Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр. - стр. 57 - Непознанное - форум Тайна.ли
Здравствуйте, Гость! Чтобы получить доступ ко всем функциям форума - войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Нечистая сила в представлении наших предков. Лешии, кикиморы, домовые и пр.  (Прочитано 144630 раз)

0 пользователей и 7 гостей просматривают эту тему.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Оффтоп (текст не по теме)
mrv
вспомнился рассказ про актера Вадима Тонкова, игравшего все время бабушку, не помню дуэт, типа Вероника Маврикиевна & ...
Он иногда писал жене на бумаге маленькие записочки и оставлял их, такая привычка была у человека. Ну, допустим "как я рад что завтра выходной, поехали там куда нибудь". И вот с ее слов, уже после того, как он умер, прошло сколько то времени, и однажды где-то в гараже, она нашла записочку следующего содержания: "ты молодец, ты там без меня не скучай и какие-то рекомендации"... Она понимала, что он это написал когда-то давно, потом забыл ей положить чтобы она прочитала, но в тот момент для нее слова с записки звучали так актуально и пронзительно, что у нее холодок по спине прошел и она расплакалась.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Дмитрий Карягин | Ночь в тоскливом октябре

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

« Последнее редактирование: 08.02.20 08:06 »

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Попытка иллюстрировать цыганские сказки. "Лесовик и цыгане" (шариковая ручка)

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Нилис | Дмитрий Карягин | mrv | Дмитриевская | Udalakiaruni | Olia | Никанор Босой | Аndriy Tsokush | Тайча

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

Это вы сами рисовали? Класс, талант!!!  *THUMBS UP*


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL | Тамара Орлова | Нилис | Дмитрий Карягин

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Это вы сами рисовали? Класс, талант!!!  *THUMBS UP*
*SARCASTIC* у меня помощников нет

Добавлено позже:
Разворачиваемый текст
в оригинале так
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к вложениям.

« Последнее редактирование: 10.02.20 23:26 »
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: Нилис | Дмитрий Карягин | Olia

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Я чегой то подумала не сообразив сразу, что это дятловцы ловят СЧ на рисунке.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

Нилис


  • Сообщений: 236
  • Благодарностей: 128

  • Расположение: Урал

  • Был 02.03.21 15:29

Это вы сами рисовали? Класс, талант!!!
У Сергея еще серия рисунков в теме "Снежный человека как причина гибели группы". Посмотрите. Там действительно очень талантливые рисунки, живые и содержательные, прямо как фото.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Я чегой то подумала не сообразив сразу, что это дятловцы ловят СЧ на рисунке.
Иззард брал с собой в экспедиции сеть - это не значит что ловил или собирался. Был случай на Севере с одним "Афоней" ребята в догонялки поиграли. Он быстро меж ними оказался разделив компанию на 2 части, один потом, оказавшись лицом к лицу с лешаком, вроде как сознание потерял. Вроде посередине был, а желания поймать ни у кого не возникло. Странно: как до дела доходит - ловцы моментально переквалифицируются в спринтеров.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

tol2013

  • Заблокирован

  • Сообщений: 5 215
  • Благодарностей: 3 536

  • Был 08.05.22 23:17

Я чегой то подумала не сообразив сразу, что это дятловцы ловят СЧ на рисунке.
ошиблись вы... это  манси и не ловят а задабривают, видно же  не вооружённым взглядом... один даже пирожки принёс на подносе:
-НЕ изволите ли откущать... Ваш Величество... не побрезгуйте
Кстати  ... СЧ великоват чё то... напоминает этого... Кинг Конга.. не к ночи будь помянут

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Рисунки классные. Кстати, благодаря Сергею  , каждый кто давно его читает, уже знает о СЧ все и даже больше. Вроде бы я не уверена была, что именно это знание мне нужно, но как знать...
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: Нилис

tol2013

  • Заблокирован

  • Сообщений: 5 215
  • Благодарностей: 3 536

  • Был 08.05.22 23:17

Рисунки классные. Кстати, благодаря Сергею  , каждый кто давно его читает, уже знает о СЧ все и даже больше. Вроде бы я не уверена была, что именно это знание мне нужно, но как знать...
Ну теперь то Вы, если ночью в лесу встретите какого нить мусчину, то запросто определите: СЧ это или обычный бомж ... достаточно иметь с собой рисунок Сергея

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Оффтоп (текст не по теме)
Ну теперь то Вы, если ночью в лесу встретите какого нить мусчину, то запросто определите: СЧ это или обычный бомж ... достаточно иметь с собой рисунок Сергея
маньяк обыкновенный, не сексуальный.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

ошиблись вы... это  манси и не ловят а задабривают, видно же  не вооружённым взглядом... один даже пирожки принёс на подносе:
-НЕ изволите ли откущать... Ваш Величество... не побрезгуйте
Кстати  ... СЧ великоват чё то... напоминает этого... Кинг Конга.. не к ночи будь помянут
Разворачиваемый текст
Кочевал цыганский табор. Ехали цыгане лесом и попали на берег реки. Вокруг луга, красота.
Старая трава скошена, и новая уже прорастает. Вот старший и говорит:
– А что, ромалэ, давайте остановимся, лошадей распряжем, покормим их немного.
До деревни далеко еще, ночевать здесь не будем, а передохнуть можно.
Выпрягли лошадей цыгане, пустили их на вольные травы, а сами костерок развели, самовары поставили, собрались чай пить. А у одного цыгана была дочь-раскрасавица. Села она неподалеку на камушек и задумалась о чем-то своем. Вдруг из лесу старичок вышел, росточка небольшого, вместо кушака веревкой подпоясанный. Посмотрел он на цыган, будто бы ища кого-тo, а потом увидел девушку-красавицу, подошел поближе, сел к ней а колени и стал в лицо заглядывать. Испугалась девушка и кричит:
– Хаспям, ромалэ! Возьмите от меня этого человека! Что это за человек?
Откуда взялся этот старик? Что он на меня так смотрит? Берите колья, ромалэ, бейте его!
Схватились цыгане за колья, но тут вышла вперед старуха-гадалка и прикрикнула на них:
– А ну назад, неразумные, не трогайте этого человека, нельзя. Сейчас он встанет и уйдет.
Взяла старуха чистую тарелку, положила на нее кусок хлеба, соли щепотку, яички куриные и понесла к старику. Подала она ему все это. Взял он угощение из рук старухи, встал и пошел своим путем.
Подошел старик к лесу и закричал цыганам:
– Ну ладно, раз догадались – трогать не буду. Захлопал старик в ладоши, засмеялся и стал расти на глазах. Сделался он таким высоким, что голова его выше деревьев стала, свистнул старик и пропал.
– Эх, цыгане, цыгане, – покачала головой старуха-гадалка, – на кого руку хотели поднять, на самого лесового отца. Да он только дунул бы, и от вас ничего бы не осталось.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: tol2013 | mrv | Нилис

За активное участие в жизни форума 

Дмитрий Карягин


  • Сообщений: 35 796
  • Благодарностей: 27 588

  • Расположение: Петербург

  • Был 27.07.22 20:15

*SARCASTIC* у меня помощников нет

Добавлено позже:
Разворачиваемый текст
Присоединяюсь. Сергей, прекрасные рисунки!
Министерство Пространства и Времени


