ПМЗ, как говорят мои друзья, работающие там, задыхается от заказов. А давеча закупили и переоборудовали многие цеха на суперсовременные обрабатывающие центры: все начальство по командировкам в зарубЁж каталось, выбирая оборудование, только ремонтников и операторов почему-то не свозили.
Ваши друзья могут что угодно говорить. Пермский моторостроительный комплекс выпускает не только орбитальные, но и авиационные двигатели. Крупное региональное предприятие, 12 тысяч сотрудников никто завтра не уволит, тем более это не решит проблему с долгами предприятия. Очевидно, что будут искать выход. Да и они уже были банкротами в конце 90-х.
Почему образовался этот долг? Американские военные с 1997 года закупали наши рд-180 для запуска своих тяжелых спутников. И пермские производители нехило расжирели на этих контрактах. Надо сказать, что рд-180 был одним из самых мощных двигателей в 90-х, но постепенно и на западе, и у нас стали появлялись более мощные, а главное - более тяговооруженные. Что такое тяговооруженность ? Это соотношение тяги двигателя к его весу. Чем больше тяговооруженность - тем больше груза можно вывести на орбиту.
Ну а потом конгрессмены поставили вопрос ребром: способна ли американская нация создать нечто подобное. И тут на горизонте появился Илон Маск, а следом и первая версия ракетного двигателя Мерлин. И вот последняя версия 2015 года Merlin 1D Vac+ для ракеты Falcon 9 FT по тяговооруженности уже на 20% обгоняет российский двигатель РД-275M.
Ну соответственно рд-180 больше американцам не нужен, поскольку они уже мерлины поставили на поток, и продать его больше не кому. У европецев свои, у китайцев свои. В общем у нас сейчас задача как в 60-х годах: догнать и перегнать Америку. Шанс создать более тяговооруженный двигатель, чем мерлин, наверное есть. Посмотрим как пермские им воспользуются.