Промежуточный итог: нагло рушу представления дятловедов о том, что группа шла по Ауспии Далее - обоснования возможности группе Дятлова не идти по Ауспии. Обоснования того, что группа шла не по Ауспии, будут позднее.
1. Двумя большими постами выше показал, что 28-го группа встала на Лозьве аккурат у устья Ауспии или даже где-то до 3-х км выше него.
2. В крайнем большом посте показал -
спасибо ЯНЕЖ! - что устье Ауспии зимой вполне можно проскочить. Особенно учитывая, что 28-го лагерем встали в 17:30, когда видимость уже не очень. В том же посте показал, что Дятлов мог сознательно не пойти по Ауспии.
3. Слова в дневнике Зины говорят о том, что она не держала в голове и не имела в наличии картинки с четкими ориентирами, а представляла себе лишь последовательность участков маршрута:
Сегодня идем несколько км по р.Лозьве, а потом переходим на р.Ауспию.
>(прим.: нарисована стрелка от "Сегодня" вниз до "р.Ауспию" и к нижеследующей дате "28.2.58 г.")
Слова эти написаны самыми первыми 28-го в дневнике Зины, до выхода из 2-го Северного, как видно из скана дневника:
https://disk.yandex.ru/a/7Q40Q4yt3TYWrg/5ab015350f04580b3b6ad09dОт 2С до "перехода на р.Ауспию" - 17км, но никак не "несколько км по р.Лозьве".Казалось бы, фраза "Сегодня идем несколько км по р.Лозьве, а потом переходим на р.Ауспию" может означать такой вариант: несколько км. по Лозьве - переход на тропу до Ауспии - переход на Ауспию. Но этот вариант отпадает, т.к. если бы такой план был на утро 28-го, тогда бы Зина так и писала: выходим на тропу, и по ней - до Ауспии. Но о тропе-то ни слова! Более того, из лесоустройки видно, что если бы группа хотела от 2-го Северного пойти до Ауспии по тропе, им не нужно было бы топать по Лозьве "несколько км" (см. бирюзовые точки). Если же группа хотела пофоткать Хой-Экву (на лесоустройке отсутствует), то ей пришлось бы идти по Лозьве (см. желтые точки) до точки съемки (красная точка). А от красной точки никаких троп на лесоустройке нет, и потому 28-го с утра группа не могла планировать такой маршрут. Остается маршрут зелеными точками: при таком маршруте, действительно, от 2-го Северного придется топать по Лозьве "несколько км". Но здесь встает вопрос: зачем группе идти таким маршрутом? Если группе нравилось идти по реке, так и иди по ней! Если не нравилось, так не иди! От 2-го Северного есть выбор любого из этих вариантов. При маршруте по зеленым точкам нет выигрыша в скорости в сравнении с маршрутом по бирюзовым точкам. Т.о. он никак не объясняется, так что нет оснований полагать, что он был в планах группы.
Таким образом, Зина не держала в голове и не имела в наличии картинки с четкими ориентирами, а представляла себе лишь последовательность участков маршрута. Можно ли говорить о том, что Зина не держала в голове такую картинку, а Люда держала? Полагаю, что нет.
4. Свидель Ремпель показал, что 25-го давал дятловцам лесоустройку для выкупировки. Дочка Ремпеля сообщила (
https://taina.li/forum/index.php?topic=3854.msg788719#msg788719), что: "к дедушке приходили только ребята, их было где-то 5 или 6 человек". Т.е. ни Зина, ни Люда у Ремпеля не были (были только мальчики - блиновцы и дятловцы). В общем дневнике нет ни слова о походе к Ремпелю. Соответственно, сделавшие выкупировку, ей не светили и событие это не афишировали. Афишировали только встречу с человеком с интересной фамилией (поэтому у Зины в дневнике осталась запись лишь о фамилии). При таком подходе, показывали ли девочкам выкупировку - большой вопрос. Если она была у Дятлова, то точно нет: Дятлов знал об успехах Зины в дисциплине "ходьба по азимуту" и лишний сомневающийся в его компетенции и "учащий жить" ему был точно не нужен:
https://downloader.disk.yandex.ru/preview/d52219d3438cfc30c9cba90130e4db5fca765b450d532d69d333da50ba0649e6/60948eaf/RBFlF3pq30rxXq1sieSf5lQwI3qJh-UPdXQ39gkPjcppAwcBytHqEfW-lxXchCsaq_J6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D?uid=0&filename=2.jpg&disposition=inline&hash=&limit=0&content_type=image%2Fjpeg&owner_uid=0&tknv=v2&size=1920x1122У кого в группе Дятлова был на руках картографический материал:
Протокол допроса Риммы Колеватовой:
Заместитель председателя спортивного клуба при УПИ т. Мильман, узнавший от третьих лиц о том, что у меня была карта со схемой маршрута перед отправлением группы в поход, позвонил моей сестре Нине Сергеевне Анисимовой с просьбой доставить карту, по которой можно было бы начать поиски. Но эту карту мой брат Александр взял с собою в поход.
