Аборигены Северного Урала - Манси - стр. 10 - Краеведение - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Аборигены Северного Урала - Манси  (Прочитано 158274 раз)

0 пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

odnokam,  вероятно, детский дом и интернат одно и тоже, о Бурмантовском интернате пишут как о школе, Бурмантовская школа.
Чагин из второй заметки, которого избил пьяный директор Бурмантовского интерната,  "наш" Чагин из УД
Протокол допроса свидетеля Чагина
7 марта 1959 г. следователь прокуратуры Ивдельского района Свердловской области юрист 1 кл. Кузьминых допросил в помещении Вижайского Лаготделения п.я. 240 в качестве свидетеля с соблюдением ст. ст. 162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя, отчество Чагина Егора Ивановича
2. Год рождения 1874..
И надо же, в 1955 году ученики 6-7 классов ухитрялись выпивать в общежитии интерната и посторонних на ночь приводить, из третьей заметки
Во дают  =-O


Поблагодарили за сообщение: odnokam | ВэйС

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

odnokam,  вероятно, детский дом и интернат одно и тоже, о Бурмантовском интернате пишут как о школе, Бурмантовская школа.
Чагин из второй заметки, которого избил пьяный директор Бурмантовского интерната,  "наш" Чагин из УД
Протокол допроса свидетеля Чагина
7 марта 1959 г. следователь прокуратуры Ивдельского района Свердловской области юрист 1 кл. Кузьминых допросил в помещении Вижайского Лаготделения п.я. 240 в качестве свидетеля с соблюдением ст. ст. 162-168 УПК РСФСР
1. Фамилия, имя, отчество Чагина Егора Ивановича
2. Год рождения 1874..
И надо же, в 1955 году ученики 6-7 классов ухитрялись выпивать в общежитии интерната и посторонних на ночь приводить, из третьей заметки
Во дают  =-O
Дорогая adelauda_glasha!
Я этих учеников не оправдываю, но тогда люди обычно кончали 7 классов, и начинали самостоятельную жизнь. То есть ученики 6-7 класса были старшеклассниками, уже почти взрослыми людьми. А посторонних в интернат ночевать, привела, судя по всему, учительница - и потом заставляла девочку врать, чтобы выгородить своих знакомых негодяев.
Прилагаю еще несколько материалов про манси из "Северной звезды" 1955 года.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | ВэйС | Дмитриевская | KUK | Belfanio

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 088
  • Благодарностей: 6 617

  • Был 08.11.24 02:23

« Последнее редактирование: 08.08.20 21:52 »
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0


Поблагодарили за сообщение: odnokam | arfaxad

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемые форумчане!
Вчера удалось посмотреть "Северную звезду" за второе полугодие 1953 года. Вывешиваю три материала про манси.


Поблагодарили за сообщение: arfaxad | Дмитриевская | KUK | adelauda_glasha | Belfanio

arfaxad


  • Сообщений: 3 915
  • Благодарностей: 2 572

  • Расположение: Кубань

  • Был сегодня в 13:54

В созвездии слов и имен
Сборник научных статей к юбилею Марии Эдуардовны Рут
http://forumstatic.ru/files/001a/87/44/81383.pdf
мансийская топонимия
иногда счастье — это когда ничего не происходит ; disk.yandex.ru/i/2AdD1OfuMmqBJA


Поблагодарили за сообщение: KUK | odnokam | adelauda_glasha

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемые форумчане!
Вывешиваю статью про экспедицию, которая несколько лет в 1950-х годах работала на Лозьве и Пелыме, в этой теме, поскольку автор пишет в основном про манси. Полностью номер журнала есть здесь: http://nozdr.ru/biblio/j/us Мне показались интересными такие моменты:
- фото чамьи (амбарчика для хранения продуктов); не такой ли, только развалившийся, мы видели на фото туристов группы Дятлова?
- фото маленького Ивана Анямова на лыжах, но без палок (значит, маленькие лыжные палки на знаменитом фото "Кому сахар?" не принадлежали ребенку манси).

Автор статьи, Г. Бабаков, в 1961 году написал даже книгу про свои экспедиции на север Свердловской области, но там в основном рассказы про Пелым. Но есть интересное место - про то, как друг автора, Валерий, зимой забрался на Хой-Экву. Вывешиваю эту страничку и титульный лист книги.