Поблагодарили за сообщение: Sergei_VL

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

“Посидим на дорожку” - такие слова многие произносят перед дальним путешествием. Говорят, что традиция у этих слов разная. По одной версии, момент “сидения на дорожку” - это такое прислушивание к тому, что происходит в доме. Согласно этому поверью, домовые не любили, когда хозяева оставляют свой дом. Поэтому таким образом как бы отпрашивались у домового. Отсутствие беспокоящих звуков означало его согласие с путешествием хозяев.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

  Д. И. Антонов
Падшие ангелы vs черти
народной демонологии   


Представления о дьяволе в славянском
(и, шире, европейском) фолькло-
ре сплетают воедино христианские и архаические мифологические
мотивы: гетерогенный образ черта/беса1
 складывается из элементов
разных культурных традиций, от народной демонологии до богос-
ловской мысли, от магических практик до городского фольклора
[Виноградова 2012: 66]. Падшие ангелы приобретают черты облика,
свойства и функции других мифологических персонажей — вреди-
телей и помощников, превращаются в опасных, а иногда амбивалент-
ных духов, соседствующих с человеком. В свою очередь различные
мифологические персонажи сближаются с бесами, обретая некото-
рые их функции и черты. Эти процессы можно изучать на примере
отдельной мифологической системы и ее локальных, диалектных
вариаций: разнообразие материала будет огромным, что демонстри-
руют многие работы, посвященные образу черта в европейском фоль-
клоре. И все же в этом долгом, многостороннем процессе взаимного
сближения можно выделить общие моменты, которые проявляются
в самых разных традициях. Зафиксировать их легко не только в уст-
ных, но и в письменных текстах. Ярким примером могут служить рус-
ские источники XVII–XVIII вв.: именно в этот период фольклорные
образы и мотивы начали активно вторгаться в древнерусскую книж-
ность и иконографию.
1. Сравнивая черта народной традиции с книжным бесом, нетруд-
но заключить, что первый гораздо больше похож на земное создание:
он может есть и пить, бороться с человеком, страдать от боли и даже
получать увечья. Казалось бы, это резко отличает чертей от нематери-
альных падших ангелов христианского богословия. На самом деле, это
лишь первое впечатление, которое основано скорее на популярных се-
годня (а не в Средние века или раннее Новое время) христианских тек-
стах. Мы не можем говорить о дихотомии «бесплотное / плотское»,
которая соответствовала бы христианскому и мифологическому со-
знанию, потому что и в теологи, и в фольклоре существуют разные
представления о духах и разные способы их описания.
Христианская мысль утверждает, что небесные ангелы, как и
демоны, павшие с Люцифером, бесплотны. Понималось это по-
разному: чаще всего речь шла о наличии у всех духов особой, «тон-
кой» телесности, не материальной, как у людей, но ограничивающей
их в пространстве. Отцы Церкви (Макарий Великий, Василий Ве-
ликий, Августин, Кассиан Римлянин, Иоанн Дамаскин и др.) опи-
сывали незримые тела ангелов как эфирные, световые, огненные, по-
добные ветру, или просто «духовные»2. Так, автор Жития Андрея
Юродивого упоминает «бестелесные телеса» ангелов [Молдован
2000: 208], а в «Шестодневе» Иоанна экзарха Болгарского гово-
рится об их огненном и духовном естестве: «Аггели же что соуть, не дух ли, не огнь ли. Слыши же и Давида вопиюща, и рекоуща, тво-
ряи аггелы своя, духы и слоугы своа огнь палящь. Да елико огньное
естьство творя, разоумныя и бестелесныя духы» [Баранкова, Миль-
ков 2001: 550]. Полная бестелесность сделала бы духа вездесущим,
но вездесущ лишь Бог, а ангелы могут быть и действовать только
в одном месте и в одно время. Это значит, что духи телесны и веще-
ственны по отношению к Творцу, но бестелесны по отношению к ма-
териальному миру — эта мысль Иоанна Дамаскина была признана
на VII Вселенском соборе и послужила одним из обоснований ико-
нографии ангелов в образе человека (как душа наделена «тонкой»
телесностью и визуально подобна своему телу, так и ангельский об-
раз может быть подобен человеческому; ср.: Деян. 12: 15). Естествен-
но, такая идея порождала множество спекуляций и наивных тракто-
вок об «истинных» ангельских телах. В апокрифе «О всей твари»
утверждается, что «никоторыи же святый виделъ аггела нагимъ
естествомъ, но токмо едина святаа Богородица нагимъ естествомъ
видела Гавриила» [Тихонравов 1863 II: 349]. Во второй половине
XVII в. «пустозерский сиделец» Лазарь писал, что ангелы действи-
тельно выглядят как крылатые люди [Субботин 1881: 117–118] и т. п.
В противовес этому на Западе с XIII в. распространилась мысль
о полной бестелесности духов, но ее поддержали не все европейские
теологи [Keck 1998: 31–32].
Если у ангелов есть какое-то незримое тело, то демоны еще более
материальны: они утратили многие качества небожителей и стали
«приземленными» во всех отношениях. Августин Блаженный пи-
сал, что падшие духи приобрели особую телесность, а преподобный
Григорий Синаит — что демоны «вещественную некую дебелость
кийждо имать» [Игнатий Брянчанинов 2005: 387]. Утратив духов-
ную связь с Богом, дьявол стал «самым материальным» из всех раз-
умных существ [Махов 2011: 50].
Дальше всех в богословской материализации бесов зашел кон-
стантинопольский теолог XI в. Михаил Пселл, который полагал, что
низшие (в его иерархии) демоны не могут проходить сквозь предметы.
Бесовские тела отличаются от людских лишь тем, что они невидимы,
а в остальном демоны похожи на земных созданий — у них есть вну-
тренние органы, они едят и переваривают пищу, как животные: «Пи-
таются — одни как бы неким вдыханием в сосуды и в нервы, другие —жидкостью, но употребляют ее не через рот, как мы, а наподобие губок
и устриц, всасывая извне жидкость и оставляя снаружи все, что в ней
было твердого»; бывшие ангелы даже «извергают из себя некие экс-
кременты» [Махов 2006: 127–128; Рассел 2001: 40; Махов 2007: 87].
О том, что бесы, как античные боги (которых, естественно, отождест-
вляли с демонами), питаются дымом от языческих жертв, говорили
и такие авторитетные богословы, как Иоанн Златоуст и Василий Ве-
ликий [Smith 2008; Марк 2008: 230–232]. Некоторые полагали, что
демоны входят в людей именно затем, чтобы получить возможность
пить, есть и предаваться похоти в человеческом теле [Махов 2006: 128].
В Лавсаике, в рассказе о Макарии Египетском, описан демон, кото-
рый, вселившись в человека, «…имел такую силу, что, съевши три меры
хлеба и выпивши киликийское ведро воды, то и другое извергал и об-
ращал в пар. Съеденное и выпитое им было истребляемо как огнем»
_---------------------------------------------------------------------------------------------
2
 См. об этом, к примеру [Иоанн Дамаскин 2004: 109–110, 117–118; Игнатий
Брянчанинов 2005: 381–387, 136–143; Православная энциклопедия 2: 301;
Макаров, Мильков, Смирнова 2002: 305–310; Махов 2006: 126; Дорофеев
2007: 15; Smith 2008: 482].

