bestiarys, Можно ли в последующем описании дать реальную оценку этносу манси (северные манси), с точки зрения конфликтности.
Для того, чтобы материалом было удобно пользоваться, представляю его в тезисной форме без ссылок и цитирования. Если потребуется более серьезная аргументация, с отсылкой на обосновывающие источники. к ней всегда можно обратиться.
Итак:Народ манси / вогулы сформировался, и в этом сходятся большинство серьезных исследователей, на основе слияния двух праэтносов, имеющих различный стартовый культурный уровень и способ ведения хозяйства:
- местных охотников, прафинской языковой группы, которые жили исключительно охотой, рыболовством и собирательством (фратрия Пор);
- пришедших угров (фратрия Мось), воинов-всадников, имеющих достаточно высокую военную культуру и поклонявшихся Богу-всаднику и имеющих культ оружия.
Достаточно органичное слияние культур произошло уже в историческую эпоху и к моменту появления активного интереса к региону со стороны западных и юго-восточных соседей примерно с XII в. это была единая культурная общность, стоявшая на пороге создания собственной государственности. Ко вт.пол. XVII в. регион был военным путем был присоединен к Российскому государству с введением внешней администрации, установлением ясачной повинности и проведением насильственной христинизации.
Что отмечается авторами источников и фиксируется в фольклоре:- несмотря на жесткий административный прессинг, демонстративное уничтожение святынь (сжигание идолов и сакральных объектов), агрессивное поведение промышленников, вытеснение с родовых угодий практически не отмечаются ответные агрессивные действия со стороны манси-вогулов. Скорее наоборот, вызывает удивление их неконфликтность;
- в описаниях завоевателей зафиксированы факты военной жестокости манси по отношению к противнику / военнопленному, но не исключено, что они являются элементом идеологической войны, поскольку они практически отсутствуют в фольклоре и носят в нем подчеркнуто ритуальный характер (например: снятие скальпа как способ уничтожения души);
- манси считали, что преднамеренное причинение страданий живому существу в рамках промысловой охоты – это преступление и будет обязательно наказано высшими силами.
Однако есть свидетельства мучительно умерщвления жертвенных животных путем постепенного нанесения множественных ножевых ранений. Хотя не исключено, что это выдумка автора не присутствующего на пур и описывающего собственные фантазии о нравах диких вогулов. К такого рода действиям относится также практика ритуального удушения, воспринимаемая европейцами как неоправданная жестокость. Сами обские угры, напротив, считают такой вид причинения смерти наиболее сакрально чистым и выбирают его, в частности, для самоубийства;
- главное наказание – пресечение возможности возрождения души.
Общий характер жизнеобеспечения, охота и рыболовство, предполагал жизнь небольшими семейными группами с высокой степенью рассредоточения. Оленеводство появилось сравнительно поздно, не ранее XVIII в., и носило преимущественный характер обеспечения коммуникации, условий для продуктивного оленеводства мясного направления практически не было.
Манси – прежде всего охотник. Причем очень часто охотник-одиночка. В фольклоре воспевается смелость, удачливость, личное мужество в поединке со зверем, выносливость, меткость. Обязательное условие - уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
В отношении социальной организации. Основа – небольшие семьи с очень жесткой внутренней иерархией и традиционным порядком. Сын при живом отце, например, не может совершать обрядовые действия, заходить на территорию сакрального объекта дальше костра. Власть старшего мужчины в родовой иерархии абсолютна. Глава семьи / рода одновременно и глава родового культа, хранитель семейных святынь.
Манси жили разрозненно, в пределах своих родовых земель, но активно общались с соседями / соплеменниками /родственниками / знакомыми. В том числе и живущими далеко, километров за 150-200. Принимали гостей / ездили в гости.
Верность семье и роду выражалась в соблюдении обычая кровной мести и совершенной закрытости существенных сторон жизни рода для посторонних. В этот мир не допускаются люди чужой культуры вне зависимости от их статуса, несмотря на таежное гостеприимство и обязательную взаимопомощь.
Поддержка «своих», родственников – основа взаимосуществования.
Обязательными качествами во взаимоотношениях являются – честность и дружелюбие.
Пороками – воровство, присвоение чужой собственности, нарушение слова, демонстративное нарушение обычаев, разглашение сторон жизни сообщества.
Кодекс поведения достаточно подробно прописан в сакральных повествованиях, которые читались на медвежьих праздниках. Его нарушение ставило вне закона. В источниках описано, как лицо, которое вело себя подобным образом, внезапно замерзало или исчезало вовсе.
Сакральная жизнь исходила из того же принципа рода. Только в «Род» еще дополнительно входили духи, также в соответствие с внутренней родовой иерархией. Сакральная жизнь манси совершенно закрыта для посторонних, как и любая другая родовая жизнь.
С главой духов / богов (торумов) – может общаться только глава «махума» (народа), с фратриальной святыней – глава фратрии, с родовыми духами – глава рода. Общение основано на принципах договора. Жертва обменивается на покровительство духа и поэтому она должна принадлежать дарителю / жертвователю. Нельзя пожертвовать то, что тебе не принадлежит или взять то, что тебе не предназначено. Дары духу («шайтану») могли быть очень значительны. У духа, как у родовича, можно было взять в долг, но обязательно вернуть.
Дух жил на своей территории и в «договор» с ним всегда входила его автономия, нарушать которую мог только тот, кто имел на это право. Духу принадлежала собственность, на которую распространялись нормы близкие к обычным правовым родовым нормам, с той лишь оговоркой, что их нарушение воспринималось как экстраординарное преступление, которое могло поставить род/фратрию/народ на край гибели.
Шаман – это показатель личной квалификации, если шаман не был главой социальной группы, то особой власти он не имел. С его мнением считались, не более.
Женщина )) существо второго сорта. Она сама и всё, что с ней связано могло оскорбить духов и принести нечистоту. Женщина покупалась за калым и воспринималась, в большинстве случаев, как «рабочая лошадка». Например, молодая незамужняя женщина днём должна была либо работать, либо стоять у порога. Она не имела права посещать святилища, кроме женских, и касаться святынь, оружия, орудий лова, мужских нарт и т.д.
Как итог:- культура манси не предполагает высокого уровня конфликтности, но и не допускает вольного к себе отношения. Посторонние держатся на расстоянии и, в случае соблюдения ими общепринятых норм поведения, они могут рассчитывать на ответное дружелюбие и помощь;
- в культурных нормах нет и никогда не было неоправданной жестокости;
- каждый мужчина-манси охотник и обладает вполне достаточной квалификацией и физической подготовкой для ведения военных действий в случае вооруженного конфликта;
- родовая дисциплина и формы родовой организации, хозяйственной деятельности и коммуникации, дают возможность их использования в случае вооруженного конфликта;
- существующие нормы поведения и правоприменительная практика внутри национально-религиозного сообщества предполагает, что есть определенные виды преступление, которые ставят лицо вне закона с соответствующим объемов действий. Это убийство, воровство, осквернение сакральных объектов. Ответственность за наказание в этом случае несет та социальная группа, по отношению к которой было совершено преступление.