Еще одну статью про эту экспедицию вывесил в другой теме: https://taina.li/forum/index.php?topic=390.msg1149686#msg1149686 Там описана растительность на Хой-Экве, но языческое святилище, которое помещают на эту гору некоторые форумчане, ученые не обнаружили (хотя они были там до похода группы Дятлова).
« Последнее редактирование: 28.08.20 20:07 »


Поблагодарили за сообщение: greencat | adelauda_glasha | KUK | Belfanio

greencat

  • Заблокирован

  • Сообщений: 946
  • Благодарностей: 710

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был 28.04.22 10:06

odnokam. Возможно немного не в тему : где бы нам поговорить о так называемых " старых людях " Урала ? Полагаете здесь ? Или создать другую тему ? У меня кое - какие записи остались , записанные преимущественно в деревнях староверов.

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемый greencat!
У нас на Форуме есть тема "литература о Северном Урале", там, думаю, это будет уместно.
« Последнее редактирование: 28.08.20 20:19 »

greencat

  • Заблокирован

  • Сообщений: 946
  • Благодарностей: 710

  • Расположение: Екатеринбург

  • Был 28.04.22 10:06

Спасибо ! Выложил, читайте, рецензируйте.

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемые форумчане!
Нашел в Интернете книжечку про "наш" Ивдельский район, 1966 года, называется "На уральском Севере":
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/IEVLEV_Pavel_Petrovich/_Ievlev_P.P... html
Есть там и про манси. Самое удивительное - на странице 93: бывший шаман, Никита Бахтияров, оказывается, стал знатным охотником госпромхоза!
Еще важная информация на странице 95 - "В 1960 году в Ивдельском районе насчитывалось 44 семьи манси (176 человек)."
« Последнее редактирование: 20.09.20 23:19 »


Поблагодарили за сообщение: arfaxad | adelauda_glasha | KUK | greencat

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

odnokam,  ссылка не открылась  :(
пишет:
не найдено
Запрошенный URL / ARCHIVES/I/IEVLEV_Pavel_Petrovich/_Ievlev_P. P... html не был найден на этом сервере.
Apache/1.3.34 Server at publ.lib.ru Port 80


Поблагодарили за сообщение: odnokam

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Дорогая adelauda_glasha!
Да, почему-то при копировании ссылка искажается, образуется пробел перед "html". Можно просто поискать на "Иевлев На Уральском Севере 1966".


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

arfaxad


  • Сообщений: 3 915
  • Благодарностей: 2 572

  • Расположение: Кубань

  • Был сегодня в 13:54

так ещё можно
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/I/IEVLEV_Pavel_Petrovich/

там выше по директориям в алфавитном порядке можно бродить на сервере этом
иногда счастье — это когда ничего не происходит ; disk.yandex.ru/i/2AdD1OfuMmqBJA


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

О_О...   arfaxad,  спасибо  *THUMBS UP*


Поблагодарили за сообщение: arfaxad

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Дорогая adelauda_glasha!
Нашел еще статью про интернат в Бурмантове, прилагаю.

Еще нашлись две заметки про спасение манси из Ивдельского района, попавших в беду. Одну вешаю здесь (журнал целиком есть в Интернете: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''Vokrug_sveta''/_''Vokrug_sveta''_1960-69_.html). Другая заметка - в разделе про "Северную звезду": https://taina.li/forum/index.php?topic=11749.msg1162275#msg1162275
« Последнее редактирование: 23.09.20 11:28 »


Поблагодарили за сообщение: KUK | adelauda_glasha

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемые форумчане!
В журнале "Урал" за 1961 нашел повесть о геологах, работавших в районе Ивделя. Сканировал главку про манси: https://taina.li/forum/index.php?action=media;sa=album;in=267
В самом начале очень просто объясняется, откуда у манси появлялись форма с погонами и фуражки с кокардами.
« Последнее редактирование: 11.11.20 21:05 »


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

odnokam,  как повесть называется?
Очень интересно, спасибо.

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Дорогая adelauda_glasha,
Повесть называется "Суеват (северный дневник)".