_-------_-------------------------------------------------------------------------------
 Статья подготовлена при поддержке программы стратегического развития
РГГУ.
1
 Черт — персонаж народной демонологии, предположительно восходя-
щий к дохристианской культуре, в то время как бес (сатана, дьявол) —
персонаж, пришедший из христианской, книжной традиции. Однако
у восточных славян образы черта и беса сливаются, становятся синони-
мами, обозначая «нечистого». На западнославянском материале можно
также увидеть, что номинации «дьявол» и «черт» оказываются равно-
значными, хотя часто обозначают генетически разных персонажей — пад-
ших ангелов и архаических вредоносных духов. См., к примеру [СД 1: 165;]

Добавлено позже:

В общей массе христианских текстов бесам гораздо чаще отво-
дится роль бесплотных искусителей, склоняющих ко греху. Они
являются в зримом облике, чтобы запугать или обмануть человека,
но, побежденные и разоблаченные, тают, как дым. Однако во многих
апокрифических и канонических текстах святые бьют демонов, как
тварей из плоти и крови, физически истязают, попирают их ногами,
наносят им раны и даже вырывают у них волосы [Антонов 2010].
В большинстве индоевропейских мифологических систем мы
тоже не найдем однозначного представления о телесности / бесплот-
ности духов. Различные образы и проявления мифологических пер-
сонажей развернуты по шкале от минимальных — акустических, и
далее, через тактильные, визуальные (свечение — смутный облик —
явный образ), к акцентированным — телесным, в крайней степени
выражающимся в грубом, звероподобном или антропозооморфном
облике (огромные, дикие, покрытые шерстью, наделенные нечело-
веческой силой и прожорливостью существа). Первые варианты
(от акустических до визуальных) образуют «анимистическую» стра-
тегию описания демонических персонажей, вторые — «материали-
стическую», причем она, по замечанию С. Ю. Неклюдова, находится
«в согласии с архаическим опытом передачи “спиритуальных” по-
нятий через реалии материального мира» [Неклюдов 1975: 66–67;
Неклюдов 2010: 216–218; Неклюдов 2012: 85

Эта дихотомия материального и бесплотного проявляется как
в средневековой книжности, где бесы предстают то бесплотными
призраками, то почти телесными созданиями, так и в народной
культуре, где мифологические персонажи легко совмещают видимое
тело и нематериальную природу3
. Граница между «духовным» и
«материальным» не только условна, но и очень подвижна: если дух
невидим, для его изгнания применяют христианские и / или маги-
ческие средства — молитву либо заговор, крест и святую воду либо
травы, коренья и дым; если он явился в зримом облике, это означает,
что с ним можно вступить в физический контакт и, при определен-
ных условиях, причинить ему боль и даже убить (см. ниже).
Естественно, что образ дьявола не был адаптирован народной
культурой в спиритуалистической трактовке (которая не стала об-
щепринятой и в христианском богословии). Напротив, идея «мате-
риализации» павших ангелов ярко выражена в славянском и евро-
пейском фольклоре: после грехопадения демоны обрели плотские
тела, а длинные ногти, шерсть, рога или хвост — не иконографиче-
ская условность, а их реальное обличье. Для уродливого облика бе-
сов существует простое этиологическое объяснение: низринувшись
на землю, они набили себе горбы и охромели [Белова 2004: 58–60,
63, 64–65; Белова, Петрухин 2008: 187–188; Рассел 2001: 80].
2. Славянский фольклор не имеет разработанной системы пред-
ставлений о духах: сюжеты, в которых они возникают и действуют,
антропоцентричны и вращаются вокруг одной темы — коммуника-
ции человека и мифологического персонажа; другие сюжеты редки
и лаконичны (падение демонов с небес, вражда водяного и лешего
и т. п.). Именно поэтому о свойствах и способностях «нечистых»
мы узнаем лишь благодаря рассказам о действии героя, вошедшего с
ними в контакт, и не знаем, «как проводит свою жизнь бука, когда ею
не пугают детей, и чем заняты те, из лесной избушки, когда в ней не  ночуют люди» [Левкиевская 1999: 247–248; ср.: Левкиевская 2010].
В этом — отличие народных чертей от бесов христианского богос-
ловия: вторые имеют свою «биографию» с довольно четкими кон-
турами, разработанными экзегетами и теологами, а первые лишь
фрагментарно наследуют ее в корпусе сюжетов «народной Библии»,
а порой полностью теряют, замещая на уровне номинации других
мифологических персонажей. При этом функции и действия черта
оказываются подчинены логике самого фольклорного нарратива.

_----------------------------------------------------------------------
3
 Как отмечала Л. Н. Виноградова, «…злой дух (бес, черт, дьявол) может иметь
вполне определенный тип внешности с признаками зооморфно-антропо-
морфного существа (заросшего шерстью, с рогами, хвостом, копытами), но в
то же время о нем говорили как о бесплотном невидимом духе, способном все-
ляться в людей» [Виноградова 2000в: 37]; см. также [Неклюдов 2012].

Добавлено позже:

Облик и поведение персонажа в славянской мифологии в значи-
тельной степени определяется несколькими факторами: образной
системой жанра, прагматикой текста (его иллокутивной целью), ти-
пом коммуникации героя и духа4
. Оказываясь актором разных мифо-
логических текстов, нечистый, дьявол изменяется сообразно их жан-
ровым, прагматическим особенностям и особенностям сюжета. Пре-
вращаясь в персонажа-антагониста, включаясь в модель противосто-
яния с героем, он может проигрывать человеку, который одерживает
над ними верх благодаря силе и хитрости (бывальщины, сказки о
глупом черте). Фигурируя в заговорном тексте, «сотона» оказывает-
ся могучим персонажем, властителем и творцом, либо болезнетвор-
ным агентом, на которого можно воздействовать с помощью разных
стратегий: запугать, выманить, уничтожить. В легендах, быличках,
поверьях это дух-помощник; коварный обманщик, которого можно
распознать с помощью особых приемов и знаков; мало субстантиви-
рованный вредоносный персонаж, описываемый через набор пугаю-
щих действий и т. п. Вариативность усиливается из-за того, что черт
в фольклоре христианизированных народов играет роль универ-
сального персонажа-заместителя, способного (на уровне номинации
либо с привнесением собственных характерных черт) занять место
практически любого мифологического персонажа, «присвоив» себе
его действия, функции и облик. Но даже в тех нарративах, где черт
максимально близок к христианскому бесу, он зачастую наследует
признаки своих «соседей» по мифологической системе, приобретая,
в частности, такие характеристики, как пол (женские персонажи-
чертовка, Сатонида и т. п.), возраст («старый» и «молодой» черт),
способность рождаться / рожать детей и умирать. Все это делает его
образ еще более материальным, чем наличие горба или копыт.
3. В русскую книжность все описанные представления начина-
ют активно проникать в XVII в. Именно в это время образ беса, от-
носительно гомогенный в древнерусских текстах (таких «эталон-
ных» жанров как агиография, летопись, учительная литература),
размывается под натиском новых, фольклорных мотивов.
Ценный источник по народной демонологии XVII–XVIII вв. — след-
ственные дела, в которых фиксируются рассказы обвиняемых в
колдовстве (причем записанные людьми, в отличие от европейских
отцов-инквизиторов, достаточно близкими в своем культурном
опыте к самим допрашиваемым). Бесы напоминают здесь тварей
из плоти и крови. Они рождаются, растут и стареют. К примеру,
Афонька Науменко в 1642–1643 гг. утверждал, что ему прислужи-
вали «старые и молодые» черти5
. Такая трансформация образа
христианского демона характерна и для Греции, и для Западной Ев-
ропы: мотив встречается в агиографии и, довольно часто, в европей-
ских exempla (к примеру, в «Великом зерцале» упоминаются старые
бесы, которые передают свой опыт молодым, в том числе «седой»
бес, поучающий юного и несмышленого черта [Державина 1965:
386]). В славянском фольклоре эти способности беса — рождаться и
производить на свет себе подобных — представлены широким спек-
тром мотивов. Черти могут не только совокупляться с женщинами и
иметь от них детей, но и появляться на свет другими способами: из
душ людей — грешников, колдунов, некрещеных младенцев и т. п.;
из животных — черного петуха, прожившего семь лет, из петуши-
ного яйца и пр.; наконец, вследствие неверного поведения челове-
ка — из плевка, не растертого ногой, капель, стряхиваемых с руки
на землю, «лишнего», второго удара по явившемуся черту (мотив
«черта с два», см. [СД 5: 520; Толстой 2003: 466]).
В текстах XVI в. и особенно XVII–XVIII вв. бесы разделяются не
только по возрастному, но и по половому признаку. О «чертовке»
говорится в Лечебнике XVII в. [Топорков, Турилов 2002: 380], «бе-
совъская жена» упомянута в Житии Сергия Нуромского [Юрганов
2006: 282], «темнообразная демонова жена» (как и многочислен-
ные новорожденные бесенята) фигурирует в Повести о бесноватой
жене Соломонии [Власов 2010: 322]. Такие инфернальные «семьи»
заставляют вспомнить мифологические рассказы о жене и детях ле-
шего, домового и т. п., а равно и славянские заговоры, в которых
человек обращается к «…царю лесному, царице лесной с малыми
детями… царю водяному и царице водяной с малыми детями»
[Турилов, Чернецов 2002: 19]6. Как и другие заговорные формулы,
эта варьирующая модель включает различные имена из христиан-
ской культуры, производя условный женский персонаж от имени
сатаны, к примеру «царицу Садомицу (Сатониду)» [Смилянская
2002а: 94, прим. 58; Смилянская 2002б: 160; Смилянская 2003:
111, 133, 138, 178; Журавель 1996: 116], которая иногда превраща-
ется в «толстую бабу», «сатанину угодницу» [Журавель 1996: 82,
106; Майков 1996: 18].
«Чертовки» — бесы с женской грудью — изредка появлялись
на древнерусских миниатюрах. Этот атрибут мог указывать не на
женскую природу демонов, а на воплощаемый ими блудный грех:
так, на гравюре конца XVII — начала XVIII в. «Трапеза благоче-
стивых и нечестивых» бесы с женскими грудями стоят за спина-
ми пирующих, соблазняя их на порочные услады [Соколов 2000:
ил. 5; Бусева-Давыдова 2008: 82]. На миниатюре, отразившей па-
териковую историю об авве Аполло, бес демонстрирует не только
грудь, но и фаллос7
. Но в других случаях появление такого атрибута
не обусловлено сюжетом. К примеру, бесы с грудью мучают Иса-
кия Печерского в печатном издании Киево-Печерского Патерика
1661 г.8, а на миниатюрах из лицевых Житий Нифонта Констанц-
ского, в сценах, где бесы собираются в войска, фигурируют «жен-
ские» демоны с прибранными волосами и грудью9
. Похожих бесов-
мучителей можно иногда встретить в лицевых синодиках10 — здесь
«девичий» облик как будто приписан самим духам.
К бесам женского пола относятся и другие персонажи, полу-
чившие широкую известность в текстах и изображениях XVII–
XVIII вв. — трясовицы и кикимора. В деле 1635 г. по обвинению
колдуна Никифора Хромого утверждается, что колдун насылал на
людей нечистого духа, который делал пакости в доме и разгонял
коровье стадо, «а словет той нечистый дух Кикимора»11. Герой-
визионер «Повести Никодима Типикариса о некоем иноке»
(1640–1650-е) рассказывает, что перед ним явился «…видъ некий
бесовескъ, женска обличия имуще, простовласы и без пояса» и за-
ключает: «мне мнится, яко се есть зовомая Кикимора, иже бысть
на Москве не в давных временех» [Пигин 2006: 246; БЛДР 15:
64]. Про облик демона сообщается немного, но обе упомянутые
детали — распущенные волосы и отсутствие пояса — ключевые
черты нечистого, «ведьмовского» / демонического женского
персонажа славянской культуры12. В Житии Саввы Вишерского
упоминаются исцеления людей у гроба святого от трясовицы, вы-
зываемой трясовичным бесом [Юрганов 2006: 245], а в заговоре,
найденном в 1741 г. у сержанта Ивана Рыкунова, демоны лихо-
радки многократно зовутся «сатона и тресовица» [Смилянская
2002б: 143; ср.: Агапкина 2010: 721–722]. Другие заговоры пере-
числяют бесов, трясовиц и разнообразные физические недуги в
длинном ряду болезнетворных агентов, от которых нужно обезо-
пасить человека: «…будет оставлен от всяких мечтаний сатанин-
ских, врагов, дияволов, и от тяжелой болезни, и от черного недуга,   от трясовиц, от щерей Иродовых, недугов нощных, от всякого не-
дуга и болезни…» [Смилянская 2002б: 101].
Двуполые бесы питаются — едят и пьют. Этот мотив изве-
стен и в мифологической прозе (былички, поверья, легенды), и в
сказках; то же сообщают тексты XVII в. (в Повести о бесноватой
жене Соломонии демоны пытаются обратить девушку в свою
«веру», приобщив ее к своей пище; близкий мотив встречается
в Повести о Савве Грудцыне [Пигин 1998: 141–142; Журавель
1996: 166–168]).
Неудивительно, что в самых разных источниках XVII в.
отразилось представление о сожительстве беса с женщиной.
В следственном деле 1632 г. записаны слова крестьянки Оленки
о том, что она «живет с нечистым духом, с чертом» [Швейков-
ская 2009: 127]. Та же идея фиксируется в исповедных вопро-
сниках, которые в XVII в. становились все подробнее и включа-
ли длинные, социально и гендерно ориентированные перечни
грехов. Среди прочего, священник должен был спрашивать при-
хожанок о сексуальных отношениях с бесом: не сблудила ли де-
вушка «от нечистаго и от лешаго» [Корогодина 2006: 232, 489].
Автор вопроса был уверен, что плотский грех с нечистым духом
вполне возможен. Точно так же полагали и сочинители лечебни-
ков XVII в., которые предлагали магические способы борьбы с
«любвеобильными» демонами, к примеру, обвязываться павли-
ньими перьями, «коли с человеком чертовка живет» [Топорков,
Турилов 2002: 380].
Мотив плотского греха с бесом проник и в агиографию XVII в.:
помимо Повести о Соломонии, рассказ о бесе, спавшем с женщи-
ной по имени Матрона, входил в Житие Прокопия Устюжского
из Сольвычегодского цикла [Пигин 1998: 109]. Сюжет, очевидно,
возник не как заимствование из переведенных европейских тракта-
тов (где он занимал очень скромное место — европейские тексты, в
которых эта идея подробно обосновывалась, не распространились
на Руси): «фольклорный» образ бесов в Повести о Соломонии и
магические способы защиты от духов в русских Лечебниках ясно
указывают на другой источник — народную традицию, которая в
XVII в. отвоевывала себе все больше места в визуальной и письмен-
ной культуре Московии.
« Последнее редактирование: 21.04.20 13:06 »
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml


Поблагодарили за сообщение: laramironova

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях


19
Архаический сюжет о летающем змее13, демоне, посещающем жен-
щин, проник в русскую книжность еще раньше. Бесовской дракон-
любовник встречается в Житии Петра и Февронии Муромских,
написанном Ермолаем-Еразмом в середине XVI в14. Век спустя про-
топоп Аввакум утверждал, что демонический змей летает ко многим
девицам, и даже Антихрист появится на свет от сожительства девуш-
ки и сатаны в образе дракона: «…а противник, еже есть антихрист,
зачнется от блуда, от жены жидовки, от колена Данова. Мнит ми ся,
сам сатана зблудит с нею сим подобием, якоже змеи ныне летают к же-
нам, дьявольской же дух» [Древлехранилище 1990: 90]. В сочинении
последней четверти XVII в., недавно найденном в архиве Посольско-
го приказа, рассказано, что бесы превращаются в огненных змиев и
творят блуд с девицами [Королев, Майер, Шамин 2009: 120–121], а в
синодальном деле 1746 г. утверждалось, что огненный змей навещал
жену белгородского президента О. С. Морозова [Пигин 1998: 106].
Наконец, источники второй половины XVII в., как и фольклор-
ные тексты, говорят о физическом истреблении бесов. В 1670-х гг.
смерть демонов описывал автор Повести о Соломонии бесноватой:
сперва их убивала молния на болоте, а в конечном итоге бесенят,
живущих в утробе Соломонии, умертвили святые Прокопий и Ио-
анн. Мотив гибели чертей широко бытует в мифологической про-
зе: сакральный персонаж (Бог, пророк Илья) поражает нечистых
молнией; человек убивает беса. Распространенное, прежде всего
у южных славян, представление сводится к тому, что черта можно
убить простым, но одиночным ударом: второй удар либо вернет ему
силу и жизнь, либо создаст второго черта [Толстой 2003: 465–467].
В рассказе, записанном в начале XX в. Н. Е. Онучковым мужик уви-
дел беса, который причитал: «Год году хуже, год году хуже, год году
хуже», «хлопнул» беса веслом: «А этот год тебе хуже всех!», и не-
чистый упал замертво [Пигин 1998: 116]. Портной в сказке убивает
чертей кулаками [Новичкова 1995: 610–611] и т. п.