Тетрадь Масленникова:
В полевой сумке Дятлова обнаружены следующие документы:
(…)
5) Карты: Лист Р-39, 40 (Сыктывкар, Ханты-М), часть карты Ивдельского лесничества, несколько фотокарт, 3 кальки с карт лесничества.
Т.е. таким материалом владели только Дятлов и Колеватов.
Делаю вывод, что девочки не имели на руках картографического материала в виде карт местности или схем, что еще раз свидетельствует о том, что они не держали в голове и не имели в наличии картинки с четкими ориентирами, а представляли себе лишь последовательность участков маршрута.5. Дневники на предмет прохода по Ауспии:
Записи о движении якобы по Ауспии встречаются в дневниках в следующих местах:
Дневник Зины, запись от 28-го:Сегодня идем несколько км по р.Лозьве, а потом переходим на р.Ауспию.
>(прим.: нарисована стрелка от "Сегодня" вниз до "р.Ауспию" и к нижеследующей дате "28.2.58 г.")
Заметим, что употребляется оборот "переходим" вместо более логичного "поворачиваем" или "сворачиваем" - в случае, если у тебя перед глазами карта или в голове четкая картинка маршрута. "Переходим" с Лозьвы на Ауспию вполне применимы к вот этой точке, человеком, который не владеет картой и не держит в голове картинку маршрута: если полагать, что Лозьва - это вверх, то ответвление от нее на запад будет считаться Ауспией:
Эту запись Зины откидываю как свидетельствующую о движении группы по Ауспии, как в силу пунктов 3 и 4 выше, так и в силу того, что запись сделана утром, до выхода из 2-го Северного, т.е. говорит о возможных в будущем, но о еще не состоявшихся событиях:
https://disk.yandex.ru/a/7Q40Q4yt3TYWrg/5ab015350f04580b3b6ad09dДневник Зины, запись от 29-го29.1.59г
Сегодня Юрка именинник. Идем сначала по Лозьве потом на Ауспию свернули.
Еще вчера у Зины не было представления, что на Ауспию надо сворачивать, а сегодня уже появилось. Почему? Понятно, что потому, что повернули как бы на Ауспию. Но таким "поворотом" вполне может быть тот, который покзан на карте выше.
Дневник Зины, запись от 30-го30.2.59 Идём по Ауспии
Перейдя на псевдо-Ауспию, продолжает по ней идти.
Общий дневник, запись от 29-го29.I.59 г. День второй, когда мы идем на лыжах. Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии. Шли по тропе манси. Погода хорошая. -13°. Ветер слабый. Часто на Лозьве встречаем наледи. Все.
Коля Тибо.
PS Похабно писать через два дня.
Нет ни слова о том, что повернули на Ауспию. Шли к ней - да, повернули - не ясно. Фраза "Часто на Лозьве встречаем наледи" может говорить о том, что данная запись Тибо сделана на Лозьве, до поворота на Ауспию. Тогда поворот на Ауспию - это возможное, но отнюдь не совершенное действие.
Общий дневник, запись от 30-го30 января 1959 г.
Дневник пишется в пути, на морозе, на ходу.
Сегодня третья холодная ночевка на берегу Ауспии. Начинаем втягиваться. Печка – великое дело. Некоторые (Тибо и Кривонищенко) думают сконструировать паровое отопление в палатке. Полог-подвешенные простыни вполне оправдывают. Подъем в 8-30. После завтрака идем по реке Ауспии, но опять эти наледи не дают нам продвигаться вперед. Пошли берегом по санно-оленей тропе. В средине пути встретили стоянку Манси. Да, Манси, Манси, Манси. Это слово встречается в нашем разговоре все больше и больше. Манси - народ севера. Малонациональный Ханты-Мансийский н-р. с центром Салихарда - 8 тысяч человек. Очень интересный и своеобразный народ, населяющий Северный Заулярный Урал, ближе к Тюменской области. У них есть письменность, свой язык, и что характерно и особый интерес представляют лесные засечки и особые значки.
Писала девочка. По ее представлениям - на Ауспии, но не факт, что так и было на самом деле (см. пункты 3 и 4 выше)
Общий дневник, запись от 31-го ДятловаПонятно, что если Дятлов прощелкал Ауспию и пошел по Лозьве, в дневнике он все равно будет писать "Ауспия".