Вывесил статью с описанием жертвоприношения у вогулов (манси), опубликованную в 1927 году этнографом Чернецовым (https://taina.li/forum/index.php?action=media;sa=album;in=268).
Вопреки бытующим (в том числе у нас на Форуме) вракам о жестокости этого действа, в реальности животных сначала оглушали, а только потом убивали.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | Kamil Tom

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

odnokam,  спасибо.

Пoчемучка


  • Сообщений: 8 148
  • Благодарностей: 3 248

  • На форуме

http://xn----dtbdzdfqbczhet1kob.xn--p1ai/2019/02/27/ponomaryovy-istoriya-semi-skvoz-prizmu-rossijskih-potryasenij/

Пономарёвы – история семьи сквозь призму Российских потрясений
- Андрей Рябов|Опубликовано 27.02.2019
Татьяна Немшанова

Екатерина Григорьевна Пономарёва (Надеина) – наша землячка, проработала в 118 Полярно-Уральской экспедиции тридцать лет. На её памяти – эпоха открытия и разработки полярно-кварцевых месторождений Додо и Неройка, военные и послевоенные годы, когда кварц являлся ценнейшим стратегическим сырьём, необходимым для победы над фашизмом, а позже — для первых полётов в Космос, для защиты морских и сухопутных границ страны. История её семьи – древо рода Пономарёвых, своими ветвями тесно переплелось не только с историей первых геологических изысканий на севере Берёзовского края, но и с первыми жителями разросшегося более чем за век таёжного села Саранпауль — родители Екатерины Григорьевны ступили на югорскую землю одними из первых, когда «зырянский» посёлок только зарождался.

…Чистенькая комнатка в покосившемся от лет здании барачного типа, что через дорогу от поселковой администрации… ухоженные кошечки разных мастей и возрастов: «Некуда девать», — жалуется хозяйка. На просьбу показать старые фотоснимки отца, матери, братьев и семьи Сибирякова охотно извлекает альбомы и фотоснимки из серванта, снимает фронтовой портрет брата, погибшего на войне, с чисто выбеленной стены…

– Всё хочу повыбрасывать ненужные «бумажки»… – куда их хранить?.. меня не станет — кому они нужны будут?.. – выбросят за ненадобностью на свалку… — Екатерина Григорьевна бережно перебирает жёлтые листки — откладывает в сторону. Только фотографии, как всеми пожилыми людьми, бережно хранимые, сама, не замечая того, привычно разглаживает рукой — в тысячные разы всматривается ослабшими глазами в лица ушедших близких…

Бойкая, с открытым взглядом, с острым математическим складом ума, Екатерина Григорьевна Надеина (Понамарёва в девичестве) – уроженка Саранпауля и дочь ближайшего помощника известного в России мецената, исследователя Сибири – Александра Михайловича Сибирякова, поведала историю своей семьи:

Отец Екатерины Григорьевны работал у купца Сибирякова доверенным лицом (приказчиком?) — торговал пушниной (в те годы в Ляпинском крае пушнины добывалось много), в обмен на меха привозил ружья, порох, зерно, муку, ткани, посуду. Григорий Пономарёв родился в 1876 году и умер в 1934 году от болезни сердца, — сильно переживал за работу, то были страшные годы сталинских репрессий. Катеньке, когда не стало отца, исполнилось всего шесть годиков.

Женился Григорий на Александре Ефимовне – матери Екатерины Григорьевны, после возвращения со службы и почти сразу же завербовался на работу в Зауралье к купцу Сибирякову. В Саранпауле, когда молодые переехали с Коми, стояло всего три дома. Александре Ефимовне едва исполнилось на тот момент 16 лет, и по приезду в незнакомые места она поначалу сильно тосковала: край был необжитым и диким — у крыльца дома собирала ягоды… — кругом первозданная тайга! Да и местное население — вогулы (манси), не были рады переехавшим из-за Урала новосёлам и даже собирали местные сходы против заселения русскими и зырянами Ляпинских земель. В соседнем селение Щекурья людей проживало больше, чем в Саранпауле.