В заговорных текстах мотив гибели беса бытует в разных ва-
риациях. Так, заговор от кровотечения, включенный в Лечебник
XVII в., под страхом смерти приказывает дьяволу «не садится
на моем белом теле», а иначе «быти тобе убитому, акаянный дья-
волъ» [Лахтин 1911: 33; Майков 1996: 67]. В заговоре, записанном в
1758 г., колдун не просто угрожает вредоносному агенту, но апелли-
рует к смерти дьявола, как к символическому факту, который слу-
жит основой для совершаемого действия: «…как стрела стреляет,
камень разбивает и дьявола убивает, так я, раб Гаврила, отговари-
ваю раба Василья… болезни и скорби» [Смилянская 2002б: 163–
164]. Естественно, такие формулы, как и магические тексты в це-
лом (а также «бытовые» проклятья)15, обусловлены прагматикой
в гораздо большей степени, чем семантикой: демонические имена
(Иуда, Ирод, баба Яга, Железнец, Купалолака и пр.) часто умно-
жаются по кумулятивному принципу, но при этом имеют малую
привязку к персонажам-прототипам (если они есть), так как важна
в первую очередь сама фактура произносимого текста и стратегия
магического акта (см. [Адоньева 2004: 114–132]). Тем не менее, в
этой позиции чаще других мифологических созданий оказывается
именно черт (сатана, дьявол, бес), персонаж-заместитель, который
обретает здесь новые качества, функции и, в числе прочего, способ-
ность умирать.
В текстах XVII–XVIII вв. можно выделить еще некоторые мо-
менты сближения бесов с «нечистью» народной демонологии:
прежде всего это колдовские практики изгнания духов с помощью
трав, кореньев, перьев, описанные в Лечебниках и Травниках16.
Многие из этих примеров связаны с феноменом одержимости, ко-
торая концептуализируется либо через мифологических агентов
(порча, икота), либо через вселившегося беса (см., напр. [Мельнико-
ва 2011: 87–91; Христофорова 2012: 141–142]). «Христианизация»
этого древнего культурного и социального явления в некоторых
случаях шла по тому же принципу, что «христианизация» народной демонологии: бес, дьявол занимает место мифологического
существа, персонифицировавшего одержимость, так, что где-то
полностью вытесняет его, а где-то начинает сосуществовать с ним,
породив ситуацию конкурировавших объяснений (хотя одержи-
мость как культурная практика развивается иногда в русле только
христианской традиции). При этом бес оказывается включен в дис-
курс о порче: колдуны пускают чертей по ветру или иным спосо-
бом вселяют в человека либо напротив — исцеляют одержимого,
используя те или иные магические практики. Так, в 40-х гг. XVII в.
колдун Афонька Науменко утверждал, что он насылал бесов по ве-
тру [Зерцалов 1895: 7, 36], а автор Повести о бесноватой жене Со-
ломонии допускает, что бес был послан мучить девушку «от чело-
века какова недобра и лукава» [Пигин 1998: 112]. Как и в других
случаях, номинация черт может применяться в разных значениях,
на всем спектре от «родового» определения другого вредоносно-
го духа, не утратившего свое имя и характерные особенности, до
прямого соотнесения с демоном христианской культуры — в зави-
симости от степени христианизации участников колдовского про-
цесса. Вместе с тем, когда речь идет о вселении демона в жилище
или скотину, мы часто имеем дело с тем «дальним спектром» об-
раза, где происходит максимальная деперсонализация персонажа:
дьявол или сатана — лишь номинации болезнетворных агентов и
мало субстантивированных духов-вредителей.
4. Сближаясь с локальными духами, бесы обретают такие
традиционные для этих мифологических персонажей черты, как
темпоральная и локальная привязка. Занимая разные простран-
ства на земле, разные бесы получают соответствующие названия.
В заговоре из Олонецкого сборника второй четверти XVII в. упо-
минаются «из леса лешие, из воды водяные» [Топорков, Турилов
2002: 49]17. В 1723 г. «лжеюродивый» Василий Воитинов гово-
рил на следствии, что у него на службе состояло сто чертей и их
глава, «князь тьмы» бес Ирод; что водные бесы помогали ему
разорять мельницы, а воздушные носили по воздуху и снабжаликазной из разных стран [Смилянская 2003: 98; Журавель 1996:
114–115]. В следственном деле 1730 г. приводится целый список
«дьяволов»: «царей и князей черных, дьяволов, земляных и во-
дяных, крылатых, мохнатых, воздушных и болотных, лесных и
домовых…» [Журавель 1996: 48–50]; тот же список (который раз-
деляет бесов и по национальному признаку: «крымских и чере-
мисских, саксонских и заморских») встречается в черном загово-
ре 1728 г.18 Духи получают локальные характеристики или прямо
называются «лешими» и «водяными». Впрочем, разница между
«специализированным» демоном и народным духом-хранителем
ускользающе тонка: «домовой бес» и «домовой» («хозяин», «со-
седушко», «домовой дед» и т. п.) — в равной степени бесы с цер-
ковной точки зрения. С точки зрения носителей синкретической
народной традиции они тоже (хотя и не всегда) оказываются род-
ственными созданиями (отсюда демонические номинации, как
«жировой черт» или «нечистый») [Ryan 1998: 60; Райан 2006: 74;
СД 1: 165; СД 2: 121].
В XVII в. в северной русской агиографии начали активно появ-
ляться «гибридные» персонажи, которые соединяли черты падших
ангелов и низших духов славянских верований. То, что географи-
чески это происходило именно здесь, можно объяснить как мини-
мум двумя причинами: в северорусской традиции локальные духи-
хозяева играли важнейшую роль в системе актуальных верований19,
а сам Русский Север находился на культурной периферии и не попа-
дал под столь жесткий церковный контроль, как более заселенные и
географически легкодоступные митрополии. В результате во второй
половине XVII в. на страницах многих житий возникают «лесные
демоны» и «духи водные». Набор функций и привязка к определенному (переходному) локусу резко сближает их с духами народной
демонологии — лешими, водяными, банниками. По рассказу одного
из чудес, входивших в житие Никодима Кожеозерского (1688), пастух
повстречал в чаще «лесного демона» и тот, звеня в колокольчик, за-
вел его в жилище, где он держал таких же сбившихся с пути полоня-
ников [Яхонтов 1881: 327–328; Пигин 1993: 332; Пигин 1998: 98; Wig-
zell 2000: 61]. В житии Иова Ущельского «водный» демон не просто
набросился на лодку, но пытался утопить лошадь (одно из любимых
животных водяного) [Ключевский 1871: 464]. В Сказании об Иоан-
не и Логгине (первые две редакции созданы в XVII в.) рассказано о
человеке, который шел на покос и решил искупаться в озере: не успел
он войти в воду, как его обуял нечистый дух, так что несчастный видел
людей «яко древие слоняющеся, и посреде их видех некоего страшна
и нелепа образом, грозящася на ми и хотяща мя поглотити» [Дми-
триев 1973: 220]. Одно из посмертных чудес Димитрия Угличского,
«о Никифоре Солнышникове», описывает похожий случай: дьявол
искусил пьяного человека искупаться в Волге20, а затем ударил его в
воде левой рукой и повлек «во глубину омута демонскаго»21. Водные
и лесные бесы действуют в Повести о бесноватой жене Соломонии
(1670-е гг.) [Власов 2010: 321, 326]22.
Краткие рассказы о нечистых духах, обитавших в лесу, на мель-
нице и т. п. встречались в греческой агиографии, — к примеру, Богослова» убивает людей в бане23. Таким рассказам соответству-
ет распространенный мифологический мотив о падении ангелов
сатаны, которые оказались в разных местах, заселив воздух, землю
и преисподнюю. На этой идее выстроена иерархия демонов у Ми-
хаила Пселла, это представление входило в Толковую Палею, ее
пересказывал в «Большом Катехизисе» Лаврентий Зизания и т. д.
Точно так же объясняется происхождение подземных, водяных,
лесных, домовых и прочих духов в славянском фольклоре, где ши-
роко известна легенда о «рассеявшихся» демонах. Черти народной
культуры населяют пограничные локусы на земле: межи, овраги,
леса, болота, омуты. Такая локализация соотносится как с тради-
ционными местами обитания персонажей славянской мифологии
(в древнерусских поучениях, памятниках канонического права и
исповедных вопросниках недаром осуждались молитвы, которые
люди приносят «бесам» у колодцев и рек, в рощах, у овинов, в банях
и прочих «переходных» местах [Аничков 2009: 312–313; Гальков-
ский 2000: 201–205; ДАИ 1: 69; РИБ 1908: 7; РИБ 1920: 18; Корого-
дина 2006: 230, 284, 445, 546; и др.]), так и с легендами о творении,
в которых дьявол создает горы и овраги, пытаясь испортить землю,
или в которых бесы падают в межи и остаются жить там, вредя лю-
