У них не ритуал, а гражданская казнь, и тело Золотарева не вещь, хотя авторы утверждают обратное, приравнивая тело человека к вещи
Я изложил основные моменты концепции Лотмана, без учета обстоятельств смерти. Как воспринимают мертвое тело манси, я не знаю. Предметы бывают одушевленные и неодушевленные. Тело тоже предмет. Погребальный ритуал у всех народов мира отражает социальный статус индивида, порой- обстоятельства рождения, смерти, все это преломленное через мировоззрение и этнические особенности.
Погребальный ритуал - или его о тсутсвие- совершенно определенно будет отличаться у лиц, умерших своей смертью и у казненных.
Добавлено позже:Вы какие-либо ограничения, которые на фоне практики нанесения сакральных символов как на живых людей, так и на неодушевленные предметы, не позволяют сделать то же самое с объектом, который был живым но утратил это свойство, для введения его в сакральный оборот?
Я не вижу ограничений, более того, покойник сразу меняет семиотический статус на более высокий, по сравнению с собою живым, или с другими равными по положению живыми членами социума. Он включается в погребал.ный ритуал. У многих народов мира существуют специальные обряды перехода. А у ряда народов покойник выступает медиатором, т. Е связным между тем и этим миром. Есть статья Антоновой и Раевского Богатство усопших, там описано много интересных моментов.
Смерть вождя нарушала миропорядок и тоже требовала определенныз действий и ритуалов, для восстановления мирового порядка У индоевропейцев это был обряд повержения и восстановление символичного мирового столба.
Но разные народы решали свои проблемы по разному, ко всем с одной меркой не подойдешь.
Но ясно одно тело покойника везде имело повшенный семиотический статус. Простейший путь избавления от мертвого тела в целях санитарии - просто оттащить куда то. Но нет, во всем мире с покойным связаны обряды и ритуалы.
Племена ямной культуры брозового века, кстати, расписывали охрой тела некоторых покойных, она потом осаждалась на костях черепа, его чаще всего натирали охрой, а также кисти рук и стопы ног.
Думаю, что нанесение символики на тело покойгого вполне могло быть. Но разница между телом и, например, горшком или куском бересты, где одни и те же символы, будет, только понять глубинный смысл не всегда вожможно.
Ну и любая реконструкция преломляется через психологию исследователя.