончил Уфимский (горный) техникум. До 1957 года несколько лет работал в Толинской партии Уральского геологического управления. В 1957 году Толинская партия была преобразована и перешла в подчинение Тюменского геологического управления. Работы были остановлены, а все рабочие уволены. Работал в кооперативе начальником отряда в посёлке Хурунпауль Берёзовского комбината. Возил известняк на оленьей упряжке по зимней дороге из известкового карьера на реке Ятрия на обжиг. Позже был принят на работу в Северную экспедицию (Ивдель). В 1958 г. — помощник тракториста колонны Северной экспедиции от Ивделя до Толи; в январе 1959 г. работал в 41-м квартале. После этого устроился на работу на Приполярный Урал, в одну из субаэропартий аэромагнитной партии, которые базировались вблизи осевой линии Уральского хребта в районе вершин Турман-Нол и Ярута-Сяхал. В декабре 1961 г. работал в наземной партии геофизиков отряда А.А. Латыпова в верховьях реки Няйс (Няксимволь). Ему нужно было вывезти на оленьей упряжке из Мань-Няйса в Ивдель погибшую повара партии и там ее похоронить; В 1961-62 годах - рабочий-тракторист аэромагнитной партии Ямало-Ненецкой экспедиции (база в Саранпауле). Заядлый игрок.
Прекрасно управлял оленьей упряжкой ,был рыжий(избранный) и вхож к шаманам ...
Единственный (интеллигент) что делал в среде бывших сидельцев???
А я Вам так скажу- я даже вам завидую ведь сколько открытий вас ждёт впереди! -=Альберих=- «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Моя почта
[email protected]