Григорий Пономарёв хоть и жил прежде в Коми, по национальности – русский. Мать же – коми, но традиционную одежду не носила, бабаюр (традиционный головной убор женщины коми-зырянки) не одевала; на праздники наряжалась в красивые платья с тугим корсетом. Дышать в корсете было невозможно, но таковы были традиции среди купечества второй половины 19-ого века. Платья были настолько узки, что когда в девичестве подросшая Катя с сестрой пытались их примерить на себе – они не сходились. Очень нарядные Александра Ефимовна носили и кофты, только и те настолько узкие, что девочки не могли застегнуть пуговки. Родители все праздники проводила с друзьями, постоянно ходили в гости, и друзья приходили к ним в дом.

Сибиряков в революцию эмигрировал за границу, и отец устроился на работу в «Рыбкоп» бухгалтером. По должности с него требовали контролировать продавцов, а у тех – постоянно недостачи, из-за чего приходилось делать списания, покрывать недостачи… — ответственность большая. От того сердце и надорвалось… — времена после благополучной жизни настали сложные – неспокойные. Начались повсеместные репрессии, раскулачивания; гражданская неразбериха охватила и крохотные поселения по Ляпину в глухой зауральской Сибири.

Отца арестовали. Когда его увозили, детей мать спрятала в подполе дома. Отца и ещё одного мужчину повезли на оленях на западный склон Урала в Коми — по Сибиряковке. Утром два конвоира с отцом подъехали к оленеводческому чуму. Один конвоир говорит другому – открыто, нагло, при отце: «Куда торопиться?.. – попьём чаю… — куда он денется?.. Ты, что не можешь сам справишься с ним?.. Чего возишься?.. — прихлопни!.. Я своего, как только отъехали от Саранпауля, хлопнул… — прихлопни своего (отца!), — и никакой возни с ними!... »

Только конвоир отца оказался добрым человеком — сказал ему, когда его напарник в чуме пил чай, что не может убить потому, что отец ничего плохого людям не делал: «…Слышал, что люди в Саранпауле отзывались о тебе только хорошо». — Когда отец работал у Сибирякова, многим давал в долг муку: хлеб привозили только по воде и зимой, а пушнина на обмен у людей была не всегда, — отец охотникам и давал хлеб, охотничьи припасы в долг под будущую пушнину. Люди по списку набирали продукты на целый год, поэтому Григория Пономарёва уважали и ценили.

Когда отца увозили из дома, разыгрался сильный буран, и стоял лютый мороз. Конвоир отцу сказал: «Я выстрелю в воздух, а дальше – как сможешь… — выживешь… – хорошо. У тебя большая семья, маленькие дети… — грех на душу брать не хочу!»

Конвоир выстрелил в воздух и уехал за Урал, а отец шёл, сколько смог, пока не обессилил и упал. Его замело снегом, — так бы и погиб, но спасли оленеводы. Они обходили стадо и наткнулись на отца – откопали. Думали, что тот умер-замёрз, взяли в чум и долго растирали спиртом. Отец очнулся и остался жить потому, что ему попались хорошие люди.


…В сороковые годы незадолго до войны надгробья родных на щекурьинском кладбище поснимали, осталось только одно чугунное – бабушкино, – матери отца. Надгробье бабушке положил сам отец — привёз издали. На щекурьинском погосте были и каменные надгробья — их выкорчевали с могил и свалили на берегу реки в Саранпауле, а чугунные пустили на печи при строительстве новых домов. Со сваленных у реки надгробий мы – дети, ныряли в воду летом, когда купались. Но мне мама потом запретила, сказав, что это нехорошо. Куда потом их дели?.. – неизвестно, скорее всего, – занесло песком или увезли (на строительство?..).

В 1934 (?) после подавления Казымского бунта местных жителей в Саранпауле начались жестокие репрессии и много народа манси постреляли. Бунт подняли манси и ханты из-за голода — Сибиряков перестал торговать, охотничьи припасы и хлеб не завозились, поэтому местное население стало возмущаться. Стреляли людей (манси) прямо на улицах Саранпауля. Они убегали и сопротивлялись, но их стреляли, ловили и «сажали», — увозили. Ночью было страшно!.. — крики, стрельба! Мать боялась, что придут за мужем и убьют его, поэтому нас – детей, спрятала в подполье и до утра не выходила во двор. У дома стреляли, и она боялась, что отца застрелили прямо во дворе. Утром, когда она вышла в стайку, — у дома действительно лежал убитый человек — манси…

…Свои же выдавали и свои же стреляли… — сдавали и раскулачивали свои же «партийные»… — отбирали одежды, вещи, жильё. Никто же не знал кроме своих, кто как жил… — оленеводы жили хорошо, потому, что много работали: у людей было много мехов, — на севере все носили меха… — иначе как в холода?!.. При раскулачивании всё отбирали, а потом продавали другим или носили сами. Только те, кто принёс много горя, людьми прокляты и умерли все не простой смертью, да и их дети, внуки тоже в какой-то мере пострадали и страдают из-за совершенного родителями зла.