Отметим для дальнейшего весьма примечательный факт: если "до поворота на Ауспию" в общем дневнике отмечались и Колеватов, и Кривонищенко, и Дорошенко, то "после поворота" - только девочки и Дятлов Т.е. дневник удивительным образом стал попадать в руки только тех, кто не держал в голове и не имел в наличии картинки с четкими ориентирами, а представлял себе лишь последовательность участков маршрута, ну и самому Дятлову.
6. Дневники на предмет перехода с Лозьвы на тропу вдоль Лозьвы, которая затем, пересекая Лозьву, выводит аккурат на Ауспию. Либо на предмет натыкания на таковую тропу при проходе по Лозьве, повороте на эту тропу и, соответственно выхода аккурат на Ауспию.
Безусловно, подтверждения одного из таких маршрутов группы Дятлова существенно подрывало бы мою версию. Но таких подтверждений нет.
Мной показано, что если мансийская тропа через Лозьву на Ауспию и существовала в 59-м, то была слабой (за что коллега
bestiarys на меня озлилась и решила сорвать злобу в данной теме):
https://taina.li/forum/index.php?topic=12821.msg1253816#msg1253816и
https://taina.li/forum/index.php?topic=12821.msg1253906#msg1253906Принимая во внимание также и то, что 28-го группа встала на Лозьве (рядом с устьем Ауспии) в 17:30, когда видимость ограничена, нет ничего невероятного в том, что группа вполне могла пересечь по Лозьве указанную тропу и этого не заметить, если тропа была припорошена.Осталось рассмотреть невозможность группе Дятлова не выйти, идя по Лозьве, на мансийскую тропу вдоль Лозьвы, которая неизменно привела бы их на Ауспию.Дневник Зины за 28-е28.2.58
(...)
Идти вчера было без рюкзаков гораздо легче
снег, снег, снег, снег
по берегам замерз. рек снег снег
Метёт.
"Идти вчера было без рюкзаков гораздо легче" намекает на то, что, как и 27-го, 28-го тоже шли по реке. Об этом же говорит и фраза "по берегам замерз. рек снег снег".
Дневник Зины за 29-е29.1.59г
Сегодня Юрка именинник. Идем сначала по Лозьве потом на Ауспию свернули.Места красивые.
Вдоль Ауспии проехали манси. Виден след, зарубки, видна тропа. На тропах часто знаки встречаются. Интересно о чем они пишут? Сейчас мансийская тропка сворачивает на юг.
Нет ни слова о том, что шли вдоль Лозьвы по тропе. При этом тропа вдоль Ауспии четко отмечена. Можно ли отмечать тропу на Ауспии, опуская упоминание о тропе на Лозьве, которая тебя на Ауспию и привела? Вероятность, конечно, есть, но низкая...
Общий дневник за 28-е28 января.
(...)
Вышли в 11-45. Идем вверх по реке Лозьва. Каждый торит тропу по 10 минут. Глубина снега в этом году значительно меньше, чем в прошлом. Чпсто приходится останавливаться и соскабливать мокрый снег с лыж, ибо встречаются еще такие незамерзшие места. Юрка Кри идет сзади и делает кроки маршрута. Берега реки в районе 2-го Северного скалистые., особенно правый берег, затем скалы (сложенные из известняка) попадаются только местами и в конце концов берега становятся пологими, сплошь покрытые лесом.
Встаем на привал в 5-30 на берегу Лозьвы.
Весьма четко указано, что шли только по реке.
Общий дневник за 29-е29.I.59 г.
(...)
PS Похабно писать через два дня.
"Похабно писать через два дня" означает, что данная запись сделана Тибо в продолжение
его же записи (а не каких-то других) от 26-го:
26.I.59 г.
Не могу, хотя и пробовал Коля Тибо (исправлено с "Коля Криво" - прим. сост.)
Таким образом, запись Тибо от 29-го может содержать описания событий только/и любой из следующих дат: 27, 28, 29-е.
-----------------
Разберем запись Тибо от 29-го в общем дневнике построчно:"29.I.59 г. День второй, когда мы идем на лыжах." Т.е. далее повествование будет скорее всего - о 28-м. Вполне можно предположить, что данная запись сделана утром 29-го до выхода или немного после, потому что 26-го Тибо пришлось себя вымучивать, что еще хуже в лагере после перехода, где есть, чем себя занять вместо писания общего дневника.
Соответственно, Тибо еще нечего писать про 29-е!"Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии." Это, соответственно, про 28-е. Действительно, 28-го шли от ночевки на Лозьве до ночевки на Ауспии, только вот дошли ли - автор умалчивает. Возможно, дошли до Ауспии, и под "ночевкой на р. Ауспии" подразумевается ночевка на Лозьве у устья Ауспии.
