Последний абзац. Тетрадь Григорьева3, скан 33. https://dyatlovpass.com/grigoriev-3
Спасибо! Очень интересно. Похоже когда-то на этом месте стоял чум, при его сборе одну из шкур забыли в снегу, она постепенно обросла мхом. Ну а поскольку там же нашли свежий пояс с двумя тесемками, который вероятно предназначался для переноски хвороста ( на то она и вязанка хвороста), чум могт стоять и в тот злополучный день. Там же ведь прямо по кедром Олег Таймень нашел ну очень длинные гвозди, судя по видео около 200-250 мм длинной. Если предположить, что кедр тогда был плодоносящим на нём могли оставлять на зиму кедровую колотушку. Блоггер Киреев показал, как их подвешивают головой на сук кедра на зиму. Но если не закрепить рукоятку при порыве ветра колотушка может упасть, сгнить, придти в негодность. Эти длинные гвозди могли быть хорошим вариантом крепления рукоятки, чтобы колотушка не свалилась. Блоггер Въетнамка записала ролик с очень хорошим разбором полётов по травмам Золоторева после эксгумации, вывод такой: били по груди тяжёлым предметом, сопоставимым по размеру с размером грудной клетки. Колотушкп для этого подходит идеально.
Одним словом косвенные признаки присутствия манси на этом месте имеются.
Я хочу остановиться вот на чем: общим местом являются утверждения, что 1 февраля группа припозднилась с выходом из за того, что строили лабаз. На чем основаны такие предположения не знаю, так как записей в дневниках на этот счёт нет. Скорее всего это предположение основано на обратно логике: раз группа 1 февраля прошла совсем немного, значит они вышли поздно. Обычно называется 15 часов.
Но давайте отбросим этот предположение как ни чем не подтверждённое. В дневниках группы относительно распорядка встречаются две цифры: 8-30 подъемное и 10-00 выход на маршрут.
Исходя из этого можно предположить, что распорядок был такой:
8-30 подъем;
8-30...9-00 личные дела (гигиена) ;
9-00...9-30 завтрак;
9-30...10-00 сборы;
10-00 выход на маршрут.
Никаких причин изменять этому графику 1.02 не вижу. Но поскольку у них было заплановано обустройство лабаза, который накануне на перевале они не сделали ( ветер как при подъеме самолёта, об об устройстве лабаза не может быть и речи), им предстояло обустроить лабаз 1.02. Сколько это могло занять времёни? Не думаю, что более 1.0-1.5 часа, те в этот день они должны были выйти на маршрут 10+1.5 примерно в 11-30.
Ширина перевала около 1.2 км, плюс накануне, чтобы укрыться от ветра они спустились на 200 м в долину Ауспии, те до устья 4 притока Лозьвы (кедр) для спуска в долину согласно плана маршрута им предстояло пройти 0.2+1.2 км.
Из дневников следует, что по глубокому снегу они шли со скоростью 1.5-2.0 км/час. Исходя из этого стартуя около 11-30 они должны были подойти к кедру а районе 12-30...13-00
Сначала я думал, что это они развели костёр возле кедра, чтобы подкрепиться перед спуском в долине Лозьвы. В принципе это возможно, хотя с момента завтрака 9-00...9-30 прошло ещё немного времени.
А если этот костёр развёл этот (эти) манси, по следам которого (которых) вчера они сделали первую попытку подняться на перевал, но потом вернулись из-за ветра в долину Ауспии на 200 м вниз. А почему нет?
Что могло произойти в этом случае? Думаю группа остановилась пообщаться, распрсить что да как. Ну никто бы не пошёл по маршруту мимо стоянки манси просто помохав ручкой. Могли и чайку хлебнуть (с грибочками), могли и спиртику выпить ( метилового), одним словом задержаться.
Ставили ли палатку? Это зависит от того, сколько продолжалась встреча. Если встретились в 12-30...13-00, пообщались пару часов, глядишь время уже 15-00, через пару часов по графику движения всё равно нужно ставить палатку.
И ещё: меня всегда настораживало присутствие на тропе непосредственно перед группой манси. Причём тот след, о котором они пишут 29.01 повернул строго на юг. Куда идти на юг, если как не культовой горе манси Хой-Эква ( стой женщина). Поэтому я отметил их стоянку на тропе на севере от горы, а не на западезападе, востоке или юге Да и логично было встать на севере рядом с тропой. Известно из дневников, что 29.01 группа разделилась, три человека ( двое ребят и девушка) остались на стоянке, а шесть человек (пятеро ребят и девушка) куда то отлучились. Отлучились они в сторону горы Хой-Эква по следу этого первого манси. Причём даже если они там ничего не взяли, присутствие в группе женщины уже является серьёзным нарушением культа.
Далее 30 и 31 они шли по следам уже другого ( других) манси. Вам не кажется, что слишком много манси было на тропе. Ответ на это нашёл когда прочитал версию "Слезы Вишеры", из которой следует, что 2 февраля у манси быд религиозный праздник. Но тогда манси могли двигаться на праздник по Ауспии не только впереди группы, но и за ней.
Если вернуться к кедру, то там наша группа " чаевничает" с одним или несколькими манси, постепенно прибывают ещё другие, которые и приносят известие, что туристы накануне их праздники осквернили культовую гору Хой Эква присутствием женщины. А если ещё что то пограбили или поисиниле вред тому манси, что повернул к горе 29.01 строго на юг, то вообще "туши свет." Время на часах около 15 часов, те ещё светло.
По результатам СМЭ Дятловцы принимали пищу 6-8 часов назад. Если отложить это время от времени окончания завтрака 9-30 получается 15-30...17-30. Заход солнца 1 февраля на Урале около 17-30, наступление темноты около 18 часов, те поучается убивали в светлое время, а не ночью.
Про палатку и про фальсификацию дела у меня тоже более-менее устоялось в голове, это отдельная история, напишу позже.