дям [Попов 1883: 180–182; Никитина 2008: 344–346; и др.].
5. Как уже говорилось, функции и действия, приписываемые чер-
ту в народной культуре, настолько же разнообразны, как функции и
действия мифологических персонажей, которых он может с легко-
стью заменять (см., к примеру [Виноградова 2001; Виноградова 2012:
66–67]). Черти превращаются в календарных духов, духов-хозяев или
охранителей кладов; в заговорных текстах играют роль болезнетвор-
ных агентов и абстрактных вредителей, которых необходимо нейтра-
лизовать, применив ту или иную стратегию защиты либо, напротив,
наслать на человека; в черных заговорах обращаются в магических
помощников: к сатане взывают о помощи, его сила служит гарантом
действенности самой магии, а апелляция к ней может лежать в осно-
мон в известном на Руси апокрифическом «Хождении ИоаннаБогослова» убивает людей в бане23. Таким рассказам соответству-
ет распространенный мифологический мотив о падении ангелов
сатаны, которые оказались в разных местах, заселив воздух, землю
и преисподнюю. На этой идее выстроена иерархия демонов у Ми-
хаила Пселла, это представление входило в Толковую Палею, ее
пересказывал в «Большом Катехизисе» Лаврентий Зизания и т. д.
Точно так же объясняется происхождение подземных, водяных,
лесных, домовых и прочих духов в славянском фольклоре, где ши-
роко известна легенда о «рассеявшихся» демонах. Черти народной
культуры населяют пограничные локусы на земле: межи, овраги,
леса, болота, омуты. Такая локализация соотносится как с тради-
ционными местами обитания персонажей славянской мифологии
(в древнерусских поучениях, памятниках канонического права и
исповедных вопросниках недаром осуждались молитвы, которые
люди приносят «бесам» у колодцев и рек, в рощах, у овинов, в банях
и прочих «переходных» местах [Аничков 2009: 312–313; Гальков-
ский 2000: 201–205; ДАИ 1: 69; РИБ 1908: 7; РИБ 1920: 18; Корого-
дина 2006: 230, 284, 445, 546; и др.]), так и с легендами о творении,
в которых дьявол создает горы и овраги, пытаясь испортить землю,
или в которых бесы падают в межи и остаются жить там, вредя лю-
дям [Попов 1883: 180–182; Никитина 2008: 344–346; и др.].
5. Как уже говорилось, функции и действия, приписываемые чер-
ту в народной культуре, настолько же разнообразны, как функции и
действия мифологических персонажей, которых он может с легко-
стью заменять (см., к примеру [Виноградова 2001; Виноградова 2012:
66–67]). Черти превращаются в календарных духов, духов-хозяев или
охранителей кладов; в заговорных текстах играют роль болезнетвор-
ных агентов и абстрактных вредителей, которых необходимо нейтра-
лизовать, применив ту или иную стратегию защиты либо, напротив,
наслать на человека; в черных заговорах обращаются в магических
помощников: к сатане взывают о помощи, его сила служит гарантом
действенности самой магии, а апелляция к ней может лежать в основе финальных формул-закрепок (см. пример в заговоре XVIII в. [То-
порков, Турилов 2002: 166]). В источниках XVII–XVIII вв. отража-
ются все эти базовые функции чертей, однако записанных сюжетов
мало, поэтому спектр действий, приписываемых «дьяволам», узок,
а набор конкретных мотивов здесь не велик.
Редкий случай, когда отдельный срез народной традиции XVII–
XVIII вв. был представлен сразу в двух, внешнем и внутреннем, ра-
курсах — магическая практика, в которой активно фигурировали
бесы. У нас имеются как записанные заговоры, так и следственные
дела чернокнижников и колдунов. Анализируя эти тексты, легко
заметить, что функции бесов, которые служат человеку, определя-
ются спектром колдовских услуг, характерных для славянской тра-
диции: прежде всего это вредоносная и любовная (как особый ва-
риант вредоносной) магия. Бесов просили о простых и насущных
вещах — к примеру, сходить и узнать, что происходит с человеком
в другом городе, присушить любимого или «испортить» врага.
Упомянутый уже колдун Афонька Науменко утверждал, что демон,
которого он наслал по ветру на пушкаря сусальника, забил того до
смерти [Зерцалов 1895: 7, 36], а Катерина Иванова в 1764 г. наслала
бесов, с помощью травы и заговоренной воды, на своих односель-
чанок Анну и Параскеву [Смилянская 2003: 91–95]. Однако чер-
ти могли выполнять и более широкий круг задач. Так, по записи,
известной благодаря следственному делу 1736 г., демоны играют
роль универсальных помощников: они должны помогать человеку
в стрельбе, в войне, «в казаках» и «в конях», а также в богатстве,
в дороге, в пчелах и «во всяком лихом и добром случаю». [Жура-
вель 1996: 93]. Параллельно в следственных делах XVIII в. отраз-
ился еще один известный мифологический мотив: получив в услу-
жение демонов, нужно постоянно давать им задания, чтобы они не
принесли вред — духи должны выполнять работу с недостижимым
финалом: носить камни в реку, собирать рассыпанный песок и т. п.
[Журавель 1996: 117; Смилянская 2003: 91–92].
6. Если в книжности XVII в. круг мотивов, отразивших народ-
ные верования, поддается описанию, то перечислять функции, ха-
рактеристики, черты облика, которые «дьявол» заимствовал от раз-
личных мифологических персонажей не в книжности, а в фольклоре,можно едва ли не бесконечно: каждая диалектная традиция имеет
«своего» черта и называет его множеством разных имен. Этому во-
просу посвящены многие работы, в том числе публикуемые в нашем
альманахе.
В свою очередь, локальные духи, как домовые, водяные, лешие,
шуликуны славянской мифологии сближаются с демонами по не-
скольким ключевым параметрам. Прежде всего, это генетическая
связь: духов отождествляют с падшими ангелами (представление,
которое соперничает с идеей об их происхождении от душ мертвых,
а иногда с апокрифическими версиями об их рождении от «пота-
енных детей» Адама или капель/искр, рассеянных чертом [Вино-
градова 2000а: 69–70; Виноградова 2000б: 25–26]). Черты облика
различных мифологических персонажей адаптируют некоторые
маркеры демонического, пришедшие из иконографии дьявола и, от-
части, из теологии: в описании духов появляются такие признаки,
как чернота, хохол, рога или отсутствие спины. Эти знаки легко мо-
гут дополнять традиционные маркеры потустороннего существа,
прежде всего зооантропоморфность, увеличенный/уменьшенный
размер и «перевернутую / вывернутую» модель облика. Один из
ярких примеров — шуликуны, сезонные духи севернорусской тра-
диции, описываемые иногда как маленькие персонажи с хохлами,
крюками в руках и огнем изо рта [Виноградова 2000б: 213–214]:
три последних признака — известные иконографические марке-
ры демона (о христианской иконографии дьявола см. [Махов 2011;
Антонов, Майзульс 2011]). Вздыбленными бесовскими волосами
(«шиш», хохол) наделяется леший и другие локальные духи [Тол-
стой 1976: 300]. Наконец, мифологические персонажи обретают
функции бесов: они стремятся получить душу человека, служат ему
или обманывают его, пытаясь в конечном итоге погубить и завлечь
в инфернальное царство.
Феномен «перетекания» функций и признаков от одного ми-
фологического персонажа к другому, их ситуативной комбинатори-
ки, характерен для фольклора: это часто происходит в рамках одной
мифологической традиции, что показывает, «до какой степени ге-
терогенными могут быть персонажи фольклорного повествования,
совпадающие по своим сюжетным функциям» [Неклюдов 2008:
74]. Однако у христианизированных народов именно черт превращается в такую «переменную», которая придает особую динамику
всей системе. Демоны христианского богословия и мифологиче-
ские персонажи славянского фольклора влияют друг на друга во
всех регистрах, из которых складывается образ персонажа: номи-
нация, облик и атрибуты, действия и функции, темпоральные и ло-
кальные признаки, способы коммуникации с человеком. И все же,
несмотря на такую «пластичность» черта в славянском фольклоре,
базовое ядро, формирующее этот образ (и сложившееся под силь-
ным влиянием христианского беса), сохраняется в традиции. Черт
занимает свою нишу в ряду иных «нечистых» — вредоносных и
амбивалентных мифологических существ, хотя на уровне рефлек-
сии (часто спровоцированной собирателем) и может объединяться
с ними в один «род».
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Является, допустим, под вечер на окраине деревни гоминид. Он вполне так себе мужественно выглядит, в чем мать родила.
Или пошел мужик в лес дров нарубить, а там баба голая лесная, хоть и мохнатая, но со всеми как говорится, несомненными женскими достоинствами.

