Уважаемая bestiarys!Не могу согласиться с Вами. Внимательно изучил статью уважаемых Себелевой А.В. и Рымаревой Е.Н. Они ничего не пишут про то, что это вариант библейского мифа! Они пишут, что представление о потопе - это древний "архетип", доставшийся всем народам, и по разному ими изложенный. Они как раз подчеркивают значительные отличия представлений угров о потопе от библейских - угры считали, что потоп был огненным!
Ну а поскольку потоп - это древний архетип, нет особого смысла искать его реальные прототипы в местообитании конкретного народа. Но народная фантазия вполне может "привязать" потоп к конкретным местам. В рекомендованной Вами статье как раз такие примеры есть.
Уважаемый
odnokam, именно об этом я и говорю. Архетипическое представление предполагает "привязку" общего мифа, свойственного разным этническим группам, к конкретным условиям, то есть "одевание его в различные одежды"
(см. например Кэмпбелл, Джозеф. Тысячеликий герой : [Пер. с англ.] / Джозеф Кэмпбелл; [Вступ. ст. Н. Калины]. - М. : РЕФЛ-бук ; Киев : АСТ, 1997. - 378 С.)
Само использование архетипа:
- никак не может служить аргументом в пользу реальности произошедшего, соответственно наличия реальных мертвецов
- говорит о заимствованиях, даже на фоне некоторых отличий мифа (огненная вода и женщины, которых не взяли на плоты из-за их распутства)
То есть, "миф о потопе" говорит, на мой взгляд только о том, что манси / вогулы были интегрированы в мифологическую культуру достаточно обширного региона, но не говорит о том, что ХЧ получил название из-за реального потопа и реальных погибших,пусть даже культурных героев.
Мось давным-давно пришли на Урал, и вполне могли "привязать" свои мифы к конкретным географическим объектам. К чему только не "пристегивали" русское Беловодье!
Не сказать, что очень давно, вполне в обозримой перспективе. Именно поэтому их мифология подчас прямо противоречит мифологии Пор. И они конечно могли привязать свою мифологию к конкретным географическим объектам. Отсюда и те смешные противоречия в концепции реинкарнации. которые были мною указаны выше.
Существуют одновременно:
- тотемный зверь первопредок (филин, щука, медведь, чайка-халев и т.д.) от которого ведется род (он не очень вяжется с концепцией божественного пантеона);
- дух прародитель, отражающий процессы миграции, тот же Полум-Торум или Тахт-Котиль-ойка, Вит-Хон наконец;
- есть возрождающаяся, по мнению половины исследователей обских угров, включая Каннисто и Волдину, душа "исхор" - живет в теле / кукле / могиле - является частью родовой общины - в какой момент она включается в цепь реинкарнации непонятно, точнее понятно, что для реинкарнации ей не надо попадать к Калтащ-экве;
- есть душа "илес", которая попадает в Царство мертвых в устье Оби к Куль-отыру, и остается там, о чем есть многочисленные сказания,сказки и рассказы, то есть она не участвует в реинкарнации тоже;
- есть душа лили, связанная с жизнью и дыханием. Предположим, она могла быть дарована Калтащ-Эквой. Но как тогда быть с илес и исхор?
могу продолжать,но боюсь Вас утомить... поскольку всё прямо указывает на то, что никакой единой концепции реинкарнации в этом регионе нет, но есть масса красивых разрозненных мифов, отражающих этническую и историческую неоднородность. Причем реинкарнация присутствует, но в самых разных качествах, часто минуя Калтащ с золотой колыбелью.
Примеры:
25. Женщина Мось
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st026.shtml37. Богатыри города Сонг-хуша
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st038.shtml51. Тонья-богатырь
http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000038/st052.shtmlДобавлено позже:А почему Вы думаете, что это "не исконная культура охотников"? В моей схеме задействовано растение "порыг" - это явная связь с "Пор".
Потому, что тогда возрождение происходит при поедании растения Порыг или красного цветка Кипрея, а дальше прямиком в чрево медведицы. Это тоже реинкарнация ))
Почему не могут быть правы все они? В пределах современного русского народа можно найти людей с самыми разными представлениями о душе. Почему разные представления о душе не могли быть в пределах народа манси? У шамана было сложное представление, у обычного охотника - попроще.
У меня тоже появилась идея - может, обилие душ у манси как раз связано с их сложным происхождением? И Мось, и Пор принесли свое представление о душах - в итоге их набралось пять.
Если к этому прибавить и разные пути реинкарнации, включая чрево медведицы, тело оленя и косточку черемухи, то я полностью с Вами соглашаюсь.