Реплика из аудитории.
А вот у Евгения Буянова это
(Ссылка на вложение)
почему-то называется лабаз (сумьях — мансийское) охотников-манси в тайге.
Лабаз охотников тождественно воздушное захоронение?
Откуда идет эта деза совершенно понятно.
Владимир Андросов в интервью М.Пискаревой
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/beseda_s_androsovym.shtmlнаписал следующее:
"В.А.: Это временный мансийский лабаз, сделанный сразу после добычи лося или медведя. Кладут в него уже куски мяса, а сами продолжают охотиться или же пригоняют упряжку с оленями, забирают и увозят мясо в стойбище. Таких временных лабазов много встречается по тайге. Однажды мы отводили лесосеку и вышли на такой же лабаз. В нем лежал разделанный медведь. Но мясо с душком и поэтому мы ничего не взяли на ужин. Мясо может и месяц пролежать и больше, тем более снег и мороз не испортят его, а мы по чернотропу нашли лабаз, т. е снега еще не было."Почему это сделал В.Андросов тоже совершенно понятно. Он жил среди манси и очень тесно с ними общался, поэтому в его сообщениях периодически попадается, сказать помягче, недостоверная информация.
Принципиальное отличие воздушного захоронения состоит в пропорциях и отсутствии дверки. То, что представлено на фото дятловцев, не имеет дверок, выполнено по пропорциям человеческого тела и не предназначено для открывания.
Обратите внимание, к воздушному захоронению всегда сбоку приставляется наклонный шест. У охотничьего лабаза его нет.
Кроме того, у этого объекта есть прямые аналоги.
А вот охотничий лабаз выглядит следующим образом:
Добавлено позже:Простите, Вы, судя по "манси считают", имеете в виду всех мертвецов?
Тогда как же, в этой связи, мансийское кристально чистое пространство "справлялось" с традиционными воздушными захоронениями? Они не "оскверняют окружающее пространство своим присутствием"?
Часть группы, погибшая от замерзания - те, кто к убийству хранителя и краже реликвии не имели отношения, "оскверняют пространство" в большей мере, нежели, например, умерший своей смертью в тайге старый охотник-манси?
Манси всех пришлых умерших вывозят за пределы своей территории?
У обских угров, включая северных манси, достаточно сложные представления о мертвых, их опастности и нечистоте.
Они отделяли представление о мертвом теле и душах мертвеца.
Мертвое тело нечисто и опасно тем, что с ним связаны души, часть из которых продолжает "жить" и после смерти.
Одна из душ (душа-тетеря, заглазная душа) живет в одежде мертвого, пока ее не смоет дождь. Поэтому одежду и вещи умершего хоронят с ним, а часть просто уносят в лес и никогда больше не трогают.
Другая, исхор, телесная душа, умирает вместе с телом и разлагается.
Души мертвых охотятся на живых и могут захватить чужое тело или увести душу, вызвать смерть, болезни несчастье.
Источники:
Волдина Т.В. Долгой жизни вековечный танец [Реинкарнация мифоритуальных традиций обских угров] – ч.1 -2016
Чернецов, В. Н. Представления о душе у обских угров - 1959Поэтому мертвое тело манси считали нечистым, опасным для живых. Лицо мертвого обязательно закрывалось тканью, на руки одевались варежки, чтобы "не утащил".
Могилы посещали, но никогда не подновляли, не ремонтировали. Ничего не брали с кладбища.
Как правило, если умирал значимый для семьи человек, то манси бросали пауль и уходили на новое место.
Очень интересно значение слов в этой связи. Назвать "мертвым", в значении "мертвого тела", значит нанести смертельное оскобление.
Слинкина Т.Д. - Мансийские оронимы Урала - 2011
Погребальный обряд // Культурное наследие Югры http://hmao.kaisa.ru/object/1809262369?lc=ruОтносительно "воздушного захоронения". Таких захоронения не были рядовыми. "В воздухе", "на столбах", по некоторым данным "на деревьях", хоронили особых умерших, обладающих силой, поближе к небесам. Их захоронения всегда находились в стороне от обыденного пространства, в глухих лесах, сакральных зонах. Такие умершие вокруг себя создавали особое пространство и после смерти. Можно сказать , что их захоронения были сакрально чистыми и находились в зоне инобытия.
Тела "чужих", "не манси", рассматривались как источник повышенной опасности. Они не были членами "сир", "махум", то есть оставались чужими и после смерти.
Как правило мансийские части кладбищ в смешанных поселениях расположены отдельно от чужих и выше по течению.
Чужих посторонних умерших манси раньше просто не трогали, обходили стороной и предоставляли возможность похоронить своим. В еще более ранние времена, по данным "Песен святых покровителей""обезвреживали",то есть снимали скальп и ломали часть костей, чтобы уничтожить чужие души.