Пало Майомбе. Духи - Ритуалы - Заклинания. Темная сторона Сантерии.
Palo Mayombe. Spirits - Rituals - Spells. The Darkside of Santeria.
Carlos Galdiano Montenegro.
Пало Майомбе: Сад костей и крови. Учебник креольского колдовства.
Palo Mayombe: The Garden of Blood and Bones.
Nicholaj De Matytos Frisvold.
Правила Конго.
Reglas de Congo: Palo Monte Mayombe
Lydia Cabrera.
Долгое время считалось, что самой страшной «действующей» религией в мире является Вуду, но как, оказалось, есть кое-что и пострашней – Пало, которая в последние годы буквально возродилась в Конго и Венесуэле.
Религия Пало или по-другому «Правила Конго», по большому счёту, синтез нескольких религиозных направлений проповедующих поклонение мертвецам и практикующих такую чёрную магию по сравнением с которой Вуду просто детские шалости.
Однако, своё начало Пало берёт не в Конго, а на Кубе и в Доминиканский Республике. Пало-майомбе религия, происходящая из Конго. Иногда ее называют - пало, что в переводе с испанского означает палка (знахари конголезской традиции широко используют различные части трав и другой растительности).
Проповедовали же данную религию африканские рабы выходцы из племени Банту (Центральная Африка). Сейчас именно там Пало сохранилась в первозданном виде и что интересно, современные «палеро» (так называют последователей Пало), имеют белую кожу.
Майомбе - это название местности в западном Заире. Приверженцы
этого культа, распространенного на Кубе и в южных штатах США,
называют себя палеро или майомберо.
Майомберо пользуются славой существ, склонных к черной магии, некромантии, мести и извращенным убийствам. Говорят, что черная магия является для них просто способом выживания во враждебном мире. Воздаяния майомберо избегают, подкупая богов - предлагая им пищу, напитки, деньги и принося в жертву скот или иных животных.
Считается, что за плату шаманы пало майомбе готовы наслать порчу или смерть на кого угодно.
Некоторые приверженцы сантерии так боятся майомберо, что даже говорить о них не осмеливаются. Со своей стороны, колдуны уважают ориша и стараются не вступать с ними в контакт.
У пало-майомбе, однако, есть две ветви: христианская, иудейская, или некрещеная.
Христианские майомберо используют в своих ритуалах католическую святую воду и работают с силами Бога, которого они называют Самбия.
Некрещеные колдуны работают с силами дьявола (Кадиемпембе). Нганга - магический котел, изготовленный собственноручно. В котле хранятся человеческие черепа, кости, земля с кладбища, пыль с перекрестков, ветки, травы, насекомые, останки небольших зверей и птиц и острые специи.
После сложных ритуалов этот котел становится "микрокосмом". В нем живут духи мертвых, выполняющие задания шамана. За хорошую работу палеро дает духам кровь петуха.
Палеро почитают Самбию (Бога-Творца), своих предков, вообще всех мертвых и духов природы (аналогичных ориша в сантерии). Природные духи воспринимаются приверженцами пало-майомбе как "чистая энергия". Этим духам нельзя приказывать, их невозможно "приручить" или умилостивить; они имеют свои правила, и эти правила нельзя нарушать и осквернять. Особенно почитаем Нсаси (Чанго). Палеро утверждают, что этот ориша происходит не из Нигерии, а из Конго. Для Нсаси готовят особый котел, который называется Сьеие Райос, в переводе, что означает (Семь Молний).
Многие ритуалы Пало Майомбе включают в себя использование нганги – котла, наполненного священной землей, палками и человеческими костями (а также, временами, человеческой кровью, мертвыми животными, железными шипами и другими «прелестями»). Вероятно, именно потому не удивительно, что чужаки боятся Пало Майомбе. Однако, несмотря на довольно мрачные атрибуты, в этой религии человеческих жертвоприношений не больше, чем в других. Используемые части мертвецов берутся у уже скончавшихся. У Пало Майомбе нет той вездесущей связи с католичеством, что у других религий. Хотя большое количество энкиси очевидно позаимствованы из католического пантеона, многие другие не соответствуют конкретным святым.
В основе религии Пало лежат две идеи: поклонение духам предков и вера в силу природы. Казалось бы, совершенно безобидная концепция, но сразу перестаёшь так думать, как только увидишь алтарь Пало называемый «нганга» наполненный кладбищенской землёй, палками и … костями недавно умерших людей.
Жрецы Пало делятся на «добрых» и «злых». «Злых жрецов» боятся не только сами палеро но и приверженцы других религий, в том числе и Вуду. Если эти всемогущие чёрные маги возьмутся кому-то навредить, то не стоит даже сомневаться – колдовство будет смертельным и никакой даже самый сильный экстрасенс ничего не сможет сделать, ну если только что сам последует за обречённым.
«Добрые жрецы» гадают и предсказывают, глядя в зеркало, прикрепленное к рогу быка или козла. Но особой популярностью для гадания пользуется порох - его делят на семь кучек и зажигают в определённой последовательности. Если возгорание пороха происходит в том же порядке что и поджигание, считается - духи дали положительный ответ на ваш вопрос. Ещё один способ гадания «добрых жрецов»: берётся совершенно белая тарелка. Этой тарелкой «жрец добра» дотрагивается до различных частей тела человека (так на тарелку переходит информация о клиенте) после этого тарелку держат над пламенем свечи и затем изучают узоры копоти (по типу гадания на кофейной гуще).
В конце проводят особый ритуал с использованием только что отделенных от мяса человеческих костей. Зрелище, надо сказать, не для слабонервных, «новички» и случайные зрители (хотя, навряд ли кто-то попадёт туда случайно, во всяком случае, не для жрецов) приходят в неописуемый ужас, говорят, что некоторые так от него и не оправляются.
Главным поставщиком «ритуальных костей Пало» стало кладбище Cementerio del sur в Каракосе. По кладбищу всё время рыщут страшные типы, иногда вооружённые не только лопатами. Свежие могилы постоянно разрывают, а гробы вскрывают. Бывает, тела пропадают полностью, бывает только голова или тело, а бывает, что кости от плоти отделяют прямо на месте, плоть естественно оставляют, а кости уносят. Особой популярностью у «палеро» пользуются трупы молодых людей, особенно девушек.
Дело дошло до того, что на кладбище боятся заходить не только родственники покойных, но и охрана, призванная блюсти порядок на территории погоста, не отходит от ворот больше чем на сто метров. Всё это очень прискорбно, так как на Cementerio del sur хоронили не только простых граждан, но и многих известных людей. До того как сюда зачастили вандалы, туристы могли любоваться прекрасными скульптурами и великолепными крестами семейных склепов. Кладбище входило во все туристические путеводители, а пышностью и убранством Cementerio del sur сравнивали со знаменитым парижским кладбищем Пер-Лашез.