"Шли по тропе манси." Это, соответственно, тоже про 28-е. Но, как отмечено выше, про поворот на Ауспию ни слова. Поэтому данная запись отлично укладывается в вариант моей версии, когда Дятлов, сунувшись на Ауспию, увидел завалы на реке и запорошенную лыжню и решил пойти далее по более широкой и предсказуемой Лозьве.
Также, если запись Тибо сделана 29-го после выхода, тогда получается, что 28-го шли по тропе, а 29-го уже нет, уже сошли с тропы. Иначе было бы "идем по тропе манси". Но, как будет показано ниже, запись в дневнике сделана Тибо на Лозьве. Т.е. 29-го, на Лозьве, до поворота на Ауспию, группа уже сошла с тропы. Соответственно, нет оснований считать, что Дятловцы не могли пропустить Ауспию, поскольку не шли по тропе, которая якобы гарантированно туда приводит.Другой вариант: дятловцы действительно 28-го шли по мансийской тропе, несмотря на то, что запись в общем дневнике от 28-го говорит об обратном (см. выше). Но на лесоустроительной схеме нет ни намека на мансийскую тропу, которая ведет на Ауспию с Лозьвы. По лесоустройке маршрут группы по тропе таков:
Как видно по лесоустройке, Дятлов, выйдя на просеку з-в, должен был пилить по ней до Лозьвы, перейти Лозьву и где-то южнее мысленного продолжения этой просеки искать рукав Ауспии. Т.е. как должен рационально действовать Дятлов? Выйдя по просеке на Лозьву, он выходит на реку, переходит ее и несколько ниже просеки начинает искать устье Ауспии по правому (противоположному) берегу Лозьвы.
По карте маршут Дятлова в этом случае таков:
Как видно по карте, по просеке Дятлов фактически выходит чуточку, но ниже реального устья Ауспии. Устье остается выше (по спутнику- на 30 метров), но Дятлов уверен, что оно ниже. Время порядка 17:00 или позже. Дятлов спускается все южнее и... естественно не выходит на устье. Делает стоянку. На следующий день группа логично движется по Лозьве вверх в поисках устья Ауспии. Но тогда это получается вариант, отброшенный выше - когда группа идет все время по Лозьве и проскакивает слабую, заметенную мансийскую тропу, пересекающую Лозьву. Если же Дятлов выходит с просеки прямо в устье Ауспии, тогда переходим к подварианту выше - когда "Дятлов, сунувшись на Ауспию, увидел завалы на реке и запорошенную лыжню и решил пойти далее по более широкой и предсказуемой Лозьве"
"Погода хорошая. -13°. Ветер слабый." Это, соответственно, тоже про 28-е. Но 28-го у Зины совсем другая погода: "снег, снег, снег, снег по берегам замерз. рек снег снег Метёт."... Т.е. надо рассмотреть вариант (сделано ниже), когда в записи Тибо присутствует описание и 29-го.
"Часто на Лозьве встречаем наледи." Данная фраза указывает на то, что запись Тибо в общем дневнике сделана еще на Лозьве, до прехода на Ауспию, и, соответственно, она подтверждает, что фраза "Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии." говорит о несовершенном действии.
------------------
Как указано выше, не все фразы в записи Тибо стыкуются с событиями 28-го. Поэтому разберем еще один вариант прочтения записи:"29.I.59 г. День второй, когда мы идем на лыжах." Т.е. далее повествование будет о 28-м. Вполне можно предположить, что данная запись сделана утром 29-го, некоторое время после выхода.
Поэтому в записи будет в основном про 28-е и немного про 29-е!"Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии." Это, соответственно, про 28-е. Действительно, 28-го шли от ночевки на Лозьве до ночевки на Ауспии, только вот дошли ли - автор умалчивает. Возможно, дошли до Ауспии, и под "ночевкой на р. Ауспии" подразумевается ночевка на Лозьве у устья Ауспии.
"Шли по тропе манси." Это про 29-е.
Как будет показано ниже, запись в дневнике сделана Тибо на Лозьве. Т.е. 29-го, на Лозьве, до поворота на Ауспию, группа уже сошла с тропы. Иначе было бы "идем по тропе манси". Соответственно, нет оснований считать, что Дятловцы не могли пропустить Ауспию, поскольку не шли по тропе, которая якобы гарантированно туда приводит."Погода хорошая. -13°. Ветер слабый." Это, соответственно, тоже про 29. И это уже бьется с тем, что 28-го у Зины другая погода: "снег, снег, снег, снег по берегам замерз. рек снег снег Метёт."
"Часто на Лозьве встречаем наледи." Данная фраза указывает на то, что запись Тибо в общем дневнике сделана еще на Лозьве, до прехода на Ауспию.
Таким образом пока что не остается никаких доводов против сценария, что группа не шла по Ауспии. Доводы за обсужу ниже.