Александры Ефимовны не стало в 1957 году. При жизни люди с ней считались и очень ценили её советы: она мирила женщин с мужьями в семейных раздорах; женщины всегда бежали к ней за помощью – спрашивали, как лечить детей; похоронить же просила на щекурьинском погосте, несмотря на то, что муж Григорий похоронен в Саранпауле. Женщины выполнили её просьбу и в дань уважения в последний путь везли Александру Ефимовну от Саранпауля до Щекурьи на саночках несколько километров, меняясь, когда уставали и не позволяли мужчинам им помогать и везти на лошадях.

…Семья Понамарёвых жила в большом доме. У Екатерины была сестра и три брата. Все братья погибли на фронте: старший – Понамарёв Константин Григорьевич, средний – Иван Григорьевич Понамарёв и младший – Пётр Григорьевич Пономарёв. Похоронки пришли на всех. Братья писали письма с фронта. Петя – младший, писал много: «Скоро добьём врага в своём логове и вернёмся с победой!... »… — погиб в Кенигсберге в самом конце войны, не дошёл до Берлина 60 километров. …Мать ждала до последнего дня своей жизни, так и не поверив в гибель младшего сына. Похоронили Петю друзья. Они присылали и письмо, где рассказали как брат погиб: он ходил в разведку… — два раза ходил и возвращался, а в третий его принесли друзья неживого и сами же похоронили под Кенигсбергом. …Присылали и посылку. …Петя с 1924 года рождения. На фронт ушёл в 1943 году.

Похоронка была и на Ивана… – среднего брата. Костя – старший, первым погиб. Его первого и призвали на фронт в самом начале войны. Иван учил новобранцев и провожал их на фронт, потом возвращался за другими…

Сестра умерла совсем недавно — в этом году (она на два года старше Екатерины). Екатерина с 1927 года: «…в декабре родилась… – в Саранпауле, будет 82 года (в 2010). Работала 30 лет в Полярно-Уральской геологической экспедиции бухгалтером. В 1960 году пошла на пенсию. С экспедицией переводилась в Кожим — на западный склон Урала. После разделения экспедиции на 105-ую и 118-ую вернулась в Саранпауль.

Работать в горах поначалу было страшно: много наёмных принималось на горные работы в штольни и на проходку канав, шурфов. В иные годы устраивалось до 1000 -2000 приезжих вербованных. — Люди разные! — кто приехал на заработки, кто… – после тюрем… – без паспортов, а кто и скрывался. Им выдавали в экспедиции справки… — Не все вербованные были хорошими: и дрались, и ругались матом… — разные были. Из-за них в клуб ходить молодёжь боялась. Но потом как-то попривыклось, научилась соответственно им отвечать.

В горы поднимались и на вертолёте, и на лошадях, на тракторе и АТС по проложенной дороге. Дорога до сих пор сохранилась. — Как просека! Идёт в горы вдоль реки Манья к реке Народной — до Урала. Через ручьи построены мосты из толстых брёвен, на болотах – гати.

Училась Екатерина в Саранпауле (с 1935 по 1942 год). Закончила семь классов. Хотела выучиться на радистку — после семилетки собиралась с подругой поступать в Тобольск, но в сельском совете не дали паспорт — шла война, и их вместо училища отправили на покос. С покоса вернулись только осенью — опоздали, так и не поехали учиться, и на фронт не попали. После работала 8 лет учеником в Госбанке, а затем — бухгалтером в геологоразведочной экспедиции.

