В принципе, отношение обских угров к женщине отличают обычаи, восходящие к глубокой древности и первобытности, что отмечается большинством серьезных исследователей. Это и сохранившиеся экзогамные (межфратриальные) браки, и обычаи избегания старших мужчин в семье мужа и установка на изначальную нечистоту взрослой женщины фертильного (детородного) возраста.
Как бы это, казалось, не было далеко от темы данного форума, тем не менее надо признать, что среди группы Дятлова были две женщины, одну из которых потом найдут в овраге с таким комплексом повреждений, что, по образному замечанию одного из форумчан, просто "оторопь берет".
Надо сказать, что с точки зрения обских угров вообще, а местных манси в частности, коллектив дятловцев с двумя женщинами в составе смотрелся с точки зрения традиционной культуры дико.
По этому по-порядку )))
Существующие у обских угров правила и запреты на нормы поведения освящены традициями, которые не писаны, но актуальны, поскольку существуют благодаря священным обрядовым песням и сказаниям.
Источник:Попова С.А. Нормативно-поведенческий комплекс мансийской женщины - 2017
"Многие обычаи и предписания объясняются со ссылкой на так называемый «Закон Предков», поэтому они не обсуждаются. Обычно эти законы поясняются мифами, их создают боги, духи и культурные герои, а люди должны им следовать – пес нāй-ōтыр мāн хольтув элумхōлас хольт ōлсыт, ётыл элаль пупыг вāрвесыт ‘в прошлом героини и богатыри были как и мы, людьми, лишь затем их сделали духами [вечными]’. Можно привести несколько примеров мифологических наказов адресованных женщинам. Например, наказ Тāгт Котиль Ōйк’и ‘Середины Сосьвы Мужчина’: «Пока стоял Тāгт Котиль Ōйка на реке и разглядывал оленей, кисти от подвязки его обуви примёрзли ко льду. Тогда он вытащил острый нож из ножен, обрезал эти примёрзшие кисти и при этом сказал: «Пусть они превратятся в двух больших священных змей, и пусть через их спины не проедет ни одна женщина и даже девочка». Этого обычая манси стараются придерживаться до сих пор, они говорят: Лылыӈ соссыл, лылыӈ юрыл сāнсыӈ аки ‘он дух, у которого живые змеи обитают, такой он сильный’» [3, 55–56]. По сути, это место является священным, выделяется тем, что здесь большой каменистый перекат. Подъезжая к нему, все женщины и девочки выходят из лодок и идут пешком вдоль реки, пока перекат не закончится."
Источник: Бауло А.В. Экспедиционные записи поездки И.Н.Гемуева к северным манси с 1986 г. - 2015
"Новинские, Китаева Зинаида Михайловна
На вышку1* женщинам нельзя (когда еще без месячных девушка ходит, то можно, сколько хочешь лазить).
Бабушка за угол дома не может пройти, боится богов, которые на крыше сидят, могут стрелу невидимую пустить – заболеешь или кто-нибудь умрет. И мать – Полина Семеновна боится. Когда нашкодим, бывало, мы за дом прятались. Им туда нельзя2.**
*На чердак.
**Задняя стена дома считается у манси священной, эта зона запретна для женщин.
Новинские, Тынзянова Надежда Андреевна (51 год)
Женщина три месяца сидит в маньколе, раньше этого ее [домой] не пускают. Поры7 – праздник делали. Собирались все взрослые, когда ребенок родится. Крестные были.Та, что помогает роженице, – алт-анк. Анк – вторая мать (может быть и молодая, и родственница). Она ребенка укладывает в дневную апу – зыр хотан апа – солнечная (дневная) апа; ити апа – ночная апа. В апу, которую делали из бересты, клали гнилое дерево (красное, тальник, мягкое), чтобы
моча не стекала. Тальник применялся как присыпка и для ребенка, и для апы. Это каждый раз меняли.
Во время менструаций женщина также находилась в маньколе*...
Женщина после родов должна была ходить в туалет голая, босая (и зимой, и летом)."
*Манькол – маленький домик, в котором женщина находилась в период месячных и родов.