Вывод: конечно они могут доброго человека в похоть и грех ввести. Это примерно как к высоко чтящему уклад и все церковные ценности, строгость там, старообрядцу бы забрела девчонка  O:-) из казино Лас Вегаса в высоко обрезанных шортах. Исчадие ада, искусительница христианина, прочь, отродие! Кстати, обратите внимание, слово отродие от чьего рода отродилось? Так ли от бесовского? Или от человечьего, ветвь бесов дааальние родичи?
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

В группе новостей моего российского города выложили вот такое видео:

https://vk.com/feed#/feed?w=wall-149039362_412729

Что это??? Кто это там так плавает под водой??? Это запруда, не река, т.е. стоячая вода, водоворотов там быть не может...


Поблагодарили за сообщение: Тамара Орлова

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

Что это??? Кто это там так плавает под водой??? Это запруда, не река, т.е. стоячая вода, водоворотов там быть не может...
Они же говорят - "воронка". Они же написали - мини-торнадо.

mrv


  • Сообщений: 9 945
  • Благодарностей: 9 800

  • Расположение: США

  • Была 24.07.22 11:03

А откуда может быть воронка в стоячей воде?

За участие в жизни форума 

Никанор Босой


  • Сообщений: 6 010
  • Благодарностей: 6 262

  • Был 08.11.24 12:37

А откуда может быть воронка в стоячей воде?
От "торнадо", т.е. от воздушного вихря.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38


 Действие нового сериала разворачивается в деревне Кудымкарского района края в наши дни. По сценарию десятки жителей местных деревень искренне верят, что чудовища из легенд существуют взаправду и – очень не любят присутствия чужаков на своей земле.  нас было поверье, что люди одной деревни могут превращаться в медведей. Даже название деревне дали Ош, в переводе – «медведь». В этой деревне находилось древнее чудское городище. Оказалось, что это и не особо вымысел сценаристов. Студенты-филологи ежегодно отправляются в подобные деревни на севере Коми-Пермяцкого округа, чтобы изучать фольклор коренного народа нашей земли. Правда, людей, которые помнят древние предания, с каждым годом становится всё меньше. Ведь, по поверьям, люди-медведи обладали недюжинной физической силой. А применяли ее в основном для защиты скота или же – от темных сил.

Гагарин также рассказал свою версию того, кто такая икотка. Шаман утверждает, что лично был свидетелем подселений этой сущности… вопреки распространенному поверью, в мужчин, и не считает ее такой уж безобидной.
– Они могут говорить разными голосами, – объяснил Василий Гагарин. – Есть те, кто ругается, есть визгуньи. Есть молчаливые. А есть и удушающие. Гибель и мученье они несут тем, кто пришелся не по душе их хозяину – колдуну. Ведь насылает икотку на людей он. А попадает она в организм и вправду вместе с пенными напитками, чаще всего с брагой.

http://www.finnougoria.ru/news/publications/62910/
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Дмитриевская

  • Автор темы

  • Сообщений: 15 656
  • Благодарностей: 17 295

  • Расположение: Санкт- Петербург

  • Заходила на днях

Sergei_VL, спасибо, мне уже рекомендовали этот фильм к просмотру. Называется " Территория " Основная мысль, что на просторах великой России , чем дальше от мегаполисов тем загадочнее.
http://samlib.ru/s/sasha_weter/jertvafinal-1docx.shtml

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Sergei_VL, спасибо, мне уже рекомендовали этот фильм к просмотру. Называется " Территория " Основная мысль, что на просторах великой России , чем дальше от мегаполисов тем загадочнее.
да я тоже не смотрел так и не понял сколько там серий и сколько из них можно выцедить про нечисть и гоминид
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

О Змее Горыныче
Я считаю, что никто никогда не видел это существо днем, а то что оно летающее - тоже говорит об его свойствах: это некое небесное явление, трудно объяснимое. Словообразование не от гора, гориня, о из 2х простых слов "гори" и "ночь" - горящее, светящееся в ночи.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.


Поблагодарили за сообщение: laramironova

laramironova


  • Сообщений: 1 781
  • Благодарностей: 4 991

  • Расположение: Казахстан

  • Заходила на днях

О Змее Горыныче
Я считаю, что никто никогда не видел это существо днем, а то что оно летающее - тоже говорит об его свойствах: это некое небесное явление, трудно объяснимое. Словообразование не от гора, гориня, о из 2х простых слов "гори" и "ночь" - горящее, светящееся в ночи.
Ну или некий летающий объект с соплами ("извергает пламя") либо орудиями - тот же огонь.
"Жизнь станет проще, если почитать к ней инструкцию"

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

Ну или некий летающий объект с соплами ("извергает пламя") либо орудиями - тот же огонь.
Точно характеризовать сложно - природное или "техногенное", но обзором сказочных образов многие занимались. Я считаю исследования 100 летней давности Владимира Проппа несколько однобокими, но он упоминает множество европейских интересных авторов, возможно там есть ключи к разгадке ЗГ.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.

laramironova


  • Сообщений: 1 781
  • Благодарностей: 4 991

  • Расположение: Казахстан

  • Заходила на днях

но обзором сказочных образов многие занимались.
да, есть, например, сборник фольклора под редакцией Афанасьева. Называется сказками, но детям такие сказки не рискну читать.) Сказания, народные легенды скорее. Вот там просто описание паранормальщины всех видов. Очень интересные описания функционала персонажей, с техническими подробностями.  Очень интересная вещь. *THUMBS UP*
« Последнее редактирование: 28.11.21 07:23 »
"Жизнь станет проще, если почитать к ней инструкцию"

За активное участие в жизни форума 

Sergei_VL


  • Сообщений: 13 877
  • Благодарностей: 4 739

  • Расположение: Москва

  • Был 04.03.22 13:38

да, есть, например, сборник фольклора под редакцией Афанасьева. Называется сказками, но детям такие сказки не рискну читать.) Сказания, народные легенды скорее. Вот там просто описание паранормальщины всех видов. Очень интересные описания функционала персонажей, с техническими подробностями.  Очень интересная вещь. *THUMBS UP*
Пропп изучал Афанасьева, на его основе он вывел теорию про обряды инициации. Меня в контексте сказок и легенд любых - российских, скандинавских, американских и т.д. интересует чисто практический вопрос, который лежит только в научной плоскости, а конкретнее - в антропологии. Советский атеизм и отрицание мифологических персонажей сыграли очень важную роль в антропологии, а именно: часть сказочных образов не была отметена до конца, а присовокуплена к помощи при сборе информации о реликтовом гоминоиде. Только благодаря научному атеизму вопрос был поставлен ребром, по шекспировски: быть или не быть? Конечно, взятый в помощь фольклор, проанализированный учеником Поршнева - Баяновым, был достаточно ограниченым, ввиду ограниченности собранного автором материала. Сейчас, в 21 веке обнаруживается, что мировое наследие, которое можно рассматривать в качестве обозначения существа, гораздо обширнее. Моя задача - вычленить из собираемого "сказочного" материала данные о реликтовых гоминидах как об отдельной, недовымершей другой ветви гоминид, взаимодействие с ними людей, обряды, посвященные им. Змея Горыныча я пока оставил бы в стороне, хотя, часть фольклорных материалов представляет змеев, хозяев горы или озера, как вполне антропоморфных существ, и в данном случае "змей" - понятие оценочное, не говорящее напрямую о сущности. В фольклоре всё здорово перепутано, хотелось бы отыскать прежде всего прямые описания антропоморфных существ; в этом плане более информативными выглядят источники малоразвитых "аборигенских" народов.
Камень, который отвергли строители, сделался главою угла.