Жили в войну плохо, но не голодали. Легче стало, когда сестра устроилась в колхоз – работала в горах, в юртах. За работу платили «солевые». В военные годы сырок в наших реках был очень крупный – икряной! ловили тоннами, – тони с верхом! На рыбозаготовку направляли школьников помогать взрослым. Сырка ловили на лодках сетями. Дети 11-12 лет выбирали из сетей рыбу, таскали её в вёдрах. Однажды за работу нам – школьникам, раздали за работу по полному ведру сырка. Мать не поверила и велела вернуть, говорила: «Почему такую рыбу дали?!... » — подумала, что дочка украла и сильно испугалась. С трудом удалось убедить её, что «хорошую», не сорную, рыбу действительно выдали за работу. К концу войны стало легче жить: засевали огород картофелем и рожью. Рожь мололи на муку вручную на мельничках — жерновах.

Средний брат Иван до войны служил у Блюхера на Дальнем Востоке. Когда вернулся в Саранпауль, мать ему пожаловалась на то, что с могил родных и деда поснимали надгробья. Брат пошёл в совет — кричал на партийных: «Зачем с могил-то плиты сняли?!.. Что вам сделали усопшие?!.. Могилы ваших же родных никто не рушит?!... » — «Партийные» в сельсовете были наши же – саранпаульцы…

Как-то мать стирала гимнастёрку Ивана и нашла в кармане спрятанную карточку Блюхера — сильно испугалась и сказала ему: «Зачем хранишь?!.. – он же враг народа! – узнают… — убьют!» Но Иван стал возражать ей, что Блюхер – это не враг, — он нас плохому не учил! Придёт время – всё изменится, и его оправдают.

В школе в те годы портреты Блюхера заклеивали в учебниках листками бумаги; в клубе сбрасывали со стен портреты – рвали и жгли. (На Южном Урале в военные годы портреты в школьных учебниках заставляли замазывать чернилами. Моя мама мне также рассказывала, как учительница сильно ругала её однажды – кричала, за то, что она не замазала портрет Блюхера в учебнике: злая, подскочила и до дыр исчеркала иллюстрацию, а мама – первоклассница, от страха не могла пошевелиться. Примеч. автора.) Детей ни у кого из братьев не было. Мать просила, чтобы те скорее женились: «Тяжело обстирывать — пора невесток в дом привести, чтобы помогали». А Иван – военный, говорит: «Погоди, матушка, — скоро всех нас поженят…» — наверное, знал о том, что скоро начнётся война…

У матери отца тоже увезли… — время такое было. Мама имела образование всего «два класса» и помогала мужу у Сибирякова со счетами — была очень умная.

В Бога в то время верили все, но наше поколение в церковь, что в Щекурье, уже не ходило. Во время войны и после 1945 года на церкви ещё были купола, и внутри располагался алтарь, но из храма сделали клуб и школьники там отдыхали, когда в Щекурье открыли пионерский лагерь Старший брат – Константин, хорошо играл на гитаре и мандолине; средний и младший – на гитаре, сестра – на балалайке. Младший брат Петя рисовал для сестёр до ухода на фронт рисунки, как наши советские солдаты с собаками ведут пленённых немцев. Потом сам ушёл на фронт и не вернулся.

В гражданскую войну – во время Белоколчаковского мятежа (1918-1921 год?), когда в Саранпауль пришли белые, жители убежали – попрятались и потом, когда белых вытеснили из села, люди жили в подпольях – боялись. Когда родители вернулись в свой дом, то белые, как отступали, в спешке побросали всё: дома было не прибрано — разбросано. На столе осталось много разной еды: диковинные английские конфеты, металлические банки с английскими консервами, икра чёрная и красная… – такой в Саранпауле никто не видели. Маленькие дети как увидели конфеты – набросились на них, и стали есть, а отец сильно ругался — запрещал. Мать пыталась уговорить его, спорила, чтобы отец не запрещал детям – не отнимал, но отец все белогвардейские продукты сгрёб (вдруг они отравленные?!..) и унёс, — где-то закопал и даже собакам не отдал. …Дети ревут!.. – хотят есть. Но отец был не приклонен. — Может, не столько боялся, что отравлено — не хотел, чтобы дети ели чужое – у плохих людей объедки брали. – Гордый и сильный был.

