4.1 Женские святилища и святые места Женские святилиша и святые места у обских угров вообще, а у манси в частности, отличаются своеобразием. Поскольку женщинам, как существам нечистым, в большинстве случаев запрещено посещение мужских святилищ и святых мест из-за угрозы осквернения и низкого социального статуса, то сформировались именно женские святые места, статус которых значительно ниже, чем общенародных святых мест родовых/фратриальных/межфратриальных, которые могут посещать только мужчины. Такие места носили название
эква-пурлахтын-ма (манс.
земля обрядовой трапезы женщин).
В чем заключается своеобразие женских культовых мест: - их территория и прилегающие к ней территории не являлась священной землей (манс.
ялпын-ма), то есть могла посещаться и не влекла за собой наказание духом за посещение, хотя такое посещение не приветствовалось;
- на территории женских культовых мест, как правило, не совершали кровавых жертвоприношений. Если эпизодически такое и случалось, то для этого обряда приглашали мужчину;
- женские культовые места чаще всего более древние, чем мужские. Они сохраняют культурную традицию поклонения начиная со времен матриархата. Со временем эта традиция ослабевала и заменялась поклонением новым мужским божествам связанным с промыслом и иной хозяйственной деятельностью;
- древние женские культовые места как правило посвящены женским духам места. Эти духи не имеют пар-супругов;
- если на древних местах поклонений эква-пурлахтын-ма и присутствовали изображения мужских духов Мир-Суснэ-Хума или Куль-отыра, то да данном месте носили вспомогательный характер, давая возможность женщинам помолиться о здоровье и благополучии членоы семьи и мужским божествам, которые в мужских святилищах были для них недоступны. Кровавую жертву им не приносили, ограничиваясь обрядовой трапезой;
- в связи с особой древностью женских культовых мест объект поклонения на них как правило был природным объектом - дерево или группа деревьев;
- на женских культовых местах, самых простых в плане организации пространства, как правило отсутствовали священные амбарчики, с которых хранились изображения духов и дары-приклады;
- есть особенности и в культовых действиях - посуду для проведения обрядовых трапез на женских культовых местах не хранили, а забирали с собой обратно. В этом состоит принципиальное отличие он мужских культовых мест, на которых все задействованные в обрядах объекты всегда оставлялись в самом святилище и не выносились за его пределы, поскольку тоже считались священными.
Источники:
Гемуев И.Н., Сагаев А.М. Религия народа манси - 1986
Гемуев И.Н.,Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы - 1999
Бауло А.В. Экспедиционные поездки И.Н. Гемуева к северным манси в 1986 г. - 2015
Источники по этнографии Западной Сибири - [Полевые материалы В.Н.Чернецова] - 1987
Слинкина Т.Д. - Мансийские оронимы Урала - 2011