Сброшенный с купола храма деревянный крест долго лежал на земле возле храмового здания. Люди боялись его жечь. Что сталось с ним потом – неизвестно, скорее всего – сгнил на земле с годами. Но в пятидесятые – шестидесятые годы двадцатого века он всё ещё был там. Из чугунных надгробий щекурьинского погоста до сих пор сохранилось лишь одно: на могиле бабушки Екатерины Григорьевны – Елены Пономарёвой. Я пыталась выведать, куда делись чугунные надгробия, но Екатерина Григорьевна наотрез отказалась сказать. Только прежде мне говорили, что их положили на плиты в сельскую пекарню и выпекали хлеб. Но, похоже, могильные плиты использовали ещё куда-то, о чём спустя 80 лет Екатерина Григорьевна не решилась сказать.

Примечания

Сибиряков Александр Михайлович (1849-1933) — золотопромышленник, меценат, исследователь Сибири. Финансировал экспедицию Норденшельда и А.В. Григорьева (1878-1880). В 1880, 1884 совершил экспедицию к устью реки Печоры и через Урал до Тобольска (Сибирский тракт). Автор книг «Очерк из Забайкальской жизни» 1878 года издания; «К вопросу о внешних рынках Сибири» (1894 год) После революции — с 1917 года жил в эмиграции.

«Александр Сибиряков» — ледокол арктического флота России, построен в 1909 году. В 1932 году первым в истории покорения Севера совершил за одну навигацию сквозное плавание по морям Северного Ледовитого океана — от Баренцева моря до Берингова моря под командованием О.Ю. Шмидта и капитана В.И. Воронина. В 1942 году вступил в Карском море в неравный бой с немецким тяжёлым крейсером «Адмирал Шеер» и был потоплен.

Остров Сибирякова — находится в южной части Карского моря, назван в 1878 году Норденшельдом по имени А.М. Сибирякова, финансирующего полярную экспедицию исследователя. (Энциклопедические сведения)

2010
https://usagif.com/wp-content/uploads/gifs/black-cat-19.gif


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | Тамара Орлова

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Уважаемые форумчане!
Вроде такой статьи у нас еще не было - с рассказами манси о менкве. Показались интересными такие сведения:

В одной сказке менкв говорит ‘Как хорошо, сейчас мы живым носом, живым глазом наедимся, свежую кровь попьём’.

И "в некоторых мансийских сказках мēӈкв’ы говорят на хантыйском языке" - вспомнился рассказ манси о "диких остяках", живущих у святой горы.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | Helga | Нэнси | KUK

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Уважаемые форумчане!
Вроде такой статьи у нас еще не было - с рассказами манси о менкве. Показались интересными такие сведения:

В одной сказке менкв говорит ‘Как хорошо, сейчас мы живым носом, живым глазом наедимся, свежую кровь попьём’.

И "в некоторых мансийских сказках мēӈкв’ы говорят на хантыйском языке" - вспомнился рассказ манси о "диких остяках", живущих у святой горы.
Ну И? Есть хоть какие-нибудь мало мальские выводы?

Добавлено позже:
Цитирование
Персонажная система мансийского фольклора до сих пор не попадала в фокус внимания учё-
ных. Вместе с тем осмысление её открывает новые границы для изучения и мифологических представлений,
и культуры, и мировоззрения северного этноса.
Не, а интересно, Владимир Пушкарев в 1970е чем занимался?
Так никакая система фольклорного эпоса не не попадет в фокус внимания ученых. Ученые, занимающиеся эпосом, занимаются фольклором ради фольклора и их совершенно не заботят смежные области, такие, как зоология, антропология. Фольклористы должны сидеть в своей нише, этим они и удобны.
« Последнее редактирование: 28.12.20 07:56 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Проблема еще в том, что эти этнографы в своем мнении о конкретном эпизоде в фольклоре могут опитаться исключительно на другой фольклор и не на что более, варясь, таким образом, в собственной каше. И в чем тогда суть исследований, если это перессказы и всё? Максимум чего они выжимают из себя в итоге -  доморощенные ассоциации, взятые из сказок других народов.
Цитирование
Упо-
минание о железном туловище этнографы
объясняют тем, что это были инородцы, ко-
торые ходили в кольчугах. На тот факт, что
мēӈкв’ы носили доспехи указывает и С. А. По-
пова «Мēӈкв’ы в этот период (имеется в виду
– период освоения Урала) перевоплощаются в
бесстрашных воинов в «блестящей одежде из
серебра и золота» (очевидно доспехи),
В то время, как даже в соседних эпосах есть подсказка о железном туловище как о "стальных" сильных мускулах, прессе, грудных мышцах, незадачливый фолклорист почему то видит здесь кольчугу! Уже как полвека скоро анализу фольклорного лешего и спора о саггитальном гребне - здесь по прежнему шлем ратника, выкованный из металла. Хотя бы логика у этих фольклористов есть?! Сами цитируют про мех по всему телу и тут же на них кольчуга и металлический шлем!
 %-)
« Последнее редактирование: 28.12.20 10:20 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha | odnokam

За уникальные материалыЗа активное участие в жизни форума 

odnokam


  • Сообщений: 2 003
  • Благодарностей: 2 577

  • Был вчера в 22:42

Не, а интересно, Владимир Пушкарев в 1970е чем занимался?
Уважаемый Sergei_VL!
Простите мое невежество - были ли у Владимира Пушкарева публикации в научных изданиях? Насколько я понимаю, господа ученые обычно ссылаются только на так называемые "академические" издания (ну еще и на писания политических деятелей, которые сейчас "в фаворе" :)).

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

в газетах, журналах встречал; про научные - не в курсе
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За помощь в работе над проектом 

KUK


  • Сообщений: 10 088
  • Благодарностей: 6 617

  • Был 08.11.24 02:23

Их вера тут не при чем: уральские манси молятся солнцу и ветру, чтобы те заряжали спутниковые таксофоны - https://strana.life/news/ikh_vera_tut_ne_pri_chem_uralskie_mansi_moljatsja_solncu_i_vetru_chtoby_te_zarjazhali_sputnikovye_taksofony/2021-03-25-13021
Раздел общественного фонда "Памяти группы Дятлова": https://taina.li/forum/index.php?board=16.0


Поблагодарили за сообщение: Дмитриевская | odnokam

За уникальные материалы 

ЯНЕЖ

  • Только чтение

  • Сообщений: 9 852
  • Благодарностей: 3 599

  • Расположение: Южноуральск,Челябинская обл

  • Был 29.09.24 20:28

« Последнее редактирование: 29.03.21 07:18 »

adelauda_glasha


  • Сообщений: 8 920
  • Благодарностей: 6 383

  • Расположение: Москва

  • Была 26.06.23 22:46

ЯНЕЖ,  не нашли Николая?

bestiarys

  • Только чтение

  • Сообщений: 5 461
  • Благодарностей: 2 276

  • Расположение: Слезы Вишеры💎

  • Заходил на днях

    • Слезы Вишеры: алмазный след в гибели группы Дятлова
Простите мое невежество - были ли у Владимира Пушкарева публикации в научных изданиях? Насколько я понимаю, господа ученые обычно ссылаются только на так называемые "академические" издания (ну еще и на писания политических деятелей, которые сейчас "в фаворе" :)).
Вы ошибаетесь. Господа ученые ссылаются на любые свидетельства, которые отвечают критериям достоверности. Например, И.Н.Гемуев ссылался на данные М.Заплатина, считая, что по ряду признаков они подтверждаются другими источниками. Существует также понятие ПМ (полевые материалы), которые появляются при сборе данных профильным специалистом и имеют статус фактического обеспечения исследования. Правда крайне желательно, чтобы они были получены непосредственно от носителя культуры, а не посредством вторичного носителя или с из вторых слов. В этом случае их достоверность существенно снижается.

Например, когда в частной переписке один корреспондент стращает другого человеческими жертвоприношениями, то надо понимать, что к действительности это отношение иметь не может, поскольку и тот, и другой отдают себе отчет в том, что существует перлюстрация переписки и данные сведения могут быть использованы против автора текста, этнического сообщества и тд. Цена такому свидетельству - ноль.
« Последнее редактирование: 30.03.21 09:37 »

За уникальные материалы 

ЯНЕЖ

  • Только чтение

  • Сообщений: 9 852
  • Благодарностей: 3 599

  • Расположение: Южноуральск,Челябинская обл

  • Был 29.09.24 20:28

adelauda_glasha
Знаю, что только лодку. Надо спрашивать на Ушме.


Поблагодарили за сообщение: adelauda_glasha